Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу главы местного самоуправления городского округа город Выкса Нижегородской области Кочеткова В.В. (далее Кочетков В.В.) на вступившее в законную силу решение судьи Выксунского городского суда Нижегородской области от 11 сентября 2019 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы местного самоуправления городского округа город Выкса Нижегородской области Кочеткова В.В., установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Выксунского судебного района Нижегородской области от 06 августа 2019 года (здесь и далее день изготовления постановления в полном объеме) производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главы местного самоуправления городского округа город Выкса Нижегородской области Кочеткова В.В, прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Выксунского городского суда Нижегородской области от 11 сентября 2019 года, вынесенным по протесту Выксунской городской прокуратуры, постановление мирового судьи отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, глава местного самоуправления городского округа город Выкса Нижегородской области Кочетков В.В. ставит вопрос об отмене решения судьи городского суда, ссылаясь на его незаконность. В доводах жалобы указывает на то, что прекращая производство по делу об административном правонарушении по пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья сделал выводы о наличии в его действиях состава вменяемого административного правонарушения. Ссылается на соблюдение им, как главой местного самоуправления городского округа город Выкса Нижегородской области, порядка рассмотрения обращения гражданина В.Г.С. установленного законом, что исключает наличие в его действиях состава вменяемого административного правонарушения.
Выксунская городская прокуратура на данную жалобу представила свои возражения, в которых полагает решение судьи Выксунского городского суда Нижегородской области от 11 сентября 2019 года законным и обоснованным.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя и возражений на нее позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 названного Кодекса.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 59-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона N 59-ФЗ гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона N 59-ФЗ установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (часть 2 статьи 12 Федерального закона N 59-ФЗ).
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (часть 3 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ).
Из материалов дела следует, что 08 апреля 2019 года (вх. N 490-з) на имя главы местного самоуправления городского округа город Выкса Нижегородской области Кочеткова В.В. поступило заявление В.Г.С. о включении его в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа город Выкса (л.д 9).
В соответствии с резолюцией главы местного самоуправления указанное заявление передано для рассмотрения и подготовки ответа заместителю главы местного самоуправления Р.Д.В. а затем - начальнику жилищного отдела Юшеровой О.С. (л.д. 9 оборот).
07 мая 2019 года главой местного самоуправления городского округа город Выкса Нижегородской области Кочетковым В.В. направлено уведомление N 1441 о продлении срока рассмотрения заявления, в котором заявителю со ссылкой на положения пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 59-ФЗ сообщалось, что для рассмотрения вопроса, указанного в заявлении, из департамента по труду и социальной защите населения Костромской области истребовано учетное дело В.Г.С. при поступлении которого вопрос, обозначенный в заявлении, будет решен по существу (л.д. 10-11).
Постановлением и.о. главы местного самоуправления от 28 мая 2019 года N 2068 на основании поступившей информации департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от 14 мая 2019 года N 1065-0703, протокола комиссии по жилищным вопросам при администрации городского округа город Выкса от 24 мая 2019 года N 10, В.Г.С. отказано во включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа город Выкса Нижегородской области, поскольку имеется решение суда, находящееся на исполнении, о предоставлении заявителю жилого помещения на территории Костромской области.
28 мая 2019 года В.Г.С. направлен ответ N 598, в котором сообщалось, что на основании постановления и.о. главы местного самоуправления городского округа город Выкса Нижегородской области от 28 мая 2019 года N 2068 ему отказано во включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа город Выкса Нижегородской области. Указанный ответ подписан начальником жилищного отдела администрации городского округа город Выкса Нижегородской области Ю.О.С. (л.д. 12-13, оборот).
По результатам проведенной Выксунской городской прокуратурой проверки указанных обстоятельств сделан вывод о нарушении главой местного самоуправления городского округа город Выкса Нижегородской области установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, предусмотренного требованиями части 3 статьи 5, статей 10 и 12 Федерального закона N 59-ФЗ, выразившегося в том, что В.Г.С. не уведомлен о конкретном сроке продления рассмотрения его обращения, ответ подписан неуполномоченным должностным лицом и не направлен заявителю в письменной форме.
По данному факту постановлением Выксунского городского прокурора в отношении главы местного самоуправления городского округа город Выкса Нижегородской области Кочеткова В.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 3 - 5).
Рассмотрев настоящее дело об административном правонарушении, мировой судья пришел к выводу об отсутствии в деянии указанного лица состава вмененного административного правонарушения и вынес постановление о прекращении производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая это решение, мировой судья исходил из того, что нарушения требований части 3 статьи 5, статей 10 и 12 Федерального закона N 59-ФЗ, которые вменены прокурором при возбуждении дела, главой местного самоуправления городского округа город Выкса Нижегородской области Кочетковым В.В. не допущены.
О продлении срока рассмотрения обращения В.Г.С. от 08 апреля 2019 года заявитель уведомлен 07 мая 2019 года письмом главы местного самоуправления городского округа город Выкса Нижегородской области Кочеткова В.В, что соответствует положениям части 2 статьи 12 Федерального закона N 59-ФЗ, не предусматривающим при направлении такого уведомления указания конкретного срока продления.
