Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б. и Богдевич Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1468/2019 (УИД: 70RS0004-01-2019-001501-84) по иску Юлдашева Шамиля Атаевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Томскому району Томской области о возложении обязанности включения периодов работы в страховой стаж, назначении досрочной пенсии по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области (межрайонное) на решение Советского районного суда г. Томска от 4 июня 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 13 сентября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, выслушав объяснения Юлдашева Ш.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Юлдашев Ш.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области (межрайонное) (далее - УПФР в Томском районе Томской области (межрайонное)), просил обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы с 15 апреля 1985 г. по 15 марта 1987 г. в должности машиниста насосных установок, с 16 марта 1987 г. по 25 апреля 1994 г. в должности оператора технологических установок и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 7 сентября 2018 г.
В обоснование требований Юлдашев Ш.А. ссылался на то, что решением пенсионного органа от 20 декабря 2018 г. N ему отказано в назначении страховой пенсии по старости и включении спорных периодов в специальный стаж в общей сложности 8 лет 11 дней, поскольку наименование должности не соответствует предусмотренному Списку N 2 и отсутствуют сведения о занятости в производстве бурения, на добыче нефти, газа, газового конденсата.
Считает, что указанные в решении УПФР в Томском районе Томской области (межрайонное) ошибки в оформлении документов, а также ошибки в формулировании предприятием наименования должности не являются основанием для лишения права на досрочное назначение страховой пенсии.
Решением Советского районного суда г. Томска от 4 июня 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 13 сентября 2019 г, исковые требования Юлдашева Ш.А. удовлетворены.
Суд обязал УПФР в Томском районе Томской области (межрайонное) включить Юлдашеву Ш.А. в страховой стаж периоды работы в "место работы", ныне переименованных на основании приказа N от 22 июля 1996 г. в "место работы" с 15 апреля 1985г. по 15 марта 1987 г. в должности машиниста насосных установок, с 16 марта 1987 г. по 25 апреля 1994 г. в должности оператора технологических установок и назначить страховую пенсию по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 7 сентября 2018 г.
В кассационной жалобе УПФР в Томском районе Томской области (межрайонное) ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения, как незаконных, постановленных с нарушением норм материального права, указывая также, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции представитель УПФР в Томском районе Томской области (межрайонное), надлежаще извещённый о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явился, сведений о причинах неявки не представил. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя УПФР в Томском районе Томской области (межрайонное).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как следует из обжалуемых судебных постановлений, такого характера нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 7 сентября 2018 г. Юлдашев Ш.А. обратился в УПФР в Томском районе Томской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости согласно пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Решением УПФР в Томском районе Томской области (межрайонное) N от 20 декабря 2018 г. Юлдашеву Ш.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального и страхового стажа.
Пенсионным органом в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ зачтены периоды работы с 9 октября 2002 г. по 30 ноября 2003 г. и с 1 декабря 2003 г. по 22 апреля 2004 г, общей продолжительностью 1 год 6 месяцев 14 дней.
В специальный стаж Юлдашева Ш.А, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, не включены периоды его работы с 15 апреля 1985 г. по 15 марта 1987 г. в должности машиниста насосных установок 4 и 5 разряда цеха очистки и осушки газа в Газопромысловом управлении "место работы" (11 месяцев 1 день) и с 16 марта 1987 г. по 25 апреля 1994 г. в должности оператора технологических установок в Газопромысловом управлении "место работы", в последующем преобразованного в "место работы" (7 лет 1 месяц 10 дней). Всего не зачтено в специальный стаж 8 лет 11 дней.
Отказывая во включении периодов с 15 апреля 1985 г. по 15 марта 1987 г. в должности машиниста насосных установок в специальный стаж Юлдашева Ш.А, пенсионный орган исходил из того, что должность "машинист насосных установок" не предусмотрена Списком N 2, а в представленных справках отсутствует информация, подтверждающая занятость заявителя в производстве бурения на добыче нефти, газа и газового конденсата.
Отказывая во включении в специальный стаж Юлдашева Ш.А. периода его работы с 16 марта 1987 г. по 25 апреля 1994 г. пенсионный орган указал, что имеющиеся в распоряжении управления сведения содержат противоречивые сведения, не подтверждают выполнение работы заявителем в производствах и должностях, соответствующих Списку N 2, справки, выданные в разное время управлением "место работы" содержат разные подписи руководителя при его одинаковой фамилии.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Юлдашева Ш.А. о включении периодов его работы с 15 апреля 1985 г..по 15 марта 1987 г..в должности машиниста насосных установок и с 16 марта 1987 г..по 25 апреля 1994 г..в должности оператора технологических установок в "место работы", "место работы", переименованных в "место работы", в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 2 части 1, частей 2 - 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ, Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённым Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г..N 258н, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г..N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г..N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению", исходил из того, что имеющиеся в материалах дела доказательства, подтверждают занятость истца в спорные периоды в производстве бурения на добыче нефти, газа и газового конденсата, а также переработки нефти, газа и газового конденсата, угля и сланца в должностях, предусмотренных разделом "Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца" Списка N 2, утверждённого постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991
г..N 10.
