Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В, судей Шефер И.А. и Латушкиной С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску Тяпичкиной Е.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, назначить пенсию с учетом перерасчета
по кассационной жалобе Тяпичкиной Е.В. на решение Советского районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, которыми исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тяпичкина Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Красноярска (далее - ГУ- УПФР в Советском районе г. Красноярска) о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, назначить пенсию с учетом перерасчета.
В обоснование заявленных требований указала на то, что решением ГУ-УПФР в Советском районе г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ N ей было отказано в перерасчете и установлении пенсии в связи с отсутствием увеличения индивидуального коэффициента до ДД.ММ.ГГГГ, справка о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ N, выданная "адрес" (далее - "адрес"") не принята к зачету при перерасчете страховой пенсии по старости, поскольку "адрес" не является правопреемником "адрес" Истец с решением не согласна, поскольку в период с 1990 год по 1996 год фактически работала на одном и том же предприятии, выполняла одну и ту же работу, менялись только названия предприятия.
С учетом изложенного, просила признать решение ГУ- УПФР в Советском районе г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в перерасчете и установлении пенсии незаконным, возложить обязанности произвести перерасчет пенсии с 1990 год по 1996 год с момента подачи заявления в УПФР Советского района г. Красноярска с ДД.ММ.ГГГГ, назначить пенсию с учетом перерасчета.
Решением Советского районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГг. суд возложил обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Красноярска произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости Тяпичкиной Е.В. с учетом заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы в должности контролера, продавца магазина N в военторге N г. Красноярска Красноярского края. При этом оснований для возложения обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Красноярска произвести перерасчет пенсии по старости Тяпичкиной Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ суд не усмотрел, поскольку к заявлению не были приложены первичные документы.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Советского районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
В поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Тяпичкиной Е.В. ставится вопрос об изменении решения Советского районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ в части признания незаконным решения Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в перерасчете и установлении пенсии и возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии с учетом заработной платы за период работы в должности контролера, продавца магазина N с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в N. Красноярска Красноярского края исходя из даты, указанной в заявлении о перерасчете, согласно требованиям статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном суде общей юрисдикции, в судебное заседание кассационного суда участники процесса не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку не имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом постановлении, фактическим обстоятельствам дела, которые были установлены судами первой и апелляционной инстанций, а также нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции при рассмотрении настоящего дела указанных оснований для отмены либо изменения судебных постановлений не усмотрела, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.
Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно сведениям трудовой книжки Тяпичкина Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Военторге 467 в различных должностях (ДД.ММ.ГГГГ в связи с реорганизацией "адрес" преобразован в "адрес").
ДД.ММ.ГГГГ Тяпичкиной Е.В. назначена страхования пенсия по старости по пункту 2 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", размер пенсии на дату обращения составлял 8 960, 35 руб.
ДД.ММ.ГГГГ Тяпичкина Е.В. обратилась в ГУ- УПФР в Советском районе г. Красноярска с заявлением о перерасчете пенсии, приложив к заявлению паспорт и справку о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ N, выданную "адрес"" о размере заработной платы, начисленной Тяпичкиной Е.В. в период работы в должности контролера, продавца магазина N с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" "адрес" г.Красноярска Красноярского края. Согласно данной справке "адрес"" не является правопреемником "адрес" N и сведений о правопреемнике не имеет.
Решением ГУ - УПФР в Советском районе г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ N Тяпичкиной Е.В. в перерасчете размера страховой пенсии на основании указанной справки отказано, поскольку "адрес"" не является правопреемником "адрес" N, откуда содержатся сведения трудовой деятельности Тяпичкиной Е.В.
Судом на ответчика была возложена обязанность произвести перерасчет пенсии за период работы в должности контролера, продавца магазина N с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" N г.Красноярска Красноярского края, поскольку в ходе рассмотрения дела были предоставлены первичные документы о размере заработной платы истца за спорный период - лицевые счета на выплату заработной платы, которые подтверждают размер заработной платы Тяпичкиной Е.В. Вместе с тем суд не усмотрел оснований для возложения обязанности на ответчика произвести перерасчет пенсии Тяпичкиной Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку к заявлению, поданному в пенсионный орган, не были приложены первичные документы.
Истцом Тяпичкиной Е.В. была подана апелляционная жалоба на решение Советского районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, в которой она просила изменить решение суда в части, и возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет размера страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом заработной платы за период работы в должности контролера, продавца магазина N с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" N г. Красноярска.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по апелляционной жалобе Тяпичкиной Е.В, решение Советского районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ оставил без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что следует согласиться с выводами суда первой и апелляционной инстанций по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Согласно части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены.
В силу статьи 59 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
Согласно статье 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяемой в отношении исчисления расчетного размера пенсии по состоянию на 31 декабря 2001 г, в соответствии со статьей 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", среднемесячный заработок застрахованного лица принимается за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными органами).
В соответствии с положениями статей 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (статья 20 ранее действовавшего Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения; с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии по старости принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Согласно части 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Ранее действующим постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 16/19па "Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" был утвержден Перечень документов, предусматривающий предоставление в целях назначения трудовой пенсии сведений о среднемесячном заработке за 2000 - 2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности.
Согласно пункту 26 Перечня, среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности за период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, подтверждался справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о необходимости возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии Тяпичкиной Е.В. с учетом отраженного заработка в представленных лицевых счетах подтверждающих конкретный характер заработной платы за спорный период с 2 августам 1990 г. по 20 ноября 1996 г, которые могут служить основанием для перерасчета пенсии, исходя из размера заработной платы.
При этом суд апелляционной инстанции указал на то, что данный вывод суда первой инстанции, верно основан на доказательствах фактического хранения "адрес"" документов "адрес" N, с применением положений, изложенных в письме Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 8389-ЮЛ, Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 ноября 2001 г. N ЛЧ-06-27/9704, согласно которому, в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, к таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Вместе с тем, исходя из того, что справка АО "Военторг-Восток", представленная истцом при обращении в пенсионный орган за перерасчетом пенсии, не являлась надлежащим документом для такого перерасчета, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно отказал в требованиях Тяпичкиной Е.А. в части возложения на пенсионный орган обязанности произвести перерасчет пенсии истца с момента подачи заявления.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на нормах действующего законодательства.
Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций и влекущих отмену решения Советского районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГг, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, кассационная жалоба не содержит.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются верными, в судебных постановлениях мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми, при этом судами правильно применены нормы материального и процессуального права, верно распределено бремя доказывания между сторонами и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Решение суда и апелляционное определение по своему содержанию соответствуют положениям статьям 198, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в них указаны обстоятельства дела, выводы по результатам рассмотрения, мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми нижестоящие суды руководствовались.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание выводов судов об установленных обстоятельствах, были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии служить не могут, поскольку применительно к положениям к части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Тяпичкиной Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.