Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Никулиной И.А, Евтифеева О.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Диденко Ивана Алексеевича на решение Советского районного суда г. Томска от 9 июля 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 13 сентября 2019 г, по административному делу N 2а-2016/2019 по административному исковому заявлению Диденко Ивана Алексеевича к Областному государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" (ОГКУ "ЦСПН по оплате ЖКУ") о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Диденко И.А. обратился в суд с административным иском к ОГКУ "ЦСПН по оплате ЖКУ" о признании незаконным бездействия ОГКУ "ЦСПН по оплате ЖКУ", выразившегося в непредоставлении ответа на заявление от 6 марта 2019 г, в том числе сведений, переданных в ОГКУ "ЦСПН по оплате ЖКУ" поставщиками жилищно-коммунальных услуг о задолженности Диденко Ивана Алексеевича.
Требования с учетом уточнения мотивирует тем, что Диденко И.А. является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории "инвалид". ОГКУ "ЦСПН по оплате ЖКУ" без обоснования причин с 1 марта 2019 г. приостановило выплату административному истцу компенсации расходов на оплату коммунальных услуг. 6 марта 2019 г. Диденко И.А. обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении информации о причинах приостановки выплат, в котором просил предоставить ему копии решения о приостановлении выплат и документов о наличии задолженности, переданных административному ответчику поставщиками жилищно-коммунальных услуг. Документы ему необходимы для обращения в суд за защитой своих интересов. Вместе с тем заявление осталось без ответа.
Решением Советского районного суда г. Томска от 9 июля 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 13 сентября 2019 г, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Диденко И.А. просит отменить судебные акты, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Реализация гражданином данного права регулируется, в том числе Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 59-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно ст. 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181 - ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Законом Томской области от 12 марта 2005 г. N 40-03 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, предусмотренные, в том числе Федеральным законом N 181-ФЗ, предоставляется в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме денежной выплаты. Порядок назначения и выплаты денежной выплаты устанавливается Администрацией Томской области.
Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат отдельным категориям граждан, проживающих на территории Томской области, утвержденным постановлением Администрации Томской области от 19 января 2011 г. N 7а, (далее - Порядок) предусмотрено предоставление гражданам мер социальной поддержки при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Согласно пункту 1-2 Порядка меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат предоставляются Департаментом социальной защиты населения Томской области через подведомственные учреждения - областные государственные казенные учреждения "Центр социальной поддержки населения" муниципальных районов Томской области, областное государственное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" (далее - уполномоченное учреждение). Взаимодействие уполномоченного учреждения с организациями, осуществляющими расчет платы за жилое помещение и коммунальные услуги (далее - организации ЖКХ), осуществляется в рамках заключаемых соглашений об обмене информацией на безвозмездной основе посредством электронного взаимодействия.
Выплата мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг приостанавливается в случаях получения уполномоченным учреждением информации о наличии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за два и более месяца и (или) невыполнения гражданином условий соглашения о погашении задолженности, передаваемой организациями ЖКХ в рамках соглашений об обмене информации (подпункт 3 пункта 38 Порядка).
Приостановление выплаты производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором Учреждение получило информацию о задолженности от организаций ЖКХ.
Уполномоченное учреждение уведомляет гражданина о приостановлении выплаты мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения о приостановлении.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Диденко И.А. является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории "инвалиды" (далее - компенсация расходов) в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 N 181 - ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по квартире "адрес" г. Томска.
25 мая 2019 г. распоряжением руководителя ОГКУ "ЦСПН по оплате ЖКУ" N N приостановлена выплата Диденко И.А. компенсации расходов на оплату коммунальных услуг по причине наличия задолженности по оплате за ЖКУ.
Уведомление о приостановлении выплат с 1 марта 2019 г. было направлено Диденко И.А. в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения о приостановлении, что подтверждается реестром передачи уведомлений от 26 февраля 2019 г.
6 марта 2019 г. Диденко И.А. обратился в ОГКУ "ЦСПН по оплате ЖКУ" с заявлением вх. N N, в котором указал, что с 1 марта 2019 г. ему приостановлена выплата компенсации за коммунальные услуги. С принятым решением он не согласен, на дату 1 марта 2019 г. просроченной задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги не имеет. Для защиты своих прав в суде просил направить в его адрес:
сведения о должностном лице ОГКУ "ЦСПН по оплате ЖКУ", готовящем решение о приостановлении выплаты;
сведения о должностном лице ОГКУ "ЦСПН по оплате ЖКУ", принявшем решение о приостановлении выплаты;
копию решения ОГКУ "ЦСПН по оплате ЖКУ" о приостановлении выплаты компенсации;
копии документов о наличии задолженности Диденко И.А, переданные поставщиками ЖКУ, подтвержденной в установленном законом порядке, в том числе копии актов приема-передачи товара (оказания услуг), копии судебных приказов, копии судебных решений и т.д.
