Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.
судей Баранова Г.В, Васляева В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Смирнова Н.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 28 августа 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Захаровой Е.В. к территориальной избирательной комиссии Сергиево - Посадского района от 01 августа 2019 года о регистрации Смирнова Н. В. кандидатом в депутаты Совета депутатов Сергиево - Посадского городского округа по одномандатному избирательному округу N2.
Заслушав доклад судьи Баранова Г.В, пояснения Смирнова Н.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Юнусовой А.И, полагающей, что апелляционное определение является законным и обосновнаным, исследовав материалы административного дела, судебная коллегия
установила:
Захарова Е.Е, как зарегистрированный кандидат в депутаты по одномандатному избирательному округу N 2, обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила об отмене решения территориальной избирательной комиссии Сергиево - Посадского района от 01 августа 2019 года N 124/1483-4 о регистрации Смирнова Никиты Владимировича кандидатом в депутаты Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа по одномандатному избирательному округу N 2, выдвинутого избирательным объединением Московское областное региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко".
В обоснование заявленных требований указывала, что уполномоченным представителем избирательного объединения Московское областное региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" был представлен в территориальную избирательную комиссию протокол конференции Московского областного регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" на 44 листах. По мнению Захаровой Е.Е. следует, что уполномоченный представитель избирательного объединения Московское областное региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" должен был представить в территориальную избирательную комиссию документ, оформленный именно в виде решения, что является безусловным основанием как для отказа в регистрации кандидата, так и для отмены решения территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата.
Кроме того, как следует из протокола конференции избирательного объединения Московское областное региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" тайное голосование за выдвижение именно списка кандидатов не проводилось, что является грубейшим нарушением порядка выдвижения списка кандидатов в депутаты и является основанием для отмены решения территориальной избирательной комиссии о регистрации Смирнова Н.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов Сергиево - Посадского городского округа по одномандатному избирательному округу N 2.
Решением Сергиево - Посадского городского суда Московской области от 19 августа 2019 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 28 августа 2019 года решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 19 августа 2019 года отменено, принято новое решение, которым решение территориальной избирательной комиссии Сергиево- Посадского района от 01 августа 2019 года N134/1483/4 о регистрации Смирнова Н.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа по одномандатному избирательному округу N 2 признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе, поданной Смирновым Н.В. в Первый кассационный суд 21 ноября 2019 года, ставится вопрос об отмене апелляционного определения ввиду неправильного применения норм материального права.
Захарова Е.Е, представитель территориальной избирательной комиссии Сергиево - Посадского района Московской области, представитель избирательного объединения Московское областное региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, об отложении дела ходатайств в кассационную инстанцию не представили. С учетом части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Апелляционное определение сомнений в законности и обоснованности не вызывает, а доводы, приведенные в жалобе, не могут повлечь его отмену или изменение в кассационном порядке.
Материалами дела установлено, что решением территориальной избирательной комиссии N 114/1335-4 от 26 июня 2019 года были назначены выборы депутатов Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа на 08 сентября 2019 года.
Решением территориальной избирательной комиссии от 05 августа 2019 года N 127/1535-4 Захарова Е.Е. была зарегистрирована кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу N 2.
Решением территориальной избирательной комиссии от 01 августа 2019 года N 124/1483-4 по тому же одномандатному избирательному округу был зарегистрирован кандидат в депутаты Смирнов Н.В, выдвинутый избирательным объединением Московское областное региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко".
Захарова Е.Е. полагает, что решение территориальной избирательной комиссии от 01 августа 2019 года N 124/1483-4 о регистрации Смирнова Н.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов Сергиево- Посадского городского округа по одномандатному избирательному округу N 2, является незаконным и подлежащим отмене.
Разрешая заявленные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, районный суд, руководствуясь положениями Закона Московской области от 04 июня 2013 года N 46/2013-03 "О муниципальных выборах в Московской области", Устава политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко", пришел к выводу об отсутствии нарушений, влекущих отмену решения о регистрации Смирнова Н.В. в части оформления решения конференции в виде протокола.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что территориальная избирательная комиссия не могла принять решение о регистрации кандидата Смирнова Н.В, поскольку на этот момент среди документов, представленных для регистрации, отсутствовало решение конференции Московского областного регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" о выдвижении кандидата, а в протоколе конференции отсутствует указание о тайном голосовании о выдвижении кандидатов списком.
Судебная коллегия Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным согласиться с указанными выводами суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Вопреки доводам кассационной жалобы, избирательным объединением Московское областное региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" не соблюдены требования, предусмотренные Федеральным законом "О политических партиях" к выдвижению Смирнова Н.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа по одномандатному избирательному округу N2.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Частью 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии (часть 5 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Пункт 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусматривает, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 24 статьи 38 названного Федерального закона основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Аналогичная норма содержится в пункте 4 части 24 статьи 30 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области".
Основаниями для отказа в регистрации кандидата являются: для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии.
В силу пункта 1 части 1 статьи 26 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" при выдвижении кандидата уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в соответствующую избирательную комиссию следующие документы: решение съезда или конференции (общего собрания) избирательного объединения о выдвижении кандидата.
На основании пункта 1.1 статьи 26 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" решение съезда или конференции (общего собрания) избирательного объединения о выдвижении кандидата оформляется в форме документа, определенного уставом избирательного объединения, подписывается руководителем избирательного объединения, регионального отделения либо органа, предусмотренного уставом избирательного объединения, и заверяется печатью избирательного объединения, регионального отделения избирательного объединения, иного структурного подразделения избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).
