Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Мишиной И.В, Зиновьевой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе представителя администрации г. Барнаула Насырова О.И, поступившей 21 октября 2019 года, на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 3 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 21 августа 2019 года по делу N 2а-5088/2019 по административному исковому заявлению регионального отделения в Алтайском крае Всероссийской политической партии "Партия Роста" к администрации города Барнаула, председателю Комитета по работе с обращениями граждан администрации города Барнаула о признании незаконным отказа в согласовании публичного мероприятия.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, объяснения представителя регионального отделения в Алтайском крае Всероссийской политической партии "Партия Роста" Пахомова И.А, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
региональное отделение в Алтайском крае Всероссийской политической партии "Партия Роста" обратилось в Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края с административным исковым заявлением к администрации города Барнаула, председателю Комитета по работе с обращениями граждан администрации города Барнаула о признании незаконным отказа в согласовании публичного мероприятия.
Требования мотивированы тем, что 13 июня 2019 года в администрацию города Барнаула направлено уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга 23 июня 2019 года с 17.30 до 20.00 час. на территории, примыкающей к памятнику жертвам политических репрессий в г. Барнауле на пл. Свободы, напротив ТЦ "Поместье". В качестве альтернативного места проведения данного публичного мероприятия указан сквер имени Г. Титова, прилегающий к зданию по ул. Г. Титова, 9. Предполагаемое количество участников публичного мероприятия - не более 500 человек. Цель мероприятия - митинг в защиту конституционных прав на свободу слова, достойную жизнь и жилище.
14 июня 2019 года письмом председателя комитета общественных связей и безопасности администрации города Барнаула ФИО6 указанное публичное мероприятие было согласовано.
Однако письмом указанного должностного лица от 18 июня 2019 года N-ПМ административный истец уведомлен в том, что нарушены сроки подачи уведомления о проведении публичного мероприятия, в связи с чем поступившее 13 июня 2019 года уведомление не подлежит рассмотрению, а публичное мероприятие, запланированное на 23 июня 2019 года, является несогласованным.
Поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность оставления без рассмотрения уведомления о проведении публичного мероприятия, которое ранее уже было согласовано. административный истец обратился в суд с административным иском о признании незаконным данного отказа.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 3 июля 2019 года требования административного истца удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 21 августа 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель администрации г. Барнаула Насыров О.И. ставит вопрос об отмене решений судов первой и апелляционной инстанций, приводя в обоснование доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы. Указывает, что уведомление от 13 июня 2019 года было подано с нарушением срока и согласование его проведения осуществлено незаконно. Администрация города не отзывала согласование, выводы суда в данной части не соответствуют обстоятельствам дела. Не дана оценка доводам о том, что организатор не вправе проводить публичное мероприятие в случае, если уведомление о проведении мероприятия не было подано в срок, установленный Федеральным законом. В ответе от 18 июня 2019 года администрация еще раз предложила заявителю провести мероприятие 23 июня 2019 года, в связи с чем заявитель не был лишен возможности провести мероприятие в данную дату, его права администрацией города нарушены не были.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
В силу статьи 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
На обеспечение реализации указанного конституционного права граждан Российской Федерации направлены Федеральный закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ), закон Алтайского края от 31 декабря 2004 года N 76-ЗС "О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Алтайского края".
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
В соответствии с положениями части 4 статьи 5, части 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление в письменной форме о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Из материалов дела следует, что 7 июня 2019 года в администрацию города Барнаула представлено уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга 22 июня 2019 года с 17.30 до 20.00 час. на территории, примыкающей к памятнику жертвам политических репрессий в г. Барнауле на пл. Свободы, напротив ТЦ "Поместье". В качестве альтернативного места проведения данного публичного мероприятия указан сквер имени Титова, прилегающий к зданию по ул. Титова, 9. Предполагаемое количество участников публичного мероприятия не более 500 человек. Цель мероприятия - митинг в защиту конституционных прав на свободу слова, достойную жизнь и жилище.
На данное уведомление комитетом общественных связей и безопасности администраций города Барнаула дан ответ от 10 июня 2019 года N-ПМ, которым отказано в согласовании публичного мероприятия в заявленных местах на том основании, что на территории сквера им. Г. Титова будут проводиться мероприятия с 11.00, 16.00, 17.00 час; на пл. Свободы - с 13.00, 17.00 час, на площади перед МБУК ДК "Южный" по ул. Чайковского, 21 - с 17.00 час. При этом с 08.00 час. на различных площадках города, в том числе и на заявленных, будут проводиться работы по подготовке территории к проведению 22 июня 2019 года в г. Барнауле мероприятия "День памяти и скорби - день начала Великой Отечественной войны". Организатору предложено изменить дату проведения публичного мероприятия на 23 июня 2019 года.
