Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В.
судей Богдевич Н.В, Прудентовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-217/2019, УИД: 38RS0033-01-2018-003520-64 по иску Вишнякова Константина Евгеньевича к Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области о признании приказа о зачислении в распоряжение незаконным, возложении обязанности отменить приказ, взыскании недоплаченного денежного довольствия, по кассационной жалобе Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области на решение Куйбышевского районного суда города Иркутска Иркутской области от 12 февраля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 августа 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, объяснения представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области Дементьяновой Л.Л, действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Вишняков К.Е. обратился с иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области (далее - Управление Росгвардии по Иркутской области) о признании приказа о зачислении в распоряжение незаконным, возложении обязанности отменить приказ, взыскании недоплаченного денежного довольствия.
В обоснование заявленных требований Вишняков К.Е. указал, что он замещает должность врача медицинской части СОБР Управления Росгвардии по Иркутской области.
16 июля 2018 г. ему стало известно об уменьшении размера заработной платы. 17 июля 2018 г. Вишняков К.Е. подал рапорт о разъяснении уменьшения размера своего денежного довольствия.
Как следует из ответа от 26 июля 2018 г, приказом от 4 июля 2018 г. N он зачислен в распоряжение с 5 июля 2018 г. на основании п.6 ч.10 ст.36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и п.3 приказа Росгвардии от 14 сентября 2017 г. N 383, за невыполнение сотрудником более четырех месяцев в общей сложности в течение двенадцати месяцев служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью.
29 июля 2018 г. Вишняков К.Е. ознакомлен с данным приказом, выписку из приказа получил 19 сентября 2018 г.
С 11 ноября 2017 г. и по настоящее время Вишняков К.Е. находится на лечении с разными диагнозами. Заболевание получено при выполнении служебных обязанностей, что может подтвердить заключение военно-врачебной комиссии, пройти которую он может только по окончании лечения.
По мнению Вишнякова К.Е. без заключения военно-врачебной комиссии, зачисление в распоряжение является незаконным.
С 20 июня 2018 г. Вишняков К.Е. находится на стационарном лечении в "данные изъяты" отделении в ОГБУЗ "Иркутская областная клиническая туберкулёзная больница" с диагнозом "данные изъяты". Предположительный срок его лечения составит до 240 дней.
С учетом данного обстоятельства Вишняков К.Е. полагал, что в соответствии с п. 63 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 подлежит освидетельствованию для решения вопроса о его годности к военной службе по истечении срока непрерывного нахождения на лечении и в отпуске по болезни, который не должен превышать для пациентов с "данные изъяты" 12 месяцев.
По мнению Вишнякова К.Е, поскольку он был зачислен в распоряжение в момент нахождения на лечении заболевания, требующего длительного лечения, приказ от 4 июля 2018 г. N является незаконным.
Вишняков К.Е, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил суд признать приказ Управления Росгвардии по Иркутской области от 4 июля 2018 г. N в части, касающейся его, незаконным, обязать Управление Росгвардии по Иркутской области отменить данный приказ в указанной части, взыскать с Управления Росгвардии по Иркутской области недоплаченное денежное довольствие за период с июля 2018 года по январь 2019 года в сумме 226 824 рублей, с учетом перерасчета на день вынесения решения суда.
В судебном заседании суда первой инстанции Вишняков К.Е. согласился с представленным ответчиком расчетом разницы между денежным довольствием по замещаемой должности и денежным довольствием после вывода его в распоряжение за период с июля 2017 года по январь 2019 года в размере 224 274, 97 рублей.
