Проект федерального закона N 61567-3
"О внесении дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
Статья 1. Внести в Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 42, ст.3923) следующее дополнение:
Статью 35 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Федеральный орган исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации непосредственно возложены координация и регулирование таможенного дела, и Центральный банк Российской Федерации вправе устанавливать порядок осуществления контроля за своевременным производством платежей российскими участниками внешнеторговой деятельности в иностранной валюте и валюте Российской Федерации при экспорте и импорте товаров в целях обеспечения равновесия платежного баланса Российской Федерации и предотвращения серьезного сокращения валютных резервов Российской Федерации."
Статья 2. Внести в Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992 г. N 3615-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 45, ст.2542; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 1, ст.1; 1999, N 28, ст.3461) следующие дополнения:
1. Статью 1 дополнить пунктами 12 и 13 следующего содержания:
"12. "Паспорт сделки" - документ валютного контроля, содержащий необходимые для осуществления валютного контроля сведения о договоре между резидентом и нерезидентом, предусматривающим экспорт или импорт товара и оплату товара в иностранной валюте и (или) валюте Российской Федерации (далее - договор).
Для целей настоящего Федерального закона определения "Экспорт", "импорт" и "товара" понимаются в соответствии с определениями экспорта, импорта и товара, приведенными в статье 2 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".
13. "Предоплата" - платеж в иностранной валюте и (или) валюте Российской Федерации, произведенный резидентом, осуществляющим импорт товара, во исполнение его обязательств по договору в пользу нерезидента до ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации."
2. Дополнить Закон статьей 6.1 следующего содержания:
"Статья 6.1. Особенности совершения валютных операций при экспорте и импорте товаров
1. Валютные операции при исполнении договора, указанного в пункте 12 статьи 1 настоящего Закона, совершаются при условии обязательного оформления резидентом, осуществляющим экспорт или импорт товара, паспорта сделки.
2. Паспорт сделки оформляется резидентом, осуществляющим экспорт или импорт товара, отдельно по каждому договору в уполномоченном банке в порядке, установленном нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации непосредственно возложены координация и регулирование таможенного дела.
В целях эффективного применения паспорта сделки органы валютного контроля, указанные в пункте 2 статьи 11 настоящего Закона, устанавливают порядок взаимной информации агентов валютного контроля, указанных в пункте 3 статьи 11 настоящего Закона, в отношении цены договора, таможенной стоимости товара и другим вопросам с целью недопущения умышленного завышения цены на импортируемый товар или умышленного занижения цены на экспортируемый товар.
3. Паспорт сделки должен содержать:
реквизиты уполномоченного банка;
реквизиты резидента, осуществляющего экспорт товара, или, соответственно, резидента, осуществляющего импорт товара;
реквизиты контрагента-нерезидента и иностранного банка-корреспондента уполномоченного банка;
реквизиты и условия договора, связанные с выполнением валютных операций: номер и дату договора, код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД), цену за единицу товара, базис поставки товара в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (Инкотермс 1990 или 2000), таможенную стоимость товара, определенную в соответствии с Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе", валюту платежа (и валюту цены при расхождении ее с валютой платежа, а также условия ее пересчета в валюту платежа), форму платежа (предоплата, аккредитив, инкассо, поручение на перевод и т.д.).
4. В случае, если в условия договора, связанные с выполнением валютных операций, внесены изменения и дополнения, резидент, осуществляющий экспорт или, соответственно, импорт товара, обязан сообщить о них в уполномоченный банк для внесения дополнений и изменений в паспорт сделки.
5. В случае, если у уполномоченного банка, являющегося агентом валютного контроля, при оформлении паспорта сделки возникают обоснованные сомнения в отношении таможенной стоимости товара, то он вправе проверить обоснованность указанной резидентом, осуществляющим экспорт или, соответственно, импорт товара, таможенной стоимости товара, прибегнув к услугам российской или иностранной контрольной организации, специализирующейся на предотгрузочной инспекции товаров, либо соответствующих государственных органов исполнительной власти или организаций, полномочных осуществить независимую оценку.
