Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Шефер И.А. и Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску Г.А.Г. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Кемерово, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области о признании приказов незаконными, перерасчете выслуги лет
по кассационной жалобе Г.А.Г. на решение Заводского районного суда города Кемерово Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которыми в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А, объяснения представителя Г.А.Г. Л.А.Н, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Кемерово, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области М.А.С, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Г.А.Г. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Кемерово (далее - УМВД России по г. Кемерово), Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области (далее - ГУ МВД России по Кемеровской области) о признании приказов незаконными, перерасчете выслуги лет.
В обоснование заявленных требований Г.А.Г. указал на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа начальника УМВД России по г. Кемерово N л/с истец был уволен из органов внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).
На основании указанного приказа выслуга лет в календарном исчислении составляет 19 лет 9 месяцев 11 дней, в льготном исчислении 21 год 7 месяцев 11 дней. Стаж службы для выплаты единовременного пособия составляет 19 лет 9 месяцев 11 дней.
ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа начальника УМВД России по г. Кемерово N л/с от ДД.ММ.ГГГГ в приказ от ДД.ММ.ГГГГ N были внесены изменения, согласно которым выслуга лет в календарном исчислении составляет 19 лет 6 месяцев 18 дней, в льготном исчислении 20 лет 8 месяцев 12 дней. Стаж службы для выплаты единовременного пособия составляет19 лет 6 месяцев 18 дней.
Истец не согласен с расчетом льготного стажа, поскольку как следует из расчета выслуги лет на пенсию, выданного в отделе кадров УМВД России по г. Кемерово не все периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фактического участия в боевых действиях при проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона были засчитаны в льготный стаж, как один день службы за три дня.
Полагая, что в приказ не включены все дни фактического участия в боевых действиях при проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, он обратился в Центральный районный суд г. Кемерово с иском к ГУ МВД России по Кемеровской области и к Объединенной группировке войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с требованием о взыскании дополнительных денежных выплат за участие в выполнении служебно-боевых задач в Чеченской республике.
Решением Центрального районного суда "адрес" по гражданскому дело N от ДД.ММ.ГГГГ приказы Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N в части невключения в приказы дней его фактического участия в боевых действиях при проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ признаны незаконными.
На основании указанного решения суда, начальником УВД "адрес" вынесен приказ N л/с от ДД.ММ.ГГГГ, которым истцу засчитано время нахождения в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона в стаж службы для назначения пенсии на льготных условиях периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг.
Между тем в приказе, вынесенном на основании решения суда не отражено по какому коэффициенту производить расчет, в связи с чем при исчисление льготного стажа были использованы коэффициенты, указанные в отмененных приказах от ДД.ММ.ГГГГ N л/с Управления внутренних дел "адрес" и приказа от ДД.ММ.ГГГГ N л/с Управления внутренних дел "адрес".
Так, исчисления 1 день службы как 1, 5 дня зачислены в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Истец полагает, что в определённых периодах арифметически неверно посчитано количество дней в периоде, что так же повлияло на расчет выслуги лет в льготном исчислении: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - фактически 30 дней, в представленном расчете 29 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - фактически 15 дней, в представленном расчете 13 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - фактически 21 день, в представленном расчете 20 дней.
Считает, поскольку решением Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по делу N установлено нахождение истца в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона и фактическое участие в контртеррористических операциях в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, все указанные дни непосредственного участия истца в контртеррористических операциях должны быть рассчитаны, как один день службы за три дня.
По мнению истца, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выслуга лет в льготном исчислении составила 537 дней, то есть 1 год 5 месяцев 19 дней.
С учетом изложенного, просит признать незаконными приказы от ДД.ММ.ГГГГ N л/с и от ДД.ММ.ГГГГ N л/с УМВД России по "адрес" в части исчисления льготного стажа, обязать УМВД России по "адрес" произвести ему перерасчет выслуги лет в льготном исчислении один день службы к трем дням следующих периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 66 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. - 90 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 84 дня; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 42 дня; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 45 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 63 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 66 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 48 дней и произвести перерасчет пенсии с учетом данного льготного стажа с ДД.ММ.ГГГГ
Решением Заводского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ истцу в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Г.А.Г. ставится вопрос об отмене решения Заводского районного суда г. Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, как незаконных.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном суде общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что приказом начальника УМВД России по г. Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ N л/с, Г.А.Г. уволен со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, на основании пункта 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по выслуге лет, дающей право на получение пенсии ДД.ММ.ГГГГ
Общая продолжительность выслуги Г.А.Г. составила в календарном исчислении 19 лет 9 месяцев 11 дней, в льготном 21 год 7 месяцев 11 дней.
Приказом начальника Управления МВД России по г. Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ N л/с, в вышеуказанный приказ внесены изменения, согласно которому общая продолжительности выслуги Г.А.Г. составила в календарном исчислении 19 лет 6 месяцев 18 дней, в льготном 20 лет 8 месяцев 12 дней.
