Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г, судей Зайцевой Е.Н. и Благодатских Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 02RS0001-01-2018-002048-92 по иску Кавриги К.К. к Правительству Республики Алтай в лице республиканской комиссии по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" о признании незаконным решения в части не включения в списки получателей, признании права на получение социальной выплаты с даты постановки на учет, признании права состоять на учете, возложении обязанности включить в сводный список граждан-получателей сертификатов
по кассационной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 15 августа 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 31 октября 2018 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Дударёк Н.Г, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Каврига К.К. обратилась в суд с иском к Правительству Республики Алтай о признании за Кавригой К.К. права на получение социальной выплаты в рамках Федерального закона от 25.10.2002 N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" по категории "пенсионеры" с датой постановки на учет 06 февраля 2001 г, признании незаконным решения комиссии по реализации подпрограммы от 19 марта 2018 г. в части отказа во включении в список получателей на 2018 год; возложении обязанности включить в сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2019 году по категории "пенсионеры".
Иск обоснован тем, что истец Каврига К.К. с 06 февраля 2001 г. состоит на учете и в сводном списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории "пенсионеры". Истцу отказано во включение в список получателей сертификатов в 2018 году в связи с незаконностью действий администрации Кош-Агачского района по восстановлению Кавриги К.К. на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилья с первоначальной даты постановки на учет. Считает, что неправомерными были действия администрации Кош-Агачского района при переоформлении ее очереди на ее дочь, поэтому последующие действия органа местного самоуправления по восстановлению истца на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилья с первоначальной даты постановки являются правомерными.
После уточнения иска дополнительно просила признать право Кавриги К.К. состоять на учете граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальной выплаты, в категории "пенсионеры" по Республике Алтай с датой постановки на учет 06 февраля 2001 г.
Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 15 августа 2018 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 31 октября 2018 г, исковые требования Кавриги К.К. к Правительству Республики Алтай в лице республиканской комиссии по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы "Жилище"на 2015-2020 годы" удовлетворены в части.
Признано незаконным решение республиканской комиссии по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" от 19 марта 2018 г. в части отказа во включении в список получателей на 2018 год Кавриги К.К..
Признано за Кавригой К.К. право на получение социальной выплаты в рамках Федерального закона от 25 октября 2002 г. М 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" по категории "пенсионеры" с датой постановки на учет 06 февраля 2001 года.
Отказано в удовлетворении требований Кавриги К.К. к Правительству Республики Алтай в лице республиканской комиссии по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" о признании права состоять на учете граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. имеющих право на получение социальной выплаты с даты первоначальной постановки на учет, возложить обязанность включить в сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2019 году по категории "пенсионеры".
В кассационной жалобе Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ставится вопрос об отмене решения Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 15 августа 2018 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 31 октября 2018 г, вынесенными с нарушением норм материального и процессуального права, без установления имеющих значение обстоятельств по делу.
Указывает, что Каврига К.К, как гражданин, выезжающий их районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в период с 2001 до 2012 г. состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории "пенсионеры", в 2012 году по личному заявлению Кавриги К.К. её очередь в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, на её дочь - ФИО1, что не предусмотрено законодательством, в связи с чем Каврига К.К. может быть поставлена на учет только общих основаниях с даты подачи соответствующих документов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причинах неявки. Представителем Администрации МО "Кош-Агачский район" Республики Алтай Садакпаевой Е.В. заявлено о рассмотрении дела без участия муниципального образования.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Каврига К.К. состояла на учете в очереди для улучшения жилищных условий с 06 февраля 2001 г. по списку "пенсионеры" в соответствии с Федеральным Законом от 25.07.1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", согласно постановлению администрации Кош-Агачского района Республики Алтай от 06 февраля 2001 г. N, на основании поданного ею заявления.
Ежегодно Кавригой К.К. подавались заявления на включение во Сводный участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных ФЗ N 125-ФЗ от 25.10.2002г.".
В 2015 году очередь Кавриги К.К. администрацией МО "Кош-Агачский район" Республики Алтай переведена на ее дочь ФИО1
Решением республиканской комиссии по реализации подпрограммы от 03 февраля 2015 г. ФИО1 отказано во включении в список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2015 году.
Постановлением и.о. Главы администрации МО "Кош-Агачский район" от 14.12.2016 N Каврига К.К. восстановлена в Сводном списке участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законом N 125 от 25.10.2002".
Решением республиканской комиссии по выполнению подпрограммы от 19 марта 2018 г, отраженным в протоколе заседания, Кавриге К.К. отказано во включении в список получателей на 2018 год по причине неправомерных действий должностных лиц при восстановлении на учете.