13 июня 2019 года в администрацию г. Барнаула представлено уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга 23 июня 2019 года с 17.30 до 20.00 час. на территории, примыкающей к памятнику жертвам политических репрессий "Прощание" в г. Барнауле на пл. Свободы, напротив ТЦ "Поместье". В качестве альтернативного места проведения данного публичного мероприятия указан сквер имени Титова, прилегающий к зданию по ул. Титова, 9. Предполагаемое количество участников публичного мероприятия - не более 500 человек. Цель мероприятия - митинг в защиту конституционных прав на свободу слова, достойную жизнь и жилище.
Из ответа председателя комитета общественных связей и безопасности администрации г. Барнаула от 14 июня 2019 года N-ПМ следует, что указанное уведомление рассмотрено и установлено, что оно подано с нарушением сроков подачи, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Вместе с тем администрация г. Барнаула расценила указанное уведомление как согласие на принятие предложения об изменении даты проведения публичного мероприятия, которое было указано в ответе от 10 июня 2019 года N-ПМ. В связи с чем на основании статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" администрацией города согласовано проведение 23 июня 2019 года с 17.30 час до 20.00 час. публичного мероприятия на пл. Свободы на территории, прилегающей к памятнику жертвам политических репрессий "Прощание".
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 18 июня 2019 года ответ от 10 июня 2019 года N-ПМ признан незаконным, на администрацию города Барнаула возложена обязанность повторно рассмотреть уведомление от 07 июня 2019 года о проведении публичного мероприятия 22 июня 2019 года. При этом суд пришел к выводу, что из текста уведомления от 13 июня 2019 года не следует, что данным уведомлением организатор дает свое согласие на изменение даты проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого было подано 07 июня 2019 года. Уведомление от 13 июня 2019 года носит самостоятельный характер. Подачу уведомления от 13 июня 2019 года нельзя расценивать как согласие на проведение публичного мероприятия, заявленного в уведомлении от 07 июня 2019 года, в иную дату.
Письмом председателя комитета общественных связей и безопасности администрации города Барнаула от 18 июня 2019 года N-ПМадминистративному истцу сообщено о том, что уведомление, поданное 13 июня 2019 года о проведении 23 июня 2019 года с 17.30 до 20.00 час. публичного мероприятия в форме митинга не подлежит рассмотрению в связи с тем, что оно подано с нарушением установленных сроков, а публичное мероприятие, запланированное на 23 июня 2019 года, является несогласованным.
Признавая данный ответ незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что уведомление от 13 июня 2019 года административным ответчиком рассмотрено и проведение публичного мероприятия 23 июня 2019 года в указанном в уведомлении месте и времени согласовано, в связи с чем в дальнейшем административный ответчик не вправе был отозвать свое согласие и оставить поданное 13 июня 2019 года уведомление без рассмотрения вне зависимости от того, подано оно в установленные законом сроки или нет, поскольку оно уже было рассмотрено органом публичной власти 14 июня 2019 года.
Суд апелляционной инстанции данную позицию поддержал.
Поводов не согласиться с такими выводами судебная коллегия не усматривает, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на надлежащей оценке совокупности собранных по делу доказательств и правильном применении норм материального права.
В силу пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ после получения уведомления о проведении публичного мероприятия уполномоченный орган обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение 3 дней со дня получения указанного уведомления (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за 5 дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям данного федерального закона.
Уполномоченный орган отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с названным федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с данным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
Суды обеих инстанций, проанализировав содержания уведомлений от 7 июня 2019 года и от 13 июня 2019 года, учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", пришли к обоснованным выводам, что уведомление от 13 июня 2019 года является самостоятельным, оно рассмотрено в установленном порядке, в связи с чем административный ответчик не вправе был в дальнейшем отозвать свое согласие и оставить поданное 13 июня 2019 года уведомление без рассмотрения.
Судебная коллегия находит правильными указанные выводы судов, поскольку они основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, и подтверждаются представленными доказательствами по делу.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Безусловные основания для отмены или изменения судебных актов, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 3 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 21 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.