Согласно пункту 11.13 устава политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" результаты голосования оформляются решением соответствующего руководящего, контрольно - ревизионного или иного органа партии и решениями руководящих органов структурных подразделений. Копии решений руководящих органов и иных документов партии могут заверяться председателем партии, ответственным секретарем партии, руководителем аппарата партии.
Материалами дела установлено, что уполномоченным представителем избирательного объединения Московское областное региональное отделение Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" был представлен в территориальную избирательную комиссию Сергиево - Посадского района протокол XXIV конференции Московского областного регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" на 44 листах.
Документ, оформленный в виде решения, как того требует Устав политической партии, в территориальную избирательную комиссию не представлялся.
Следовательно, наличие решения о выдвижении кандидатов в протоколе конференции противоречит положениям Устава.
В силу части 1 статьи 25 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" в случае выдвижения кандидатов более чем по одному одномандатному (многомандатному) избирательному округу, более одного кандидата в многомандатном избирательном округе избирательное объединение выдвигает кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком. В указанном списке кандидатов определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат.
Выдвижение кандидата, списка кандидатов осуществляется съездом избирательного объединения, конференцией или общим собранием его регионального отделения, иного структурного подразделения, либо иным органом, предусмотренным уставом избирательного объединения.
В силу пункта 1 части 1 статьи 26 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" при выдвижении кандидата уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в соответствующую избирательную комиссию следующие документы: решение съезда или конференции (общего собрания) избирательного объединения о выдвижении кандидата.
Согласно протокола XXIV конференции Московского областного регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко", под номером 3 повестки дня в данном протоколе был рассмотрен вопрос о выдвижении списка кандидатов в депутаты Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа по одномандатным избирательным округам. По одномандатному избирательному округу N 2 выдвинут кандидат Смирнов Н.В.
Счетной комиссии поручено составление бюллетеня для тайного голосования.
В протоколе заседания конференции зафиксирован порядок голосования по вопросам выдвижения кандидатов.
Конференцией утвержден порядок голосования, форма и содержания бюллетеней для тайного голосования по вопросам выдвижения кандидатов, в том числе в Совет депутатов Сергиево-Посадского городского округа по одномандатным избирательным округам (Бюллетень N2); проведена процедура тайного голосования; счетная комиссия подвела итоги тайного голосования, в том числе по бюллетеню N2; по итогам доклада счетной комиссии ведущий огласил поименно выдвинутых кандидатов, указав, что все кандидаты включаются в список.
Между тем, при решении вопроса о выдвижении кандидатов на выборах депутатов Совета депутатов Сергиево - Посадского городского округа по многомандатным избирательным округам, голосование осуществлялось не по вопросу выдвижения кандидатов списком, как того требует пункт 4 части 2 статьи 27 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области", а персонально по вопросу выдвижения каждого из предложенных кандидатов.
Вопреки доводам жалобы Смирнова Н.В, в протоколе конференции на листе 27 принято решение по бюллетеню N2: "голосование осуществляется по поставленному вопросу "за" или "против" выдвижения кандидатуры на соответствующих выборах путем простановки любого знака в одной из соответствующих клеток для голосования по каждому кандидату".
Протокол содержит результаты голосования по каждому кандидату персонально. При этом число голосов, поданных за или против каждого кандидата, различно.
Результаты тайного голосования по вопросу выдвижения кандидатов в депутаты Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа по многомандатным избирательным округам списком в протоколе конференции отсутствуют, что является нарушением пункта 4 части 2 статьи 27 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области".
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что регистрация кандидата Смирнова Н.В. произведена территориальной избирательной комиссии Сергиево - Посадского района Московской области с нарушениями - не соблюдены требования, предусмотренные Федеральным законом "О политических партиях" к выдвижению Смирнова Н.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа по одномандатному избирательному округу N2.
Вопреки доводам кассационной жалобы, указанные действия территориальной избирательной комиссии не могут быть признаны законными, поскольку затрагивают права кандидата Захаровой Е.Е, зарегистрированной по данному избирательному округу и нарушают принцип равенства всех кандидатов, установленный статьей 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Довод жалобы о том, что Захарова Е.Е, злоупотребляя правом, не стала оспаривать решение о заверении списка по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, а намерено дождалась этапа регистрации кандидата, является несостоятельным, так как такой способ защиты для Захаровой Е.Е, как зарегистрированного кандидата по тому же избирательному округу, предусмотрен статьей 239 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, не предусматривающей каких либо условий подачи такого иска, кроме нарушения избирательных прав граждан или их право на участие в референдуме.
Несостоятелен довод кассационной жалобы о том, что в случае своевременного обжалования Захаровой Е.Е. решения о заверении списка по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, у Смирнова Н.В. имелась возможность внести изменения в представленные документы, так как ни Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ни Закон Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" не содержат норм предоставляющих возможность представления отсутствующих документов после подачи в избирательную комиссию документов, необходимых для уведомления о выдвижении регистрации кандидата, а допускает лишь возможность внесения уточнений и дополнений в документы, а также замену документов, оформленных с нарушением установленных требований, за исключением копий документов, представление которых предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию Смирнова Н.В. с изложенными выводами судебной коллегии, оценкой фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального права, однако, оспариваемое апелляционное определение постановлено исходя из собранных по делу доказательств в их совокупности, которые получили оценку судом апелляционной инстанции с учетом требований статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Несогласие заявителя с данной оценкой направлено на переоценку доказательств, что в силу главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов суда апелляционной инстанции об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права, между тем, суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводы суда апелляционной инстанции не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра апелляционного определения в кассационном порядке.
При таких данных, приведенное выше оспариваемое определение судебной коллегии в его законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывает, а предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 28 августа 2019 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Смирнова Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.