С данными выводами и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Доводов о несогласии с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части включения оспариваемых периодов в стаж, дающий право Юлдашеву Ш.А. на досрочное назначение пенсии как лицу, длительное время проработавшему на работах с тяжёлыми условиями труда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, кассационная жалоба не содержит.
Также суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что у Юлдашева Ш.А. возникло право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с 7 сентября 2018 г, с момента его обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции, дополнив их суждением о том, что с учётом того, что спорные периоды работы включены в страховой и общий стаж Юлдашева Ш.А, то необходимое условие о наличии у застрахованного 25-летнего общего страхового стажа при назначении досрочной страховой пенсии по старости соблюдено.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны без учёта норм материального права, регулирующих спорные правоотношения и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом (здесь и далее нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приводятся в редакции, действовавшей на дату обращения Юлдашева Ш.А. в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости - 7 сентября 2018 г.).
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и её размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определённой продолжительности в опасных, вредных, тяжёлых и иных неблагоприятных условиях труда.
Одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Из приведённых нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определённых условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определённой продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют мужчины, непосредственно занятые на работах с тяжёлыми условиями в случае, если они достигли возраста 55 лет, проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет. В случае, если они проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста.
Таким образом, для возникновения у истца Юлдашева Ш.А. права для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г, необходимо наличие у Юлдашева Ш.А. страхового стажа требуемой продолжительности - не менее 25 лет.
Однако суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела не установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, а именно: наличие у истца страхового стажа требуемой продолжительности (не менее 25 лет).
Возлагая на УПФР в Томском районе Томской области (межрайонное) обязанность назначить Юлдашеву Ш.А. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с даты обращения с заявлением о её назначении (7 сентября 2018 г.), суд первой инстанции не привёл в решении мотивов, по которым пришёл к выводу о наличии у истца права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, не указал, имеется ли у истца совокупность условий для назначения досрочной страховой пенсии.
Согласно части 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пунктах 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем решение суда первой инстанции по настоящему делу данным требованиям норм процессуального права не соответствует.
Суд апелляционной инстанции, проверяя решение суда первой инстанции по апелляционной жалобе пенсионного органа, также оставил без должной правой оценки доводы ответчика об отсутствии совокупности условий для досрочного назначения Юлдашеву Ш.А. страховой пенсии по старости.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о наличии у Юлдашева Ш.А. права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 7 сентября 2018 г, суд апелляционной инстанции указал, что периоды работы истца с 15 апреля 1985 г. по 15 марта 1987 г, с 16 марта 1987 г. по 25 апреля 1994 г. включены судом первой инстанции в страховой и общий стаж, в связи с чем необходимое условие о наличии у Юлдашева Ш.А. страхового стажа не менее 25 лет соблюдено.
Вместе с тем, данные выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют материалам дела.
Из решения УПФР в Томском районе Томской области (межрайонное) N от 20 декабря 2018 г. следует, что страховой стаж Юлдашева Ш.А. на момент его обращения с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании подпункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ составляет 24 года 8 месяцев 14 дней.
В пункте 3 указанного решения указано, что, рассматривая заявление Юлдашева Ш.А. о назначении досрочной страховой пенсии, пенсионный орган принял решение засчитать в страховой и общий стаж Юлдашева Ш.А, в том числе периоды работы с 16 ноября 1979 г. по 25 апреля 1994 г. (14 лет 1 месяц 14 дней).
Вопреки выводам суда апелляционной инстанции, спорные периоды работы Юлдашева Ш.А. с 15 апреля 1985 г. по 15 марта 1987 г, с 16 марта 1987 г. по 25 апреля 1994 г. были зачтены пенсионным органом в страховой и общий стаж, что прямо следует из пункта 3 решения УПФР в Томском районе Томской области (межрайонное) N от 20 декабря 2018 г, и, с учётом спорных периодов, необходимый страховой стаж 25 лет у Юлдашева Ш.А. отсутствует.
Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции о том, что периоды работы истца Юлдашева Ш.А. с 15 апреля 1985 г. по 15 марта 1987 г, с 16 марта 1987 г. по 25 апреля 1994 г. не были учтены пенсионным органом в общем страховом стаже, противоречат материалам делам.
С учётом изложенного обжалуемые судебные постановления подлежат отмене, поскольку они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения этих нарушений невозможны восстановление и защита прав и законных интересов заявителя.
Поскольку судами при рассмотрении настоящего дела не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно совокупность условий для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, применить к спорным отношениям нормы права, их регулирующие, толкование которых приведено в настоящем определении, и разрешить спор в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 4 июня 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 13 сентября 2019 г. отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Советский районный суд г. Томска.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.