Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ившиной Т.В, судей Якушевой Е.В. и Арзамасовой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сотникова Сергея Петровича на решение Ленинского районного суда г. Оренбург от 28.01.2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 07.05.2019 г. по гражданскому делу N2-795/2019 по иску Сотникова Сергея Петровича к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Оренбургской области", Министерству обороны Российской Федерации о признании ветераном боевых действий и возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий.
Заслушав доклад судьи Якушевой Е.В, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сотников С.П. 11.12.2018 г. обратился в Ленинский районный суд г. Оренбурга с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Оренбургской области" (далее - ФКУ "Военный комиссариат Оренбургской области"), Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ) о признании ветераном боевых действий и возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий.
В обоснование своих требований Сотников С.П. указал, что он работал форсунщиком, помощником повара, поваром-универсалом, кладовщиком в в/ч N дислоцированной в Сирийской Арабской Республике (далее - САР) с 03.10.2015 г. по 10.11.2015 г, 17.12.2015 г. по 14.02.2016 г, 18.03.2016 г. по 15.07.2016 г, 18.06.2017 г. по 03.11.2017 г, что подтверждается командировочными удостоверениями и справками войсковой части. Имеет благодарность за содействие в решении специальных задач на территории САР от президента Российской Федерации от 12.12.2016 г. На обращение в ФКУ "Военный комиссариат Оренбургской области" ему было отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий со ссылкой на то, что он не был направлен в командировку Министерством обороны Российской Федерации. Ссылаясь на то, что он относится к лицам, направленным на работу для обеспечения выполнения специальных задач на территории САР, а, следовательно, имеет право получить статус ветерана боевых действия и соответствующие льготы, просил признать его ветераном боевых действий и обязать Минобороны РФ выдать удостоверение ветерана боевых действий.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 28.01.2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 07.05.2019 г, исковые требования Сотникова С.П. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Сотников С.П. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, как незаконные и принять новое решение, которым удовлетворить его иск в полном объеме.
Сотников С.П, представитель ФКУ Военный комиссариат Оренбургской области", Министерства обороны Российской Федерации, ООО "Ресторан Сервис Плюс", извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив письменный отзыв ФКУ Военный комиссариат Оренбургской области" на кассационную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно части 2 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неправильным применением норм материального права являются: 1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких оснований для отмены или изменения судебных постановлений по доводам кассационной жалобы и изученным материалам дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Сотников С.П. принят на работу в ООО "Универсал 56" на должность механика 01.08.2014 г. и уволен 28.10.2015 г, 02.07.2018 г. принят на работу мастером производственного обучения ФКП образовательного учреждения N, что подтверждается записями за N N в трудовой книжке Сотникова С.П.
Сотников С.П. в период с 09.11.2015 г. по 14.02.2016 г. на основании командировочных удостоверений направлялся ООО "РесторанСервис Плюс" в командировку с целью организации питания в/ч 73684 в качестве помощника повара, повара универсала.
Согласно справкам начальника штаба войсковой части - полевая почта N от 13.02.2016 г. N, от 14.07.2016 г. N Сотников С.П. привлекался к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта на территории Сирийской Арабской Республики с 17.12.2015 г. по 14.02.2016 г, с 18.03.2016 г. по 15.07.2016 г.
По информации Федерального государственного казённого учреждения "Центральное управление правового обеспечения" Минобороны РФ от 06.05.2019 г. Министерство обороны Российской Федерации в период 2015-2016 г.г. с ООО "РесторанСервис Плюс" каких-либо государственных контрактов на осуществление организации питания в войсковой части- полевая почта 73684 не заключалось. ООО "РесторанСервис Плюс" заключены контракты с АО "Военторг" в рамках исполнения последним заключенного 28.11.2014 г. с Минобороны РФ государственного контракта N на оказание услуг по организации питания для нужд Минобороны РФ в 2015-2017 г.г.
За содействие в решении специальных задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, высокий профессионализм и мастерство, проявленные при исполнении гражданского долга Сотникову С.П. 12.12.2016 г. объявлена благодарность Президентом Российской Федерации.
Заключением, утвержденным Председателем комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий 03.30.2017 г, помощнику повара в/ч 73684 Сотникову С.П. отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий с указанием на то, что в служебную командировку в САР Минобороны РФ Сотников С.П. не направлялся, вопрос о выдаче удостоверения не входит в компетенцию Минобороны РФ.
