Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Баранова Г.В. и Васляева В.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по городу Павловскому Посаду Московской области (далее - ИФНС России по городу Павловскому Посаду Московской области) на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 22 июля 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению ИФНС России по городу Павловскому Посаду Московской области к Большакова А.С. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Васляева В.С, судебная коллегия
установила:
ИФНС России по городу Павловскому Посаду Московской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Большакова А.С. о взыскании недоимки по земельному налогу за "данные изъяты".
Решением Электростальского городского суда Московской области от 16 апреля 2019 года административные исковые требования ИФНС России по городу Павловскому Посаду Московской области удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 22 июля 2019 года решение Электростальского городского суда Московской области от 16 апреля 2019 года отменено. По делу принято новое решение о частичном удовлетворении административных исковых требований, согласно которому с Большаковой А.С. в пользу ИФНС России по городу Павловскому Посаду Московской области взыскана недоимка за "данные изъяты".
Не согласившись с принятым 22 июля 2019 года судом апелляционной инстанции судебным актом, ИФНС России по городу Павловскому Посаду Московской области обратилась в Первый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просила об его отмене.
Определением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21 ноября 2019 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ИФНС России по городу Павловскому Посаду Московской области Шамаева И.В. доводы кассационной жалобы поддержала, административный ответчик Большакова А.С. просила апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 22 июля 2019 года оставить без изменения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
В силу положений ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Как следует из материалов дела, Большакова А.С. являлась собственником двух земельных участков, с кадастровыми номерами "данные изъяты", расположенных по адресу: "адрес".
Налоговым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ N, направленным по месту жительства Большаковой А.С, последней предложено в срок до 1 декабря 2017 года уплатить земельный налог за 2014 - 2016 годы на вышеназванные земельные участки.
В связи с неуплатой в добровольном порядке административным ответчиком земельного налога в адрес Большаковой А.С. 22 февраля 2018 года направлено требование N об уплате задолженности по уплате земельного налога на общую сумму "данные изъяты", с установлением срока исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Установив, что Большакова А.С. не исполнила в добровольном порядке обязанность по уплате задолженности по земельному налогу за 2014-2016 годы и пени, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, который выдан налоговому органу 12 октября 2018 года.
Определением мирового судьи судебного участка N 291 Электростальского судебного района Московской области от 23 ноября 2018 года судебный приказ от 12 октября 2018 года отменен.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45, ст. 52, 57 и 69 Налогового кодекса Российской Федерации, удовлетворил заявленные административные исковые требования в полном объеме
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда, установив, наличие реестровой (технической) ошибки в отношении указания кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" отменила решение Электростальского городского суда Московской области от 16 апреля 2019 года с вынесением нового решения. В результате произведенного перерасчета задолженности по земельному налогу с Большаковой А.С. в пользу ИФНС по городу Павловскому Посаду Московской области взыскана недоимка за 2014, 2016 годы по земельному участку, с кадастровым номером "данные изъяты" в размере "данные изъяты" соответственно; за 2015 год по земельному участку, с кадастровым номером "данные изъяты" в размере "данные изъяты" пени на указанную недоимку за период с "данные изъяты" в сумме "данные изъяты".
С указанным выводом следует согласиться.
В силу п. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса.
При этом, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 4 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В силу п. 4 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В случае исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.
Суд апелляционной инстанции, давая оценку действиям налогового органа по начислению земельного налога, подлежащего уплате Большаковой А.С, указал на то, что в сведениях ЕГРП обнаружена техническая ошибка в части указания площади земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", в результате чего неправильно указана его кадастровая стоимость "данные изъяты".).
Поскольку допущенная в ЕГРП техническая ошибка подлежала устранению с момента ее возникновения, то есть с 1 января 2014 года, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о том, что расчет задолженности по земельному налогу в отношении вышеуказанного земельного участка подлежал исчислению исходя из его кадастровой стоимости в размере "данные изъяты"
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств, что не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Оснований для отмены или изменения судебного решения, в том числе и тех, что указаны в ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 22 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по городу Павловскому Посаду Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.