Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лестюхиной А.Г. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 14 августа 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению иску Лестюхиной А.Г. об оспаривании действий администрации Амовского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, объяснения Ермилова Т.Ю, представляющего Лестюхину А.Г, поддержавшего доводы кассационной жалобы, а также возражения против удовлетворения кассационной жалобы представителя комитета строительства Волгоградской области Рудой Н.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лестюхина А.Г. обратилась в суд с исковым заявлением об оспаривании действий администрации Амовского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области.
В обоснование исковых требований указано, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны. Обратившись 10 июля 2018 года в администрацию Амовского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области с заявлением о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий, получила отрицательное заключение органа местного самоуправления, мотивированное намеренным ухудшением жилищных условий с целью получения меры социальной поддержки.
Считает отказ административного ответчика необоснованным, поскольку жилой дом, в котором она проживает, требует ремонта и проведения коммуникаций. Однако она не имела возможности осуществить ремонт в силу преклонного возраста и была вынуждена продать дом.
Просила суд признать незаконным отказ администрации Амовского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области в постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения.
Решением Новоанненского районного суда Волгоградской области от 22 мая 2019 года административное исковое заявление удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 14 августа 2019 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе, поданной Лестюхиной А.Г. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного, и оставлении без изменения решения суда первой инстанции.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14 ноября 2019 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений комитета строительства Волгоградской области, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с положениями подпункта 4 пункта 1 указанной статьи члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Указанное обеспечение производится независимо от их имущественного положения.
Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе членов семьи собственника жилого помещения, которые не имеют собственного жилья или обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно положениям статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Приведенные положения Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, свидетельствуют о том, что ограничения в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Как следует из материалов дела Лестюхина А.Г. является членом семьи (вдовой) умершего в 1970 году участника Великой Отечественной войны, и имеет право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом "О ветеранах".
Являясь собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", Лестюхина А.Г. 28 июня 2016 года на основании договора купли-продажи произвела его отчуждение в собственность внука Колотило Н.В, его жены Колотило Е.А. и их несовершеннолетних детей ФИО. и ФИО
С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации и Федеральным законом "О ветеранах" Лестюхина А.Г. обратилась к главе администрации Амовского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области 10 июля 2018 года.
Актом обследования жилищных условий, составленным комиссией специалистов администрации Амовского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области от 16 июля 2018 года установлено, что Лестюхина А.Г. проживает в проданном ею жилом доме, со своим внуком Колотило Н.В. и его семьей, будучи зарегистрированной по этому же месту жительства.
Распоряжением главы администрации Амовского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области от 19 июля 2018 года N 47-р Лестюхиной А.Г. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, вследствие намеренного ухудшения ею своих жилищных условий.
Разрешая по существу исковые требования, суд первой инстанции, указал на отсутствие доказательств намеренного ухудшения истцом жилищных условий исходя из того, что на момент отчуждения имевшегося ранее в её собственности жилого помещения, она не обладала правом на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом "О ветеранах".
С такими выводами правомерно не согласился суд апелляционной инстанции.
Нуждаемость в жилом помещении возникла у Лестюхиной А.Г. именно в связи с возмездным распоряжением принадлежащим ей жилым помещением.
Между тем, реализовано было жилое помещение её родственнику и членам семьи последнего. Из жилого помещения она не выселялась.
Несостоятелен довод истца о продаже жилого дома в связи с невозможностью в силу возраста содержать его и ремонтировать. Её дочь и внук проживали в том же населенном пункте, что и Лестюхина А.Г, сведений о наличии непреодолимых препятствий для оказания истцу физической помощи в содержании дома материалы дела не содержат.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Граждснкого кодекса Российской Федерации одними из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей являются действия граждан и юридических лиц, а также события, с которыми закон или иной правой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
В данном случае такими действиями и событиями, послужившими основаниями для возникновения прав истца, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах" являлись смерть её мужа - участника Великой Отечественной войны и состояние с последним в брачных отношениях (членства в составе его семьи).
Согласно статье 28 Федерального закона "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Таким образом, право истца на меры социальной поддержки, связанные с обеспечением жилым помещением, возникло не на основании удостоверения, а на основании закона в связи с наступившими вышеуказанными событиями и действиями, с которыми закон связывает возникновение этих прав. Административному истцу ничего не мешало ранее получить указанное удостоверение. Доказательств того, что она обращалась в установленном порядке за выдачей правоудостоверяющего документа, и ей было в этом отказано, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о том, что заключая договор купли-продажи принадлежащего административного истцу жилого помещения, последняя, действуя по своей воле, умышленно, искусственно ухудшила жилищные условия для получения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О ветеранах", меры социальной поддержки. А потому оснований для постановки её на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий у органа местного самоуправления не имелось.
Поскольку судом апелляционной инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 14 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Усенко Н.В.
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.