Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г, судей Благодатских Г.В. и Зайцевой Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 22RS0068-01-2019-000305-25 по иску Дробининой А.А. к Администрации г. Барнаула, Комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула о предоставлении жилого помещения
по кассационной жалобе Дробининой А.А, Юрченко А.В, Титова В.Д. на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 3 апреля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 3 июля 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Дударёк Н.Г, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Дробинина А.А. обратилась в суд к комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула, Администрации г. Барнаула с требованием о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по предоставлению по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, общей площадью не менее 43.60 кв.м, на семью из трёх человек, в границах муниципального образования - городской округ г. Барнаул Алтайского края.
Иск обоснован тем, что она на основании договора социального найма от 26 ноября 2010 г. N является нанимателем двух комнат площадью 18.5 кв.м. и 12, 5 кв.м. в квартире N, находящейся в муниципальной собственности по "адрес". Совместно с ней в квартире проживают Титов В.Д. и Юрченко А.В. Заключением межведомственной комиссии при администрации г. Барнаула от 22 марта 2012 г. жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением Администрации г. Барнаула от 20 апреля 2012 г. установлен срок отселения жильцов дома до 22 марта 2014 г. До настоящего времени Дробинина А.А. проживает в указанном доме, снос дома не произведён, другое благоустроенное жилое помещение не предоставлено, имеет место бездействие ответчиков по отселению истца из аварийного жилья и предоставлению другого жилого помещения
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 3 апреля 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 3 июля 2019 г, в удовлетворении исковых требований Дробининой А.А. отказано.
В кассационной жалобе Дробининой А.А, Титовым В.Д. и Юрченко А.В. ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 3 апреля 2019 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 3 июля 2019 г. в связи с неправильным применением норм материального права.
Администрацией г. Барнаула поданы возражения относительного доводов кассационной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причинах неявки. Представитель Администрации г. Барнаула Меркушева Т.В. просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами и следует из материалов дела 26 ноября 2010 г. между Администрацией Октябрьского района города Барнаула и Дробининой А.А. заключен договор социального найма жилого помещения N. Во владение и пользование нанимателю и членам семьи Титову В.Д, Юрченко А.В. переданы две комнаты в квартире N находящейся в муниципальной собственности, по "адрес".
Заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от 22 марта 2012 г. многоквартирный жилой дом по "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации г. Барнаула от 20 апреля 2012 г. N указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения физических лиц из указанного многоквартирного дома до 22 марта 2014 г. в пределах средств, предусмотренных в бюджете города.
23 апреля 2015 г. администрацией г. Барнаула принято постановление N "Об изъятии земельного участка и жилых помещений многоквартирного жилого дома по "адрес"".
Постановлением Администрации Алтайского края от 31 октября 2014 г. N утверждена государственная программа Алтайского края "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края на 2014 - 2020 годы" и дом, в котором проживает истец, включен в данную программу для переселения жильцов.
Разрешая заявленные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу, что Дробинина А.А. не признана малоимущей и нуждающейся в жилых помещениях и не принята на учет, а право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма, в том числе и во внеочередном порядке, по общему правилу имеют лица, признанные в установленном законом порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях. Поэтому у Дробининой А.А. право на внеочередное получение жилого помещения муниципального жилищного фонда, предусмотренное частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, отсутствует, учтено, что постановлением Администрации Алтайского края от 31 октября 2014 г. утверждена государственная программа об обеспечении жильем населения на 2014 - 2020 годы, и дом, в котором проживает истец, включен в данную программу для переселения жильцов.
С указанными выводами суда согласилась судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда. В апелляционном определении также указала, что наличие распоряжения администрации города Барнаула N 95-р от 20 апреля 2012 г. не влечет обязанности муниципального образования предоставить семье истца жилое помещение во внеочередном порядке без соблюдения общих требований жилищного законодательства о постановке на учет в качестве нуждающихся.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов отвечают требованиям закона, регулирующего спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации указанной конституционной обязанности в Жилищном кодексе Российской Федерации, предусмотрен институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).
Таким образом, доводы кассационной жалобы об отсутствии правового значения для разрешения возникшего спора того обстоятельства, что семья истца не относится к категории малоимущих граждан, являются ошибочными, как не основанные на положениях действующего законодательства.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения Дробининой А.А. и членов её семьи жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.
При этом судами учтен тот факт, что нанимателю (Дробининой А.А.) и членам его семьи было направлено требование об обращении в Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула для рассмотрения вопроса о возможности получения компенсации за нанимаемое жилое помещение или предоставление жилого помещения маневренного фонда.
Отмена решения Октябрьского районного суда г. Барнаула от 14 марта 2019 г, как указывает заявитель жалобы, в соответствии с которым исковые требования Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула к Дробининой А.А, Юрченко А.В, Титову В.Д. о выселении с предоставлением другого жилого помещения маневренного фонда были удовлетворены, не может являться основанием для отмены состоявшихся судебных постановлений по настоящему делу, поскольку отмена данного решения не является юридически значимым обстоятельством при разрешении спора.
Несогласие с выводами судов само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на нормах действующего законодательства и установленных по делу обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к иной оценке установленных обстоятельств, основаны на ошибочном толковании закона, в связи с чем не могут служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 3 апреля 2019 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 3 июля 2019 г.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 3 апреля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 3 июля 2019 г. оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.