Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 12 ноября 2019 г.) жалобу Гринько С.П. на вступившие в законную силу постановление инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по Левокумскому району N N от 26 февраля 2019 года, решение судьи Левокумского районного суда от 8 апреля 2019 года (N 12-25/19), решение судьи Ставропольского краевого суда от 5 июня 2019 года (N 7-400/2019), вынесенные в отношении Гринько С.П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ:
постановлением инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по Левокумскому району Ставропольского края от 26 февраля 2019 г, оставленным без изменения решением судьи Левокумского районного суда Ставропольского края от 8 апреля 2019 г. и решением судьи Ставропольского краевого суда от 5 июня 2019 г, Гринько С.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, Гринько С.П. постановление должностного лица, а также судебные акты, вынесенные в порядке его обжалования, просит отменить в связи с незаконностью и необоснованностью, прекратить производство по делу.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что постановлением инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по Левокумскому району Ставропольского края от 26 февраля 2019 г. Гринько С.П. привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что в нарушение требований пункта 22.9 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, 26 февраля 2019 г. в 16 часов 32 минуты, управляя транспортным средством марки "данные изъяты" государственный регистрационный знак N, перевозил на заднем пассажирском сиденье автомобиля ребенка, не достигшего 7 летнего возраста (5 лет), без использования детских удерживающих систем (устройств), соответствующих росту и весу ребенка.
Постановление в отношении Гринько С.П. инспектором ГИБДД вынесено в соответствии с частью 1 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в упрощенном порядке, без составления протокола об административном правонарушении.
Проверяя доводы жалобы Гринько С.П. о его невиновности в совершении административного правонарушения, судьи Левокумского районного суда Ставропольского края и Ставропольского краевого суда не нашли оснований для ее удовлетворения, признали выводы инспектора ГИБДД о виновности лица в совершении административного правонарушения обоснованными, не усмотрели нарушения порядка привлечения к административной ответственности.
Между тем с выводами судебных инстанций об отсутствии нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении согласиться нельзя, поскольку они противоречат материалам дела.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения выносится постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.
В случае если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении, отбираются объяснения.
В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, поскольку в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.
Из постановления по делу об административном правонарушении усматривается, что подпись Гринько С.П. содержится в графе "наличие события административного правонарушения и назначение административного наказания не оспариваю". Вместе с тем по тексту обжалуемого постановления имеется запись, выполненная Гринько С.П. о несогласии с выводом инспектора и о необходимости составления протокола в его присутствии, что свидетельствует об оспаривании им события правонарушения.
При таких обстоятельствах должностное лицо административного органа обязано было составить протокол об административном правонарушении в отношении Гринько С.П, чего сделано не было.
Должностное лицо административного органа, рассмотрев дело без составления протокола об административном правонарушении, лишило Гринько С.П. возможности реализовать свое право на защиту и нарушило его права, предусмотренные частями 3, 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, с законностью постановления должностного лица ГИБДД и судебных решений согласиться нельзя, они подлежат отмене, поскольку допущенные процессуальные нарушения на стадии возбуждения дела об административном правонарушении носят существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Учитывая изложенное, производство по настоящему делу подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
жалобу Гринько С.П. удовлетворить частично.
Постановление инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по Левокумскому району Ставропольского края N от 26 февраля 2019 г, решение судьи Левокумского районного суда Ставропольского края от 8 апреля 2019 г, решение судьи Ставропольского краевого суда от 5 июня 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Гринько С.П. отменить, производство по данному делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены постановление и решения.
Заместитель председателя
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Х. Юлдашев
Справка:
судья районного суда Иванов М.А.
судья краевого суда Леонов А.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.