Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 10 декабря 2019 г.) жалобу директора государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ипатовское дорожное ремонтно-строительное управление" Сауткина С.С. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Ипатовского района Ставропольского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 3 Ипатовского района Ставропольского края, от 21 августа 2019 г., решение судьи Ипатовского районного суда Ставропольского края от 30 сентября 2019 г., вынесенные в отношении государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ипатовское дорожное ремонтно-строительное управление" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Ипатовского района Ставропольского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 3 Ипатовского района Ставропольского края, от 21 августа 2019 г, оставленным без изменения решением судьи Ипатовского районного суда Ставропольского края от 30 сентября 2019 г, государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ипатовское дорожное ремонтно-строительное управление" (далее ГУП СК - "Ипатовское ДРСУ") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, директор ГУП СК "Ипатовское ДРСУ" Сауткин С.С. просит отменить судебные акты, состоявшиеся в отношении ГУП СК "Ипатовское ДРСУ" по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу положений статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Согласно пунктам 5.2.4, 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (далее - ГОСТ Р 50597-2017), утвержденного Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3. Обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов (таблица А.2 приложения А), влияющих на безопасность дорожного движения, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.4.
Пункт 5.3.2 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. N 270-ст (далее- ГОСТ Р 52766-2007), содержит требования к остановочным пунктам на автомобильных дорогах.
Как усматривается из материалов дела, в результате проверки эксплуатационного состояния автомобильной дороги Преградное-Тахта-Ипатово должностным лицом ОГИБДД ОМВД России по Ипатовскому городскому округу выявлено, что ГУП СК "Ипатовское ДРСУ", являясь ответственным лицом за содержание указанной автомобильной дороги на участке с "адрес" дороги "данные изъяты", нарушило правила ее содержания в безопасном для дорожного движения состоянии: в нарушение пункта 13 Основных положений, пунктов 5.2.4, 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 на участках 35 км +800 м и 41 км + 600м допущены занижение обочины и многочисленные дефекты покрытия (просадки), не приняты меры к ограничению движения; в нарушение пункта 5.3.2 ГОСТ Р 52766-2007 на участке с 17 км +630 м до 95 км+363 м остановочные пункты не оборудованы элементами обустройства.
По данному факту должностным лицом ОГИБДД ОМВД России по Ипатовскому городскому округу возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем вынесено соответствующее определение.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ГУП СК "Ипатовское ДРСУ" 19 июля 2019 г. должностным лицом ОГИБДД Отдела МВД России по Ипатовскому городскому округу протокола об административном правонарушении и привлечения 21 августа 2019 года мировым судьей судебного участка N 1 Ипатовского района Ставропольского края, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка N 3 Ипатовского района Ставропольского края к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ГУП СК "Ипатовское ДРСУ" указанного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами:
протоколом об административном правонарушении от 19 июля 2019 г, составленным в отсутствие юридического лица ГУП СК "Ипатовское ДРСУ", извещенного надлежащим образом (л.д. 6, 7);
актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда N 525 от 21 мая 2019 г. с фототаблицей и видеозаписью на CD-диске к нему (л.д. 9-19);
уставом ГУП СК "Ипатовское ДРСУ" (л.д. 60-77);
государственным контрактом N N от 12 марта 2019 г. (далее - государственный контракт), заключенным между Министерством дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и ГУП СК "Ипатовское ДРСУ" (л.д. 81-106), и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанное деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы о том, что ГУП СК "Ипатовское ДРСУ" не является субъектом данного административного правонарушения, являлись предметом проверки и оценки нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в соответствующих судебных актах, установленные обстоятельства и выводы о виновности ГУП СК "Ипатовское ДРСУ" в совершении вмененного административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемых актов.
Объективную сторону административного правонарушения в соответствии с положениями части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятии мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта рассматриваемого административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
Как следует из Устава ГУП СК "Ипатовское ДРСУ", данное предприятие является коммерческой организацией, находится в ведомственном подчиненности Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, на которого возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях. Учредителем и собственником имущества предприятия является Ставропольский край.
В силу пункта 2.2 Устава целями создания Учреждения является в том числе осуществление в установленном законодательством Российской Федерации и Ставропольского края работы по организации строительства, реконструкции, капитальному ремонту, содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений на них.