Оставляя исковое заявление Сотникова С.П. без удовлетворения, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что для признания гражданина в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" ветераном боевых действий и для получения удостоверения ветерана боевых действий, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, необходимо подтвердить факт его непосредственного участия в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территории соответствующего государства в определенный период времени, однако истцом данные обстоятельства не доказаны. Представленные истцом документы не являются доказательствами, подтверждающими факт непосредственного участия истца в боевых действиях в Сирийской Арабской Республике, так как из них не следует, что истец являлся участником боевых действия. Сам по себе факт нахождения истца на территории САР не служит основанием для признания его участником боевых действий.
Суд первой инстанции указал, что истцом требования заявлены к ФКУ "Военный комиссариат Оренбургской области", в полномочия которого принятие заключения о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения ветерана боевых действий не входит.
Оценивая довод истца о наличии благодарности Президента Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что данная благодарность не подтверждает его участие в боевых действиях.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы жалобы Сотникова С.П, указал, что Федеральным законом от 03.07.2016 г. N256-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О ветеранах" от 12.01.1995 г. N5, пункт 1 статьи 3 которого дополнен подпунктом 7 следующего содержания "лица, направлявшиеся на работу для обеспечения выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики с 30.09.20-15 г, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам" и 29.09.2017 г. утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Минобороне РФ приказом Министра обороны РФ N595, согласно которому необходимо представить выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, подтверждающих даты или периоды выполнения заявителем указанных задач либо документов, подтверждающих получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.
Учитывая пояснения истца о том, что прибыв на территорию САР он заключил договор с ООО "РесторанСервис Плюс", которая выплачивала ему заработную плату и получала ее в г. Оренбурге его супруга, а также сведения о заключении ООО "РесторанСервис Плюс" контрактов с АО "Военторг", выполнявшим заключенный 28.11.2014 г. с Минобороны РФ государственного контракта N N на оказание услуг по организации питания для нужд Минобороны РФ в 2015-2017 г.г, в том числе на осуществление организации питания войсковой части- полевая почта N, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что правовых оснований для удовлетворения иска Сотникова С.П. нет. Доказательств, подтверждающих направление истца на работу для обеспечения выполнения специальных задач на территории САП материалы дела, не содержат. Наличие благодарности не является основанием для отнесения Сотникова С.П. к лицам, направлявшимся на работу для обеспечения выполнения специальных задач на территории САР, поскольку к реализованному наградному материалу относится копия орденской книжки, удостоверение к государственной награде либо выписка из соответствующего указа (приказа) о награждении. Копия наградного листа (представления к награждению) либо выписка из него представляется в обязательном порядке для подтверждения факта непосредственного участия в боевых действиях либо в их обеспечении.
В кассационной жалобе Сотников С.П, не соглашаясь с выводами судов, приводит доводы о том, что суды неправильно применили нормы материального права, неверно пришли к выводу, что он не соответствует критериям принадлежности к категории ветеранов боевых действий для лиц, привлекавшихся к выполнению задач на территории САР, поскольку не является военнослужащим, призванным на военные сборы, лицом рядового или начальствующего состава, либо иным лицом, сославшись на подпункт 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах", абзац 5 пункта 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Минобороны РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 29.09.2017 г. N595 (далее - Порядок). Суды не учли, что он подпадает под основание, предусмотренное в подпункте 7 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах" как лицо, направлявшееся на работу для обеспечение специальных задач на территории САР с 30.09.2015 г. и отработавшее установленный при направлении срок либо откомандированное досрочно по уважительным причинам, для которых абзацем 12 пункта 8 Порядка установлена обязанность представить документы, подтверждающие факт направления на работу для обеспечения выполнения специальных задач на территории САР с 30.09.2015 г. и отработки установленного при направлении срока или откомандирования досрочно по уважительным причинам. Необходимые документы им были представлены, но суд отказал в удовлетворении иска.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с вынесенными судебными постановлениями не может повлечь их отмену по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах" (далее - ФЗ РФ N5-ФЗ от 12.01.1995 г.) к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 (введен Федеральным законом от 03.07.2016 N256-ФЗ) ФЗ РФ N5-ФЗ от 12.01.1995 г. к ветеранам боевых действий относятся лица, направлявшиеся на работу для обеспечения выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики с 30 сентября 2015 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 г. N763 (далее - Постановление Правительства от 19.12.2003 г. N763) "Об удостоверении ветерана боевых действий" утверждена инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий.