19 марта 2019 г. директором ОГКУ "ЦСПН по оплате ЖКУ" на обращение Диденко И.А. дан письменный ответ, в котором указано, что на основании информации, полученной от ООО "УК "Октябрьский массив" и Фонда "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области" о наличии у Диденко А.И. задолженности более 2-х месяцев по услугам "содержание жилья", "текущий ремонт" и "уплата взносов на капитальный ремонт", с 1 марта 2019 г. выплата компенсации расходов ему была приостановлена.
Согласно учету почтовых отправлений N 29 за период с 7 марта 2019 г. по 4 апреля 2019 г. в адрес Диденко И.А. простым письмом был направлен указанный ответ на его обращение.
При этом копия распоряжения от 25 февраля 2019 г. N N о приостановлении выплаты, а также информация, полученная административным ответчиком от поставщиков коммунальных услуг в электронном виде, к ответу на обращение приложена не была.
Из объяснений представителя административного ответчика установлено, что на момент обращения административного истца 6 марта 2019 г. с заявлением о предоставлении документов о наличии у него задолженности по коммунальным услугам у административного ответчика имелась лишь информация, полученная от поставщиков коммунальных услуг в электронном виде, каких-либо документов о наличии у административного истца задолженности по коммунальным услугам административный ответчик направить не мог, поскольку информация в электронном виде содержала персональные данные иных лиц. Технической возможности направить ответ по электронной почте ОГКУ "ЦСПН по оплате ЖКУ" не имеет.
В процессе рассмотрения дела судом административным ответчиком были переданы административному истцу документы, в том числе копия распоряжения от 25 февраля 2019 г. N N о приостановлении выплаты, и распечатка на бумажном носителе информации, полученной административным ответчиком от поставщиков коммунальных услуг в электронном виде по состоянию на февраль 2019 г.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований о признании бездействия незаконным, суды исходили из того, что на момент вынесения решения суда бездействие административного ответчика по непредоставлению истребуемых документов было прекращено, копия распоряжения от 25 февраля 2019 г. N N и документы о задолженности за ЖКУ были предоставлены административному истцу, нарушения прав административного истца на момент вынесения решения суда не имеется. Законные основания для предоставления административному истцу сведений о должностном лице ОГКУ "ЦСПН по оплате ЖКУ", который готовил решение о приостановлении выплаты компенсации, отсутствуют.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что бездействие ОГКУ "ЦСПН по оплате ЖКУ" не прекращено, поскольку Диденко И.А. не представлены сведения, полученные от поставщиков коммунальных услуг до 25 февраля 2019 г, являются несостоятельными. Из материалов дела следует, что Диденко И.А. в заявлении от 6 марта 2019 г. просил предоставить копии документов о наличии его задолженности, переданных поставщиками ЖКУ, без указания даты или периода, за который просит предоставить документы. Распечатка информации, полученной от поставщиков коммунальных услуг в электронном виде, была предоставлена Диденко И.А. по состоянию на февраль 2019 г, поскольку на дату обращения Диденко И.А. с заявлением 6 марта 2019 г. информация о задолженности за февраль 2019 года являлась наиболее актуальной.
Доводы кассационной жалобы Диденко И.А. о том, что ему должны быть предоставлены файлы с информацией в электронном виде, записанные на оптическом носителе или USB-флеш-накопителе, переданные поставщиками коммунальных услуг в электронном виде в ОГКУ "ЦСПН по оплате ЖКУ" на основании договоров о предоставлении информации посредством электронного взаимодействия, не могу быть приняты во внимание, поскольку Диденко И.А. стороной данных договоров не является. Кроме того, как было установлено судом и следует из условий договоров о предоставлении информации посредством электронного взаимодействия, файлы с информацией в электронном виде содержат персональные данные других собственников жилых помещений.
Согласно статье 7 Федерального закона "О персональных данных" от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Советского районного суда города Томска от 9 июля 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 13 сентября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.