ГУП СК "Ипатовское ДРСУ", как подрядчик по государственному контракту, обязуется выполнять работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и сооружений на них, в том числе в Ипатовском районе (пункт 1.1), согласно техническому заданию в перечень автомобильных дорог, подлежащих содержанию также входит автомобильная дорога Преградное-Тахта-Ипатово (пункт 1 приложения 1 к государственному контракту).
Таким образом, должностное лицо и судебные инстанции обоснованно исходили из того, что установленный факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии при отсутствии доказательств принятия ГУП СК "Ипатовское ДРСУ" всех зависящих от него мер к соблюдению действующего законодательства с учетом положений Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ, Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ свидетельствует о том, что указанное предприятие, будучи лицом, ответственным за состояние на участке с 17 км+630 до 95 км+363 м автодороги Преградное-Тахта-Ипатово, является субъектом вмененного ему административного правонарушения и подлежит административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости мирового судьи при рассмотрении дела, судьи районного суда при рассмотрении жалобы, не представлено, каких-либо неустранимых сомнений в виновности заявителя в материалах дела также не имеется. Таким образом, принцип презумпции невиновности при производстве по делу об административном правонарушении нарушен не был.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом исследования судов, не опровергают установленных обстоятельств и не влияют на законность принятых по делу судебных актов.
Постановление о привлечении к административной ответственности ГУП СК "Ипатовское ДРСУ" за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Дело об административном правонарушении мировым судьей судебного участка N 1 Ипатовского района Ставропольского края, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка N 3 Ипатовского района Ставропольского края, жалоба судьей Ипатовского районного суда Ставропольского края рассмотрены с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО4
Административное наказание назначено ГУП СК "Ипатовское ДРСУ" в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем имеются основания для изменения вынесенных по делу актов по следующим основаниям.
Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, которая предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.
К комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и/или искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической технической категории, без изменения границ полосы отвода, относятся работы по устройству недостающих остановочных и посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках, тротуаров, туалетов, площадок для остановки или стоянки автомобилей с обустройством для отдыха участников движения, смотровыми ямами или эстакадами, с оборудованием знаками и ограждениями (подпункт "в" подпункта 4 пункта 4 приказа Минтранса России от 16 ноября 2012 года N 402).
ГУП СК "Ипатовское ДРСУ" должностным лицом вменено бездействие, связанное с непринятием своевременных и исчерпывающих мер по приведению в нормативное состояние участка дороги с 17 км+630 м до 95 км+363 м автодороги Преградное-Тахта-Ипатово, выразившееся в не оборудовании элементами обустройства остановочных пунктов.
Вместе с тем работы по оборудованию элементами обустройства остановочных пунктов на данном участке дороги относятся к капитальному ремонту автомобильных дорог, полномочиями по проведению которого ГУП СК "Ипатовское ДРСУ" не делегированы, указанные работы государственным контрактом не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения названного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 1 Ипатовского района Ставропольского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 3 Ипатовского района Ставропольского края, от 21 августа 2019 г, решение судьи Ипатовского районного суда Ставропольского края от 30 сентября 2019 г, вынесенные в отношении ГУП СК "Ипатовское ДРСУ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению путем исключения из них указания на то, что ГУП СК "Ипатовское ДРСУ" допустил бездействие, связанное с непринятием своевременных мер по оборудованию участка дороги с 17 км+630 м до 95 км+363 м Преградное-Тахта-Ипатово элементами обустройства остановочных пунктов.
Исключение изложенного выше вывода не может повлечь ухудшение положения лица, в отношении которого вынесено названное постановление.
Руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Ипатовского района Ставропольского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 3 Ипатовского района Ставропольского края, от 21 августа 2019 г, решение судьи Ипатовского районного суда Ставропольского края от 30 сентября 2019 г, вынесенные в отношении государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ипатовское дорожное ремонтно-строительное управление" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: исключить из них указание на совершение государственным унитарным предприятием Ставропольского края "Ипатовское дорожное ремонтно-строительное управление" бездействия, связанного с непринятием своевременных мер по оборудованию участка дороги с 17 км+630 до 95 км+363 м Преградное-Тахта-Ипатово элементами обустройства остановочных пунктов.
В остальной части вышеуказанные судебные акты оставить без изменения, жалобу директора государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ипатовское дорожное ремонтно-строительное управление" Сауткина С.С. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Х. Юлдашев
Справка:
мировой судья Куликова О.В.
судья районного суда Цымбал М.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.