В пункте 3 указанного Постановления указано, что выдача удостоверения ветерана боевых действий единого образца осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 7 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной Постановлением Правительства от 19.12.2003 г. N763 удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки. (пункт 1) Выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы. (пункт 2)
Приказом Министра обороны РФ от 29.09.2017 г. N595 утвержден порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны РФ (далее - Порядок N595 от 29.09.2017 г.), согласно которому в Министерстве обороны Российской Федерации выдача удостоверений ветерана боевых действий (далее - удостоверение) осуществляется лицам, указанным в статье 3 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно пунктам 2, 6 указанного Порядка N595 от 29.09.2017 г. рассмотрение обращений о выдаче удостоверений осуществляется комиссиями Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий (далее - комиссии) под общим руководством и контролем центральной комиссии Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий (далее - центральная комиссия). Для получения удостоверения личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации подает обращение (военнослужащие - рапорт, гражданский персонал - заявление), направляемое командованием (руководством) в соответствующую комиссию (центральную комиссию), к компетенции которой относится рассмотрение и решение вопроса о выдаче заявителю удостоверения. Иные лица для получения удостоверения обращаются с заявлением в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, через военный комиссариат по месту постановки на воинский учет (по месту жительства) (кроме проживающих на территориях Мурманской области, Архангельской области и Республики Коми, которые обращаются в комиссию Северного флота), а лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, - через военный комиссариат по месту нахождения исправительного учреждения.
В соответствии с пунктами 7, 8, 9 Порядка N595 от 29.09.2017 г. в заявлении (рапорте), кроме фамилии, имени и отчества (при наличии), указываются иными лицами - личный номер (при наличии), воинское звание в запасе либо в отставке или классный чин (при наличии), дата рождения, адрес места жительства, периоды (даты) участия в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, участия в обеспечении боевых действий (выполнения специальных задач) и государство (территория) в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", согласие на обработку персональных данных. Вместе с заявлением (рапортом) предоставляются лицами, выполнявшими специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики с 30 сентября 2015 г, - выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, подтверждающие даты или периоды выполнения заявителем указанных задач, либо документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал. Лицами, указанными в подпункте 7 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - документы, подтверждающие факт направления на работу для обеспечения выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики с 30 сентября 2015 г. и отработки установленного при направлении срока либо откомандирования досрочно по уважительным причинам. К реализованному наградному материалу относится копия орденской книжки (удостоверения к государственной награде (награде) либо выписка из соответствующего указа (приказа) о награждении. При этом в обязательном порядке представляется копия наградного листа (представления к награждению) либо выписка из наградного листа (представления к награждению), подтверждающего факты непосредственного участия в боевых действиях (выполнения задач, боевых операций, заданий) либо их обеспечения.
В силу пункта 13 Порядка N595 от 29.09.2017 г. в случае отсутствия у заявителя оснований для выдачи ему удостоверения военный комиссариат субъекта Российской Федерации сообщает об этом заявителю (с указанием причин отсутствия оснований для выдачи ему удостоверения).
В обоснование своих требований Сотников С.П. указал, что находился в период 2015-2017 г.г. на территории Сирийской Арабской Республики в войсковой части на основании командировочного удостоверения ООО "РесторанСервис Плюс", согласно которому он был направлен в место назначения с целью организации питания.
Оценивая доводы истца суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что законом определен круг лиц, которые относятся к ветеранам боевых действий и которым осуществляется выдача удостоверения ветерана боевых действий, к числу которых Сотников С.П. не относится.
Каких-либо доказательств участия Сотникова С.П. в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, участия в обеспечении боевых действий (выполнения специальных задач), получения в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо наличия реализованного наградного материала, либо направления на работу для обеспечения выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики с 30 сентября 2015 года, в материалах дела не содержится.
Доводы кассационной жалобы, в том числе о том, что суды неверно применили нормы материального права, не учли, что представленные им документы подтверждают его право получить удостоверение ветерана боевых действий и соответствующие льготы, основаны на неверном толковании норм права и направлены на иную оценку представленных доказательств и установленных фактических обстоятельств данного дела, не могут служить поводом для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Таким образом, каких-либо нарушений либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, судом первой и апелляционной инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Оренбург от 28.01.2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 07.05.2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Сотникова Сергея Петровича - без удовлетворения.
Председательствующий Подпись Т.В. Ившина
Судьи Подпись Л.В. Арзамасова
Подпись Е.В. Якушева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.