Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В.
судей Евтифеевой О.Э, Зиновьевой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Алтайскому краю на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 15 октября 2019 года по административному делу N2а-81/2019 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Алтайскому краю к Темникову Игорю Геннадьевичу о взыскании недоимки по налогам, пени.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Алтайскому краю (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Темникову Игорю Геннадьевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014 год в размере 6800 руб, пени в размере 128, 29 руб.; за 2015 год - в размере 6800 руб, пени в размере 128, 29 руб.; за 2016 год - в размере 6800 руб, пени в размере 128, 29 руб.; недоимки по земельному налогу за 2016 год в размере 365 руб, пени в размере 6, 89 руб, а также недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 173 руб, пени в размере 5, 20 руб.; за 2016 год - в размере 276 руб, пени в размере 3, 26 руб.
В обоснование заявленных требований налоговый орган сослался на то, что в спорный период административный ответчик являлся плательщиком транспортного налога как собственник зарегистрированных на него транспортных средств (автомобили грузовые, государственный регистрационный знак N, марка/модель: УАЗ 3962, VIN: N год выпуска 1994; автомобили легковые, государственный регистрационный знак N, марка/модель: ВАЗ 210740, VIN: N, год выпуска 2008; снегоходы, государственный регистрационный знак N, марка/модель: Снегоход N, год выпуска 2006), плательщиком земельного налога в отношении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером N, площадью 900 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", а также плательщиком налога на имущество физических лиц как собственник жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N, площадь 75 кв.м.
В адрес ответчика направлялось налоговое уведомление на уплату и перечисление налогов, однако их уплату в установленные сроки налогоплательщик не произвел, в связи с чем налоговым органом выставлено требование об оплате налога и пени, которое также оставлено ответчиком без исполнения.
Истец обращался к мировому судье судебной участка Усть-Пристанского района Алтайского края с заявлением о вынесении судебной приказа о взыскании с Темникова И.Г. задолженности по налогу, пени, которое было удовлетворено, вынесен судебный приказ. 17 октября 2018 года с учетом поступивших от должника возражений судебный приказ отменен, в связи с чем 18 апреля 2019 года административный истец обратился с настоящим административным иском в Усть-Пристанский районный суд Алтайского края.
Определением Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 20 июня 2019 года прекращено производство по административному делу в части взыскания с административного ответчика недоимки по транспортному налогу за 2014 год в размере 6800 руб, пени в размере 128, 29 руб. и задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 173 руб, пени в размере 5, 20 руб, в связи с отказом административного истца от иска в указанной части.
Решением Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 20 июня 2019 года административное исковое заявление Инспекции удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 15 октября 2019 года решение Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 20 июня 2019 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска в связи с пропуском Инспекцией срока на подачу административного искового заявления.
В кассационной жалобе административным истцом ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 15 октября 2019 года, оставлении без изменения решения Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 20 июня 2019 года со ссылкой на неверное применение судом апелляционной инстанции норм процессуального права. По мнению налогового органа, поскольку определение об отмене судебного приказа вынесено мировым судьей 17 октября 2018 года, то срок на подачу искового заявления на основании статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации начинает течь с 18 октября 2018 года и истекает 18 апреля 2019 года. Учитывая, что иск подан Инспекцией 18 апреля 2019 года, срок на обращение в суд налоговым органом не пропущен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в отсутствие участвующих в деле лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда считает, что судом апелляционной инстанции такого рода нарушения не допущены.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Порядок исчисления срока обращения в суд в порядке искового производства с учетом ранее использованного способа взыскания задолженности закреплен в пункте 3 статьи 48 НК РФ, в соответствии с которым требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с частью 2 статьи 6.1НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
Исходя из статей 92, 93 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало. Процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока.
Судами установлено, что в адрес Темникова И.Г, являющегося в 2015 и 2016 годах плательщиком земельного налога, налога на имущество физических лиц и транспортного налога, направлено требование N 1839 об уплате налога и пени в срок до 27 марта 2018 года.
14 сентября 2018 года Инспекция обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности.
На основании данного заявления мировым судьей судебного участка Усть-Пристанского района Алтайского края 21 сентября 2018 года вынесен судебный приказ о взыскании с Темникова И.Г. недоимки по земельному и транспортному налогам, налогу па имущество физических лиц и пени, который отменен определением указанного мирового судьи от 17 октября 2018 года в связи с поступившими от должника возражениями.
Вместе с тем, с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей налоговый орган обратился в суд лишь 18 апреля 2019 года, что подтверждается штемпелями отделения почтовой связи на конверте и списке внутренних почтовых отправлений.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что за взысканием в судебном порядке недоимки и пени налоговый орган обратился с пропуском шестимесячного срока, исчисляемого со дня вынесения определения об отмене судебного приказа, как того требуют положения статьи 48 НК РФ.
Довод Инспекции о том, что поскольку определение об отмене судебного приказа вынесено мировым судьей 17 октября 2018 года, то в силу статьи 6.1 НК РФ срок на подачу искового заявления начинает течь с 18 октября 2018 года и истекает 18 апреля 2019 года, отклоняется судом кассационной инстанции как основанный на неверном толковании норм действующего законодательства.
При этом кассационный суд отмечает, что срок на обращение в суд является процессуальным сроком и регулируется положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока, то есть в рассматриваемом случае 17 апреля 2019 года, учитывая дату определения мирового судьи об отмене судебного приказа (17 октября 2018 года).
Принимая во внимание приведенные выше нормы действующего законодательства, установленные обстоятельства по делу и учитывая, что о наличии уважительных причин для пропуска предъявления в суд указанного требования, а также ходатайства о восстановлении пропущенного срока административным истцом не заявлено, оспариваемое апелляционное определение, которым Инспекции отказано в удовлетворении административного иска по причине пропуска установленного срока на обращение в суд, основано на законе.
Доводы кассационной жалобы не опровергают приведенные выводы суда апелляционной инстанции и не подтверждают нарушений судом норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
В связи с вышеизложенным, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 15 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.