Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н, судей Алексеева Д.В, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общественной организации Спасского района Республики Татарстан "Народное дело" на решение Спасского районного суда Республики Татарстан от 28 января 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 7 июня 2019 года по административному делу N 2а-11/2019 по административному исковому заявлению общественной организации Спасского района Республики Татарстан "Народное дело" об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии Спасского района Республики Татарстан.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, заключение прокурора Хлебниковой Е.В, возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
общественная организации Спасского района Республики Татарстан "Народное дело" обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии Спасского района Республики Татарстан, указав, что решением N 3 Территориальной избирательной комиссии Спасского района от 9 июня 2018 года сформированы участковые избирательные комиссии N 2543 - 2882 Спасского муниципального района Республики Татарстан, куда не вошли представители общественной организации Спасского района Республики Татарстан "Народное дело".
Общественная организация "Народное дело" просила отменить решение N 3 Территориальной избирательной комиссии Спасского района от 9 июня 2018 года N 3, признать незаконным действия РОД "Татарстан - новый век (Яна Гасыр)" и ТРО ВПП "Единая Россия" при сдаче документов для формирования новых составов УИК Спасского района Республики Татарстан и обязать Территориальную избирательную комиссию Спасского района Республики Татарстан ввести в составы участковых избирательных комиссий Спасского района Республики Татарстан всех представителей "Народное дело".
Решением Спасского районного суда Республики Татарстан от 28 января 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 7 июня 2019 года, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе общественная организации Спасского района Республики Татарстан "Народное дело" ссылается на то, что судами первой и апелляционной инстанции нарушены нормы материального и процессуального права.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены участковые избирательные комиссии N2543 по N 2552 и с N 2554 по N 2584
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущены.
Согласно пункту 2 статьи 22 Федерального Закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии по выборам в органы местного самоуправления, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
Согласно пункту 5 статьи 27 Федерального Закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Территориальная комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений: а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона; в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
В соответствии с абзацем 3 пункта 8.7 постановления ЦИК России от 17 февраля 2010 года N 192/1337-5 "О Методических рекомендациях о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий" отбор кандидатур проводится на основании процедуры, определенной решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а при его отсутствии - решением соответствующей территориальной комиссии. Процедура отбора может предусматривать рейтинговое голосование, жеребьевку, иные способы определения конкретных кандидатур для назначения в состав участковой избирательной комиссии.
Кандидатуры, предложенные в состав участковой избирательной комиссии, но не назначенные членами комиссии, зачисляются в резерв составов участковых комиссий, который формируется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в соответствии с Порядком формирования резерва составов участковых комиссий и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий, установленным ЦИК РФ. Согласно приведенным положениям процедура отбора кандидатов в члены участковой избирательной комиссии, в том числе в форме рейтингового голосования, при отсутствии по этому вопросу решения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации устанавливается территориальной избирательной комиссией. (пункт 8.8.).
Из материалов дела следует, что на территории Спасского муниципального района Республики Татарстан образован 41 избирательный участок. В связи с истечением срока полномочий участковых избирательных комиссий с 18 апреля 2018 года по 17 мая 2018 года Территориальная избирательная комиссия Спасского района Республики Татарстан осуществляла приём предложений по кандидатурам в новые составы участковых избирательных комиссий и резерв составов участковых избирательных комиссий.
В установленный срок в Территориальную избирательную комиссию Спасского района Республики Татарстан поступили предложения от Местного отделения политической партии "Единая Россия", политической партии территориального регионального отделения КПРФ, регионального отделения политической партии "ЛДПР", регионального отделения политической партии "Справедливая Россия", регионального отделения политической партии "Коммунисты России", Республиканского общественного движения "Татарстан - Новый век", от собраний избирателей по месту работы и жительства.
Предложения по кандидатурам, направленные общественной организацией Спасского района "Народное дело" через почтовое отделение заказным письмом 17 мая 2018 года, поступили в Территориальную избирательную комиссию Спасского района Республики Татарстан 21 мая 2018 года.
