Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу защитника Поповой Ю.С., действующей в интересах Управления жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 5 Киселевского городского судебного района Кемеровской области от 10 июля 2019 г. и решение судьи Киселевского городского суда Кемеровской области от 4 сентября 2019 г., вынесенные в отношении Управления жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа (УЖКХ КГО) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 5 Киселевского городского судебного района Кемеровской области от 10 июля 2019 г, оставленным без изменения решением судьи Киселевского городского суда Кемеровской области от 4 сентября 2019 г, УЖКХ КГО признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе защитник Попова Ю.С. просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить, полагая, что Управление не является надлежащим субъектом правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
В силу п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утв. Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст), покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной или более 0, 06 кв. м.
Как следует из материалов дела, в период с 28 мая по 11 июня 2019 г. УЖКХ КГО, осуществляя содержание автомобильных дорог местного значения, расположенных в границах Киселевского городского округа, в нарушение требований, установленных ГОСТ Р 50597-2017, допустило образование дефектов дорожного покрытия в виде выбоин в г. Киселевске на ул. Днепропетровской: в 400 метрах от дома N 31 в строну ул. Инская длиной 37 см, глубиной 7, 5 см, шириной 129 см, площадью 0, 51 м2; в 250 метрах от дома N 31 в строну ул. Инская длиной 25 см, глубиной 6, 5 см, шириной 100 см,, площадью 0, 25 м2; в 150 метрах от дома N 31 в строну ул. Инская длиной 36 см, глубиной 6, 5 см, шириной 88 см, площадью 0, 31 м2.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актами выявленных недостатков, выпиской из ЕГРН.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, мировой судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях УЖКХ КГО состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы судьей городского суда все материалы дела проверены в полном объеме, дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы, и приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения УЖКХ КГО к ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что УЖКХ КГО не является субъектом административного правонарушения, нельзя признать обоснованными в силу следующего.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с п. 6 ст. 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ).
Обеспечение сохранности автомобильных дорог - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, владельцами таких автомобильных дорог (в области ремонта и содержания автомобильных дорог), пользователями таких автомобильных дорог (в области использования автомобильных дорог), должностными лицами, юридическими и физическими лицами (в области использования полос отвода и (или) придорожных полос автомобильных дорог) (п. 21 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ).
Владельцами автомобильных дорог, в силу п. 7 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ, являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания "Российские автомобильные дороги" в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление.
В силу ст. 15 Федерального закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Исходя из положений изложенных норм в совокупности, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
В силу п. 5 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 6 ст. 13, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ, ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к вопросам местного значения городского округа и обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 60 Устава Киселевского городского округа, п. 1.1. Положения "Об Управлении Жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа", утвержденного Решением Совета народных депутатов Киселевского городского округа от 24 октября 2013 г. N 62-Н, Управление жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа является органом местного самоуправления, созданным для решения вопросов местного значения в области осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кемеровской области.
Анализ приведенных выше положений позволяет прийти к выводу о том, что Управление является лицом, ответственным за содержание дорог местного значения, в том числе, и в части осуществления контроля за выполнением мероприятий по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Таким образом, установленный факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии при отсутствии доказательств принятия юридическим лицом всех зависящих от него мер к соблюдению действующего законодательства, с учетом приведенных выше положений, свидетельствует о том, что УЖКХ КГО, являясь лицом, ответственным за содержание вышеуказанных автомобильных дорог, является субъектом вмененного ему административного правонарушения, подлежит административной ответственности за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог и обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что указанное имущество не передано УЖКХ КГО на баланс или в оперативное управление, не опровергает обоснованность выводов судебных инстанций о виновности управления в совершении вмененного ему правонарушения.
То обстоятельство, что УЖКХ КГО заключило муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах Киселевского городского округа, не ставит под сомнение выводы судебных инстанций о виновности управления в совершении вмененного административного правонарушения, так как ответственным за состояние дорог является указанное юридическое лицо.
Несогласие автора жалобы с оценкой установленных судами обстоятельств, правовым основанием к отмене обжалуемых актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, наказание назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, в пределах санкции ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Постановление мирового судьи судебного участка N 5 Киселевского городского судебного района Кемеровской области от 10 июля 2019 г. и решение судьи Киселевского городского суда Кемеровской области от 4 сентября 2019 г, вынесенные в отношении Управления жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа (УЖКХ КГО) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника Поповой Ю.С. - без удовлетворения.
Судья Д.В. Недорезов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.