Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мустафаева ФИО9 на решение Хивского районного суда Республики Дагестан от 3 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 24 сентября 2019 г. по административному делу N 2а-125/2019 по административному исковому заявлению Мустафаева ФИО10 к конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования "Хивский район", Собранию депутатов муниципального образования "Хивский район" о признании незаконными решения конкурсной комиссии от 8 апреля 2019 г, связанное с отбором кандидатов на должность главы муниципального образования "Хивский район" и отмены результатов по отбору кандидатур и результатов голосования по выборам главы муниципального образования "Хивский район" и признании незаконным решения Собрания депутатов муниципального образования "Хивский район" от 5 марта 2019 г. N "данные изъяты".
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, выслушав объяснения представителя Мустафаева Э.К. по доверенности Мустафаева А.Г, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя административных ответчиков по доверенности Исаева А.И, поддержавшего доводы, изложенные в письменных возражениях, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Собрания депутатов муниципального образования "Хивский район" от 31 октября 2016 г. N 44 "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования "Хивский район" утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования "Хивский район".
5 марта 2019 г. решением Собрания депутатов муниципального образования "Хивский район" N "данные изъяты" объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования "Хивский район". Решение и условия проведения конкурса опубликованы в официальном печатном средстве массовой информации - муниципальной газете " "данные изъяты"" ДД.ММ.ГГГГ N "данные изъяты" ("данные изъяты"), а также размещено на официальном сайте администрации муниципального образования "Хивский район".
Мустафаев Э.К. обратился в суд с административным иском к конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования "Хивский район" (далее также - Комиссия), Собранию депутатов муниципального образования "Хивский район" о признании незаконными решения конкурсной комиссии от 8 апреля 2019 г, связанное с отбором кандидатов на должность главы муниципального образования "Хивский район" и отмены результатов по отбору кандидатур и результатов голосования по выборам главы муниципального образования "Хивский район" и признании незаконным решения Собрания депутатов муниципального образования "Хивский район" от 5 марта 2019 г. N "данные изъяты"
В обоснование своих требований указал, что он принимал участие в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования "Хивский район", объявленному решением Собрания депутатов муниципального образования "Хивский район" от 5 марта 2019 г. N "данные изъяты"
8 апреля 2019 г. состоялось заседание Комиссии, на котором рассматривались пять кандидатур, по итогам отобраны два кандидата. Он, как участник конкурса, не был включен в список кандидатов для направления в Собрание депутатов муниципального района "Хивский район". Полагает решение Комиссии по отбору кандидатов на должность главы муниципального образования "Хивский район" и результаты голосования незаконными, нарушающими его права, свободы и законные интересы, так как конкурс на замещение должности главы проведен с нарушением процедур и требований, установленных Положением о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования "Хивский район; оспариваемое решение не соответствует требованиям закона и противоречит названному Положению, не содержит условия проведения конкурса, что нарушает его право на получение информации.
Решением Хивского районного суда Республики Дагестан от 3 июля 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 24 сентября 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной через Хивский районный суд Республики Дагестан 12 ноября 2019 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 18 ноября 2019 г, Мустафаев Э.К. просит судебные акты отменить ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений не допущено.
В соответствии со статьей 12 и частью 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления, определены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 части 2 статьи 36 вышеназванного Федерального закона глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования (часть 2.1 статьи 36 указанного Федерального закона).
Как следует из материалов дела, решением Собрания депутатов муниципального образования "Хивский район" от 31 октября 2016 г. N "данные изъяты" "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования "Хивский район" утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования "Хивский район".
5 марта 2019 г. решением Собрания депутатов муниципального образования "Хивский район" N "данные изъяты" объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования "Хивский район". Решение и условия проведения конкурса опубликованы в официальном печатном средстве массовой информации - муниципальной газете " "данные изъяты"" ДД.ММ.ГГГГ N "данные изъяты" ("данные изъяты"), а также размещено на официальном сайте администрации муниципального образования "Хивский район".
В соответствии с Положением о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования "Хивский район", утвержденным решением Собрания депутатов МО "Хивский район" от 31 октября 2016 г. N "данные изъяты" (далее также - Положение) конкурс проводится в два этапа. На первом этапе Комиссия проводит проверку достоверности сведений, представленных кандидатами, а также проверку соответствия кандидатов установленным требованиям на основании представленных ими документов, а также информации, представленной правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами. Изучение указанных документов и информации осуществляется в отсутствие кандидатов (пункты 45, 46 Положения). На втором этапе конкурса комиссия проводит оценку профессиональных и личностных качеств кандидатов, допущенных к участию во втором этапе конкурса, их умений, знаний, навыков на основании представленных документов и по результатам конкурсных испытаний (пункт 48 Положения).
Как установлено судом и следует из материалов дела, конкурс по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования "Хивский район" проводился конкурсной комиссией, образованной из шести человек, в соответствии с вышеназванным Положением в два этапа. На первом этапе Комиссия провела проверку документов и информации в отношении кандидатов в их отсутствие. 4 апреля 2019 г. состоялось первое конкурсное испытание второго этапа конкурса - тестирование, в котором участвовали все кандидаты, в том числе и административный истец Мустафаев Э.К. По итогам первого конкурсного испытания второго этапа конкурса, Комиссия решиладопустить к участию во втором конкурсном испытании второго этапа пять кандидатов, включая административного истца.
