Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ковалюк Л.Ю., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества "Региональные электрические сети" Копылова А.А., действующего на основании доверенности, на вступившие в законную силу постановление судьи Заельцовского районного суда Новосибирской области от 7 августа 2019 года и решение судьи Новосибирского областного суда от 22 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Региональные электрические сети" (далее АО "РЭС", Общество), установил:
постановлением судьи Заельцовского районного суда Новосибирской области от 7 августа 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Новосибирского областного суда от 22 октября 2019 года, АО "РЭС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в кассационный суд, защитник АО "РЭС" просит постановление и решение отменить, в обоснование указывает на отсутствие объективной стороны правонарушения, поскольку ПУЭ-7, нарушение которых вменено Обществу, не являются нормативным актом, не распространяют свое действие на рассматриваемые правоотношения, поскольку введены в действие после строительства и ввода в эксплуатацию трансформаторной подстанции; Общество не является субъектом вмененного правонарушения, поскольку маслонаполненный трансформатор в ТП-5019 принадлежит МУП г.Новосибирска "Электросеть", которое передало в аренду АО "РЭС" маслонаполненное оборудование; отсутствует субъективная сторона правонарушения, поскольку замена оборудования в ТП-5019 была выполнена Обществом на основании предписания Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области, оставленного без изменения решением Калининского районного суда г.Новосибирска; Общество дважды привлечено к административной ответственности в связи с одним и тем же деянием по ст.9.11 и ст.20.4 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст.9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правила устройства электроустановок утверждаются приказами Министерства топлива и энергетики Российской Федерации и содержат общие требования к устройству электроустановок, систем электроснабжения и электрических сетей, требования к защитным мерам электробезопасности и устройству заземлений, к выбору изоляции электроустановок.
Требования Правил устройства электроустановок являются обязательными для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Правила устройства электроустановок распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ, в том числе на специальные электроустановки, рассмотренные в разд. 7 настоящих Правил (п.1.1.1 ПУЭ-7, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 N 204).
В соответствии с п.7.1.15 Правил устройства электроустановок седьмого издания, утвержденных приказом Минтопэнерго России от 06.10.1999 (ред. от 20.12.2017) (далее ПУЭ-7) в спальных корпусах различных учреждений, в школьных и других учебных заведениях и т.п. сооружение встроенных и пристроенных подстанций не допускается.
В жилых зданиях в исключительных случаях допускается размещение встроенных и пристроенных подстанций с использованием сухих трансформаторов по согласованию с органами государственного надзора, при этом в полном объеме должны быть выполнены санитарные требования по ограничению уровня шума и вибрации в соответствии с действующими стандартами.
Из обстоятельств дела следует, что в многоквартирном жилом доме, расположенном по "адрес" в "адрес", в нежилом помещении первого этажа под жилыми помещениями находится встроенная действующая трансформаторная подстанция N ТП-5019 10/0, 4 кВ с маслонаполненным силовым трансформатором ТМГ-400. Данное обстоятельство установлено 10.06.2019 в ходе осмотра помещения трансформаторной подстанции, о чем составлен протокол осмотра от 10.06.2019 в рамках возбужденного по заявлению гражданина дела об административном правонарушении.
Трансформаторная подстанция принадлежит МУП г.Новосибирска "Электросеть" и в соответствии с договором аренды N 675 от 15.07.2005 передана во временное владение и пользование для передачи и распределения электрической энергии АО "РЭС".
11.06.2019 государственным инспектором Новосибирского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением Сибирского управления Ростехнадзора Серковым А.В. в отношении АО "РЭС" составлен протокол об административном правонарушении N 31-136/юл, в вину Обществу вменена эксплуатация трансформаторной подстанции N ТП-5019 10/0, 4 кВ с маслонаполненным силовым трансформатором ТМГ-400 в здании многоквартирного дома в нарушении п.7.1.15 ПУЭ-7.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, протоколом осмотра территорий, помещений, документов, предметов от 10.06.2019 с фототаблицей, договором аренды N 675 от 15.07.2005, распоряжением от 17.05.2018 о замене силового трансформатора ТМ-400/10 кВА/кВ зав. N 90771, 1984 г.в. на силовой трансформатор ТМГ-400/10 кВА/кВ зав. N1727563, 2012 г.в, паспортом трансформаторной подстанции N ТП-5019, из которых следует, что в трансформаторной подстанции используется маслонаполненный силовой трансформатор.
Таким образом, вывод судьи о наличии в действиях АО "РЭС" состава административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Доводы жалобы, поданной в кассационный суд, аналогичным доводам, приводившимся защитником Общества при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также в жалобе, поданной в областной суд, были предметом проверки, им дана надлежащая правовая оценка. При этом суды обоснованно отклонили доводы о том, что ПУЭ-7 не подлежат применению, носят рекомендательный характер, а также о том, что АО "РЭС" не является субъектом вмененного правонарушения.
При этом судья областного суда правомерно исходил из того, что в силу договора аренды имущество, передаваемое в аренду, используется АО "РЭС" для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности, в том числе, по передаче электрической энергии (п.1.1 договора); АО "РЭС" обязано использовать арендуемое имущество по прямому назначению, а также в соответствии с централизованным оперативно-диспетчерским управлением, правилами технической эксплуатации, техники безоавсности, установленными для каждого вида имущества (п.2.3.2); по письменному согласованию с арендодателем вправе производить улучшения арендованного имущества как отделимые, так и неотделимые (проводить его реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, увеличивающее его стоимость) (п.2.4.1), пришел к обоснованному выводу о том, что в 2018 году в трансформаторной подстанции Обществом была произведена замена маслонаполненного силового трансформатора ТМ-400/10 кВА/кВ на маслонаполненный силовой трансформатор ТМГ-400/10 кВА/кВ в нарушение п.7.1.15 ПУЭ-7.
Обоснованно отклонен и довод о том, что Общество дважды привлечено к административной ответственности за одно и то же деяние.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Новосибирска по пожарному надзору от 15.08.2019 N 1075 АО "РЭС" привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа за нарушение требований пожарной безопасности при эксплуатации указанной трансформаторной подстанции.
Составы правонарушений, предусмотренных ст.9.11 и ч.1 ст.20.4 КоАП РФ имеют разные родовые объекты, правонарушения совершены в результате различных действий (бездействия) АО "РЭС", в связи с чем суды обоснованно не усмотрели оснований для применения ч.2 ст.4.4, либо п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Наказание АО "РЭС" назначено в минимальном размере санкции ст.9.11 КоАП РФ, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст.4.5 КоАП РФ. Процессуальных нарушений, влекущих отмену, изменение состоявшихся по делу актов, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Заельцовского районного суда Новосибирской области от 7 августа 2019 года и решение судьи Новосибирского областного суда от 22 октября 2019 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Региональные электрические сети" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества "Региональные электрические сети" Копылова А.А, - без удовлетворения.
Судья Л.Ю. Ковалюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.