Проанализировав требования части 3 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ, пункта 3.1.5 Положения о жилищном отделе администрации городского округа город Выкса, пункта 2.2.12 должностной инструкции начальника жилищного отдела администрации городского округа город Выкса Нижегородской области, утвержденных распоряжением администрации городского округа город Выкса Нижегородской области от 17 сентября 2018 года N 778-к, мировой судья пришел к выводу о том, что ответ по существу поданного В.Г.С. заявления об отказе во включении заявителя в список детей-сирот дан уполномоченным на то должностным лицом - начальником жилищного отдела администрации городского округа город Выкса Нижегородской области на основании соответствующего постановления и.о. главы местного самоуправления городского округа город Выкса Нижегородской области Пономарева И.В, вынесенного по результатам рассмотрения данного вопроса.
Также по итогам рассмотрения дела мировой судья указал, что в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона N 59-ФЗ гражданин В.Г.С. получил письменный ответ по существу поставленных в заявлении вопросов, о чем поставил свою подпись 28 мая 2019 года. Кроме того, согласно журналу регистрации исходящей корреспонденции жилищного отдела ответ от 28 мая 2019 года направлен В.Г.С... в тот же день.
Судья городского суда по результатам рассмотрения протеста Выксунского городского прокурора, принесенного в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с выводами мирового судьи не согласился, посчитав их преждевременными.
При этом судья указал, что отсутствие в ответе от 07 мая 2019 года конкретного срока продления рассмотрения обращения вызывает неопределенность периода, в течение которого гражданин может рассчитывать на получение ответа, вследствие чего нарушаются его права и законные интересы. Пришел к выводу, что у начальника жилищного отдела администрации отсутствуют полномочия на подписание ответов по обращениям граждан, а уведомление от 28 мая 2019 года, подписанное указанным должностным лицом, с приложением постановления и.о. главы местного самоуправления городского округа город Выкса Нижегородской области не может считаться ответом, данным на заявление гражданина. Отразил, что в материалах дела отсутствуют доказательства направления письменного ответа В.Г.С. в связи с непредставлением сведений о приеме данной корреспонденции почтовым отделением.
При таких обстоятельствах судья городского суда указал в обжалуемом решении, что выводы прокурора при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении основаны на представленных в дело доказательствах, в действиях главы местного самоуправления городского округа город Выкса Нижегородской области Кочеткова В.В. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая во внимание, что на момент рассмотрения дела судьей Выксунского городского суда Нижегородской области срок давности привлечения главы местного самоуправления городского округа город Выкса Нижегородской области Кочеткова В.В. к административной ответственности истек, судья отменил постановление мирового судьи и прекратил производство по делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем судьей Выксунского городского суда Нижегородской области не учтено следующее.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В ходе рассмотрения настоящего дела в числе прочего лицо, в отношении которого ведется производство, настаивал на том, что он, как глава местного самоуправления городского округа город Выкса Нижегородской области, подписал уведомление о продлении срока рассмотрения заявления В.Г.С. от 07 мая 2019 года, что соответствует требованиям закона. Окончательный ответ по существу вопроса, изложенного в заявлении В.Г.С. о включении его в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа город Выкса, дан иными должностными лицами органа местного самоуправления.
Данные доводы полной и всесторонней оценки судьи городского суда, в производстве которого находилось дело об административном правонарушении, не получили.
Приведенные выше доводы Кочеткова В.В. судебной инстанцией должным образом не исследованы, что свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 59-ФЗ, ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, несут лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона.
Субъектами правонарушения по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которых возложено осуществление публично значимых функций.
В рассматриваемом случае в момент, относящийся к событию административного правонарушения (28 мая 2019 года) должностное лицо, в отношении которого постановлением прокурора возбуждено производство по делу за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, обязанности главы местного самоуправления не исполнял, постановление по существу поставленных в заявлении В.Г.С. вопросов вынесено и.о. главы местного самоуправления городского округа город Выкса Нижегородской области Пономаревым И.В, ответ от 28 мая 2019 года на заявление В.Г.С. дан начальником жилищного отдела администрации городского округа город Выкса Нижегородской области Ю.О.С.
Данные обстоятельства имеют правовое значение для рассмотрения данного дела, как и тот факт, что главой местного самоуправления городского округа город Выкса Нижегородской области Кочетковым В.В. подписано уведомление от 07 мая 2019 года о продлении срока рассмотрения заявления В.Г.С. содержание которого не противоречит требованиям федерального закона.
Из содержания пункта 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 следует, что в постановлении о прекращении производства по делу не могут содержаться выводы юрисдикционного органа о виновности лица, в отношении которого было возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
В случае, когда постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление обжалуется лицом, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, настаивающим на своей невиновности, то ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица (часть 3 статьи 30.6, часть 3 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) (пункт 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5).
В нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в пункте 13.1 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в решении судьи Выксунского городского суда Нижегородской области отражен вывод о наличии в действиях Кочеткова В.В. (то есть лица, производство по делу в отношении которого прекращено) состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Более того, без приведения соответствующих мотивов судьей отклонены доводы Кочеткова В.В. об отсутствии в его действиях нарушений установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что вынесенный по данному делу об административном правонарушении судебный акт, в соответствии с которым постановление мирового судьи отменено, а производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, законным признать нельзя.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах решение судьи Выксунского городского суда Нижегородской области от 11 сентября 2019 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы местного самоуправления городского округа город Выкса Нижегородской области Кочеткова В.В, подлежит отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Выксунского городского суда Нижегородской области от 11 сентября 2019 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы местного самоуправления городского округа город Выкса Нижегородской области Кочеткова В.В, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.