Период прохождения истцом службы на территории Северо-Кавказского региона с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен в выслугу лет в льготном исчислении, из расчета 1 день службы за 1, 5 дня.
В расчет выслуги лет в льготном исчислении, из расчета 1 день службы за 3 дня за спорный период органом внутренних дел включено 12 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ согласно приказам от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ).
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от ДД.ММ.ГГГГг. по иску Г.А.Г. к Объединенной группировке войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона и Главному Управлению внутренних дел Кемеровской области о признании приказов недействительными в части, взыскании дополнительных денежных выплат за участие в выполнении служебно-боевых задач в Чеченской республике признаны недействительными приказы Объединенной группировке войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо - Кавказского региона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГг. N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N в части невключения в приказы дней фактического участия в боевых действиях Г.А.Г. при проведении контртеррористических операций на территории Северо - Кавказского региона Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с Главного Управления внутренних дел Кемеровской области в пользу Г.А.Г. взыскана выплата в размере 127 164, 22 руб, а в доход бюджета госпошлина в размере 4 821, 24 руб.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец в нарушение 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не доказал обстоятельства непосредственного участия в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.
Г.А.Г. была подана апелляционная жалоба на решение Заводского районного суда г. Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ, в которой он просил отменить решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по апелляционной жалобе Г.А.Г, согласился с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что следует согласиться с выводами суда первой и апелляционной инстанций по следующим основаниям.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в п. "б" настоящей статьи, и их семей).
В силу части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
По общему правилу, содержащемуся в постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей", в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, периоды службы засчитываются в календарном исчислении.
В подпункте "ж" пункта 3 названного постановления Правительства Российской Федерации предусмотрены случаи зачета в выслугу лет для назначения пенсии периодов военной службы на льготных условиях - один службы полтора дня - время службы в подразделениях, включенных в состав группировки сил и средств для проведения контртеррористической операции.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 3 указанного постановления в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается на льготных условиях один день службы за три дня время непосредственного участия в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками (руководителями) органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, (федеральных государственных органов) военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией не ранее 3 августа 1998 г. или утвержденных руководителем контртеррористической операции не ранее 10 марта 2006 г.
Действовавшим в спорный период Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2000 г. N 1054 "О льготных условиях исчисления срока военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях" (утратил силу с 9 июля 2007 г.) установлено засчитывать с 1 августа 1999 г. военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и сотрудникам уголовно-исполнительной системы время непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в срок военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях на льготных условиях - один месяц военной службы (службы) за три месяца.
В статье 3 Федерального закона от 6 марта 2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" содержится понятие контртеррористическая операция, под которой понимается комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2007 г.) указанным в пункте 1 настоящего постановления сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии засчитывается время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции.
Возможность зачета военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет для назначения пенсий один день службы за полтора дня, а времени непосредственного участия в контртеррористических операциях - из расчета один день службы за три дня, также предусмотрена частью 1 статьи 23 Федерального закона от 6 мартам 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Аналогичные положения относительно льготного порядка исчисления выслуги лет за время непосредственного участия в контртеррористических операциях, содержались в ранее действовавшей статье 22 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130 "О борьбе с терроризмом", утратившего силу с 1 января 2007 г. в связи с принятием Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ.
Непосредственное участие сотрудников органов внутренних дел в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона может быть подтверждено приказами соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающих периоды выполнения задач указанными лицами, документами о полученных в связи с этим ранениями, контузиями или увечьями, либо реализованным наградным материалом.
Из указанного следует, что правовым основанием для исчисления выслуги лет в соответствии с подпунктом "е" пункта 3 постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 является акт - приказ.
Таким образом, непосредственное участие сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях при рассмотрении спора судом может быть подтверждено только определенными средствами доказывания (статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылка в жалобе на решение Центрального районного суда г.Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ, устанавливающего факт непосредственного участия истца в указанный период в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона на обоснованность выводов суда не влияет, поскольку судами установлено, что указанным судебным постановлением разрешен вопрос о взыскании денежного вознаграждения за участие в контртеррористической операции на территории Северо-Казвказского региона. Однако время непосредственного участия в контртеррористической операции в целях льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии предметом рассмотрения суда в рамках указанного дела не являлось.
Вопреки доводам кассационной жалобы понятия "выполнение служебно-боевых задач" и "участие в контртеррористических операциях" не идентичны. Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании закона.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации кассационной суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Доводы жалобы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют правовую позицию заявителя по спору, направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств дела и представленных в материалы дела доказательств и не подтверждают нарушения норм материального и (или) процессуального права, которые являются достаточным основанием для отмены обжалуемых Г.А.Г. судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Заводского районного суда города Кемерово Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Г.А.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.