Суд первой инстанции, установив обстоятельства по делу, применив нормы материального права - статьи 1, 3 Федерального Закона от 25 октября 2002 г. N125 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N153, принял решение о частичном удовлетворении исковых требований, признав незаконным решение республиканской комиссии по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" от 19 марта 2018 г. в части отказа во включении в список получателей на 2018 год Кавриги К.К.; признал за Кавригой К.К. право на получение социальной выплаты в рамках Федерального закона от 25 октября 2002 г. М 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" по категории "пенсионеры" с датой постановки на учет 06 февраля 2001 года. В удовлетворении требований Кавриги К.К. о признании права состоять на учете граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальной выплаты с даты первоначальной постановки на учет, возложении обязанности включить в сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2019 году по категории "пенсионеры" суд отказал.
С указанными выводами суда согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов отвечают требованиям закона, регулирующего спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу.
Статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее по тексту - Закон) определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений.
Из содержания преамбулы, статей 1 - 4, 7, 10 Закона следует, что федеральный законодатель наделяет граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и граждан, выехавших из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, равным правом на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии, одинаково определяет условия возникновения этого права и порядок его реализации.
Категории получателей жилищной субсидии выделены в части 1 статье 2 Закона при определении очередности предоставления социальной выплаты по принципу нуждаемости в повышенной социальной защите (инвалиды I и II групп, инвалиды с детства; пенсионеры; граждане, признанные в установленном порядке безработными и состоящие не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; работающие граждане).
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий (часть 2 статьи 2 Закона).
Статьями 3, 8, 10 Закона определено, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Закреплено, что регистрация и учет граждан, имеющих названные права, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2). Органы исполнительной власти субъектов России осуществление данных полномочий могут передавать в соответствии с законодательством Российской Федерации органам местного самоуправления (пункт 3). Решение о постановке на учет или об отказе в постановке на учет принимается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органами местного самоуправления, то есть в соответствии с действующим на территории субъекта Российской Федерации порядком (пункты 8, 12). Одновременно с постановкой на учет формируются списки по категориям граждан: инвалиды, пенсионеры, работающие и т.д. (пункт 17). Органы местного самоуправления, наделенные соответствующими полномочиями, ежегодно утверждают указанные в пункте 17 Положения списки и до 1 февраля направляют их заверенные копии в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 19). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, до 15 февраля, утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пункте 17 Положения, и ежегодно, до 1 марта, представляют в Министерство регионального развития Российской Федерации сведения о количестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат в соответствии с вышеупомянутыми федеральными законами (пункты 24, 27).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы. Предусмотрено, в частности, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат на планируемый год по установленной форме. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане-участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Формирование сводных списков получателей сертификатов осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан-участников подпрограммы (пункт 29).
Таким образом, права и обязанности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере определены на федеральном уровне: данные органы утверждают единый список граждан, имеющих право на получение социальных выплат, формируют сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат на планируемый год, а также сводный список граждан-получателей сертификатов в планируемом году.
При этом социальные выплаты формируются за счет средств федерального бюджета, распределение которых осуществляется по субъектам Российской Федерации (преамбула, статей 2, 7, 8 Закона).
Изложенные нормы закона означают, что Каврига К.К, чье право на получение социальной выплаты возникло с момента первоначальной постановки на учет.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов о том, что Каврига К.К. вправе состоять на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" по категории "пенсионеры" с даты первоначальной постановки на данный учет, от права на получение данной социальной выплаты она отказывалась, подтверждая ежегодно поданными заявлениями. Переоформление очереди на дочь в результате неправомерных действий должностных лиц администрации муниципального образования, не является основанием для ограничения предусмотренного Федеральным Законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" права истца на получение жилищной субсидии при переселении из района, приравненного к районам Крайнего севера, при соблюдении предусмотренных законом условий и не свидетельствует об одностороннем отказе от права на получение жилищной субсидии.
Неправомерные действия органа местного самоуправления, выразившие во внесении произвольных изменений в действующую систему формирования сводного списка граждан, изъявивших желание получить сертификат на планируемый год, не должно влиять на изменение официально признанного статуса ранее приобретенных прав на получение жилищной субсидии Кавригой К.К.
Несогласие с выводами судов само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на нормах действующего законодательства и установленных по делу обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к иной оценке установленных обстоятельств, основаны на ошибочном толковании закона, в связи с чем не могут служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 15 августа 2018 г. и апелляционного определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 31 октября 2018 г.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определила:
решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 15 августа 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 31 октября 2018 г. оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.