По итогам второго конкурсного испытания второго этапа -индивидуального собеседования, которое состоялось 8 апреля 2019 г, Комиссией отобраны два кандидата, которые были направлены на рассмотрение Собрания депутатов. Административный истец не был включен в этот список кандидатов для направления в Собрание депутатов муниципального района "Хивский район". Считая свои права, свободы и законные интересы нарушенными, Мустафаев Э.К. обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суды, установив отсутствие нарушений при проведении процедуры назначения конкурса, его проведения, принятия Комиссией решений, пришли к выводу, что права и законные интересы административного истца не нарушены.
Судебная коллегия соглашается с изложенными выводами судов первой и апелляционной инстанций и не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов. Доводы, приводимые в кассационной жалобе, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, проверки суда второй инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
Оценивая довод административного истца о том, что в решении Собрания депутатов от 5 марта 2019 г. N "данные изъяты" отсутствуют условия проведения конкурса, судами правильно указано на его несостоятельность, поскольку эти условия были опубликованы в муниципальной газете " "данные изъяты"", административный истец своевременно подал в Комиссию все необходимые документы, участвовал в конкурсе и право административного истца, как указано в жалобе, на получение информации, не нарушено.
Не принят во внимание судами и довод административного истца о проведении второго этапа конкурса в один день, то есть 4 апреля 2019 г. Как было установлено судом, второй этап конкурса состоял из двух конкурсных испытаний. Первое конкурсное испытание в форме тестирования состоялось 4 апреля 2019 г, результаты которого утверждены протоколом от 6 апреля 2019 г. N "данные изъяты" при этом в ходе судебного заседания было установлено, что в протоколе N "данные изъяты" произошла опечатка в дате, а именно вместо 6 апреля 2019 г. было ошибочно указано 8 апреля 2019 г, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что доказательств несоответствия протоколов заседаний конкурсной комиссии фактическим заседаниям, административным истцом не представлено, в судебном заседании не установлено. Более того, как следует из приложенных самим административным истцом в материалы дела СМС уведомлений от 3 апреля 2019 г. Комиссия его уведомила о том, что 4 апреля 2019 г. в 11 часов 00 минут состоится второй этап конкурса - тестирование, а также от 6 апреля 2019 г. о том, что по итогам тестирования он допущен ко второму конкурсному испытанию - индивидуальному собеседованию, который состоится 8 апреля 2019 г. в 12 часов 00 минут.
Довод жалобы о несогласии с оценкой Комиссией результатов индивидуального собеседования, а также с формой оценочной таблицы результатов собеседования также не принят во внимание судами, поскольку в соответствии с пунктом 49 Положения при проведении конкурса могут использоваться не противоречащие федеральным законам и другим нормативным правовым актам методы оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, тестирование, устное и письменное изложение своих предложений, программы развития муниципального района в рамках полномочий главы муниципального района, иные методы оценки профессиональных и личностных качеств кандидата. Комиссия единогласно решилапровести два конкурсных испытания, тестирование и индивидуальное собеседование и выбранная Комиссией методика оценки не противоречит Положению и действующему законодательству.
Что касается довода жалобы о занижении результатов тестирования, суды указали, что Комиссией права и законные интересы административного истца не нарушены, поскольку количество набранных баллов не препятствовали и не повлияли на прохождение административного истца к следующему испытанию второго этапа, так как он набрал необходимое количество баллов.
Доводы административного истца о том, что конкурсной комиссией не было дано надлежащей оценки его профессиональным и личностным качествам, программе развития района, уровню образования и опыту трудовой деятельности суды отклонили на том основании, что в соответствии с Положением по итогам допуска к участию в конкурсе на должность главы муниципального образования конкурсная комиссия путем проведения открытого голосования принимает решение о представлении в Собрание депутатов муниципального образования "Хивский район не менее двух кандидатов, набравших наибольшее число голосов присутствующих на заседании членов конкурсной комиссии, что относится к исключительной компетенции данного коллегиального органа.
Ссылка в жалобе на допущенные судом процессуальные нарушения, что решение суда принято незаконным составом суда, не может являться основанием к отмене обжалуемых судебных актов. Как следует из материалов дела, настоящее административное дело изначально находилось в производстве у судьи Таибова Т.З, в период с 12 мая 2019 г. по 7 июня 2019 г. он находился в служебной командировке, в связи с чем настоящее дело было передано судье Якубову Я.А, который в последующем удовлетворил самоотвод и дело передал судье Таибову Т.З, у которого изначально оно было в производстве. Таким образом, каких-либо нарушений требований статьи 28 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом не допущено.
Иные доводы жалобы по существу также направлены на переоценку установленных обстоятельств и исследованных судами доказательств, что применительно к полномочиям суда кассационной инстанции не может расцениваться в качестве основания для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хивского районного суда Республики Дагестан от 3 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 24 сентября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Мустафаева ФИО11 - без удовлетворения.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.