6. Паспорт сделки не подлежит оформлению в следующих случаях:
а) в договоре не предусмотрена уплата контрагентом-нерезидентом штрафных санкций (неустойки, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств;
б) в договоре импорта товара предусмотрен авансовый платеж, превышающий 30 (тридцать) процентов от цены товар либо превышающий сумму, эквивалентную 100.000 (сто тысяч) долларов США;
в) получателем денежных средств либо товара является нерезидент, не являющийся стороной по договору;
г) в договоре предусмотрен экспорт резидентом товара либо платеж резидента по импорту товара в пользу нерезидента, зарегистрированного (находящегося или ведущего основную деятельность) в иностранной оффшорной зоне;
д) договор заключен от имени резидента, период деятельности которого со дня его государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности не превышает 90 (девяносто) дней;
е) договор, носящий бартерный характер (содержащий условие об оплате товара в натуральной форме встречной поставкой другого товара) не содержит указания цен на такие товары.
6. Резидент, осуществляющий экспорт товара, за исключением товара, который классифицируется в Разделе XVI или Разделе XVII, или Разделе XIX ТН ВЭД и срок платежа за который в соответствии с международными обычаями делового оборота, как правило, превышает 90 дней, обязан обеспечить поступление от нерезидента выручки от экспорта товара не позднее 90 дней с даты вывоза товара за пределы таможенной территории Российской Федерации и зачислить выручку от экспорта товара, поступившую в соответствии с договором, на свой рублевый и (или) валютные счета в уполномоченном банке, оформившем паспорт сделки по соответствующему договору, в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации.
Резидент, осуществляющий экспорт товара, который классифицируется в Разделе XVI или Разделе XVII, или Разделе XIX ТН ВЭД и срок платежа за который в соответствии с международными обычаями делового оборота, как правило, превышает 90 дней, обязан обеспечить поступление от нерезидента выручки от экспорта товара в срок, предусмотренный договором, но не позднее 3 лет с даты вывоза товара за пределы таможенной территории Российской Федерации и зачислить выручку от экспорта товара, поступившую в соответствии с договором, на свой рублевый и (или) валютные счета в уполномоченном банке, оформившем паспорт сделки по соответствующему договору, в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации.
При непоступлении от нерезидента выручки от экспорта товара в указанные сроки уполномоченный банк, оформивший паспорт сделки по соответствующему договору, обязан потребовать от нерезидента, заключившего такой договор, представления копии искового заявления в суд или международный арбитраж, содержащего требование уплатить сумму указанной валютной выручки.
7. Резидент, осуществляющий импорт товара, на условиях предоплаты, обязан зарезервировать на счете в уполномоченном банке денежные средства в размере указанной предоплаты. В случае, если товар не будет ввезен на таможенную территорию Российской Федерации в течение 90 дней с даты совершения предоплаты, указанные зарезервированные денежные зачисляются как поступившие от нерезидента денежные средства на рублевый и (или) валютные счета нерезидента в уполномоченном банке или филиале уполномоченного банка, оформившем паспорт сделки по соответствующему договору, в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации.
8. Положения, содержащиеся в пунктах 6 и 7 настоящей статьи, являются обязательными для резидента, осуществляющего экспорт и импорт товаров на условиях договора с нерезидентом, носящего бартерный характер".
3. Пункт 1 статьи 14 дополнить абзацами четвертым и пятым следующего содержания:
"В случае, если резидент, осуществляющий экспорт товара (в том числе резидент, осуществляющий экспорт товара по договору, носящему бартерный характер), не обеспечит поступление от нерезидента выручки от экспорта товара в соответствии с пунктом 6 статьи 6.1 (или, соответственно, пунктом 8 статьи 6.1) настоящего Закона или если резидент, осуществляющий импорт товара, не обеспечит возврат нерезидентом денежных средств в соответствии с пунктом 7 статьи 6.1 (или, соответственно, пунктом 8 статьи 6.1) настоящего Закона, то указанные резиденты и уполномоченные банки, оформившие паспорта сделки, несут солидарную ответственность перед государством как за совершение незаконных действий в виде взыскания в доход государства суммы непоступившей от нерезидента выручки от экспорта товара или, соответственно, суммы невозвращенных нерезидентом денежных средств при отсутствии импорта товара.
В случае, если Центральный банк Российской Федерации обнаружит, что уполномоченный банк, выполняющий функции агента валютного контроля, неоднократно оформлял паспорта сделки с умышленным завышением в договоре цен на импортные товары или занижением в договоре цен на экспортные товары против справочных (биржевых) цен или фактической таможенной стоимостью, то он имеет право отозвать лицензию указанного уполномоченного банка на осуществление банковской деятельности."
Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Предложить Президенту Российской Федерации и Центральному банку Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.