Всего в Территориальную избирательную комиссию Спасского района поступило 452 предложения по кандидатурам в составы участковых избирательных комиссий. Административным истцом была предложена 41 кандидатура без предоставления документов, перечень которых установлен Методическими рекомендациями.
Решением Территориальной избирательной комиссии Спасского района от 18 мая 2018 года N 2 был утвержден Порядок отбора кандидатур для назначения в состав участковых избирательных комиссий. При этом в силу пункта 2.1 Порядка территориальная избирательная комиссия осуществляет отбор кандидатур для назначения в состав участковой избирательной комиссии мягким рейтинговым голосование.
По результатам заседания 9 июня 2018 года Территориальной избирательной комиссии Спасского района принято решение N 3 о формировании участковых избирательных комиссий избирательных участков с N 2543 по N 2552, с N 2554 по N 2584 и о назначении их председателей с указанием лиц, назначенных членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса.
Вывод суда об отсутствии нарушений прав административного истца является правильным.
Территориальная избирательная комиссия Спасского района, являющаяся коллегиальным органом, вправе при обсуждении вопроса о формировании участковых комиссий учесть и оценить совокупность всех обстоятельств и требований, предъявляемых к кандидатам и представляемым ими документам, и на основе данной оценки с соблюдением требований статей 22 и 26 Федерального закона N 67-ФЗ принять большинством голосов членов комиссии соответствующее решение. Заседание Территориальной избирательной комиссии Спасского района проведено в открытом режиме, гласно, кандидатуры, предложенные административным истцом, в члены участковых избирательных комиссий были рассмотрены на заседании Территориальной избирательной комиссии Спасского района, наравне с кандидатами от других субъектов выдвижения. По результатам рейтингового голосования они не набрали необходимого количества голосов, что не свидетельствует о нарушении избирательных прав административного истца.
Кроме того, отказывая в удовлетворении требований общественной организации Спасского района Республики Татарстан "Народное дето", суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о пропуске срока на обращение в суд без наличия уважительных причин.
Частями 1 и 10 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах.
Пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.
Судебными инстанциями обоснованно принято во внимание, что заседание Территориальной избирательной комиссии Спасского района проведено в открытом режиме, гласно. Кандидатуры, предложенные административным истцом, в члены участковых избирательных комиссий, рассмотрены на заседании Территориальной избирательной комиссии Спасского района наравне с кандидатами от других субъектов выдвижения.
Низамова Р.Х, являвшаяся председателем общественной организации Спасского района Республики Татарстан "Народное дето", присутствовала на заседание Территориальной избирательной комиссии Спасского района 9 июня 2018 года, а потому достоверно знала о принятом решении. С административным исковым заявлением данная общественная организация обратилась в суд 28 ноября 2018 года, то есть с пропуском процессуального срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований. Доказательств, исключающих возможность обращения с соответствующим заявлением в суд в установленный законом срок, административным истцом не представлено.
Поскольку доказательств наличия уважительных причин пропуска срока на обращение в суд материалы дела не содержат, выводы о пропуске срока на обращение в суд без наличия уважительных причин, являются правильными.
Согласно части 2 статьи 36 Кодекса административного судопроизводства, если в результате удовлетворения заявлений об отводе судей или по причинам, указанным в статье 32 настоящего Кодекса, невозможно сформировать новый состав суда для рассмотрения данного административного дела в том же суде, административное дело передается вышестоящим судом в другой суд того же уровня в порядке, установленном статьей 27 настоящего Кодекса.
Между тем, оснований для применения данной нормы процессуального закона не имелось. В связи с чем несостоятельна ссылка в кассационной жалобе на то, что суд апелляционной инстанции не вынес определение об отказе в передаче дела в суд другого субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Спасского районного суда Республики Татарстан от 28 января 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 7 июня 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу общественной организации Спасского района Республики Татарстан "Народное дело" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.