Решением Куйбышевского районного суда города Иркутска Иркутской области от 12 февраля 2019 г. исковые требования Вишнякова К.Е. удовлетворены. Приказ Управления Росгвардии по Иркутской области от 4 июля 2018 г. N в части касающейся Вишнякова К.Е. признан незаконным. На Управление Росгвардии по Иркутской области возложена обязанность по отмене приказа от 4 июля 2018 г. N в части касающейся Вишнякова К.Е. С Управления Росгвардии по Иркутской области в пользу Вишнякова К.Е. взыскано недоплаченное денежное довольствие за период с 5 июля 2018 г. по 12 февраля 2019 г в сумме 236 454, 40 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 августа 2019 г, вышеназванное решение Куйбышевского районного суда города Иркутска Иркутской области оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем Управления Росгвардии по Иркутской области ставится вопрос об отмене решения Куйбышевского районного суда города Иркутска Иркутской области от 12 февраля 2019 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 августа 2019 г, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился истец Вишняков К.Е, сведений о причинах неявки не представил.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч.5 ст.379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов, незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Вишняков К.Е. согласно контракту от 1 октября 2016 г. проходил службу в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации в должности врача медицинской части специального отряда быстрого реагирования Управление Росгвардии по Иркутской области (л.д.24-25).
Приказом Управления Росгвардии по Иркутской области от 4 июля 2018 г. N Вишняков К.Е. в соответствии с п.6 ч.10 ст.36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (невыполнение сотрудником более четырех месяцев в общей сложности в течение двенадцати месяцев служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью) и п.3 приказа Росгвардии от 14 сентября 2017 г. N383 с 5 июля 2018 г. зачислен в распоряжение отряда быстрого реагирования Управления Росгвардии по Иркутской области (л.д.75).
Основанием для зачисления Вишнякова К.Е. в распоряжение являлось ходатайство врио командира отряда, листки освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности в период с 24 ноября 2017 г. по 15 июня 2018 г.
В качестве руководителя, который будет давать поручения, и определять служебное место для сотрудников, зачисленных в распоряжение, определен командир отряда быстрого реагирования Управления Росгвардии по Иркутской области.
Как следует из рапорта помощника начальника отдела кадров Росгвардии по Иркутской области от 6 июля 2018 г. в связи с невозможностью ознакомления Вишнякова К.Е. с приказом от 4 июля 2018 г. N ему направлена выписка из приказа почтой по адресам, указанным в личном деле сотрудника.
Согласно справке, выданной ОГБУЗ "Иркутская областная клиническая туберкулезная больница" 19 ноября 2018 г. N, Вишняков К.Е. с 20 июня 2018 г. находился на стационарном лечении с диагнозом " "данные изъяты"", предположительный срок лечения - до 240 дней.
Разрешая требования о признании незаконным приказа Управления Росгвардии по Иркутской области от 4 июля 2018 г. N в части зачисления Вишнякова К.Е. в распоряжение и его отмене, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у ответчика оснований для зачисления истца в распоряжение.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что на момент вынесения оспариваемого приказа Вишняков К.Е. проходил лечение в ОГБУЗ "Иркутская областная клиническая туберкулезная больница", предположительный срок лечения заболевания составляет до 240 дней, при этом ответчиком на момент вынесения спорного приказа не было установлено отсутствие причинной связи получения заболевания Вишняковым К.Е. в связи с исполнением им служебных обязанностей, направление на прохождение военно-врачебной комиссии Вишнякову К.Е. выдано после вынесения спорного приказа - 19 сентября 2018 г.
Разрешая требования о взыскании недоплаченного денежного довольствия, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку приказ Управления Росгвардии по Иркутской области от 4 июля 2018 г. N в части зачисления Вишнякова К.Е. в распоряжение признан незаконным, то с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недоплаченное денежное довольствие на дату вынесения решения суда в сумме 236 454, 40 рублей.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно п.3 приказа Росгвардии от 14 сентября 2017 г. N 383 "Об утверждении Порядка зачисления в распоряжение и нахождения лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, в распоряжении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, подразделений и организаций войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - приказ Росгвардии от 14 сентября 2017 г. N 383) зачисление сотрудников в распоряжение Росгвардии, оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии, территориальных органов Росгвардии, подразделений и организаций войск национальной гвардии допускается в случаях, предусмотренных ч.10 ст.36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Зачисление сотрудника в распоряжение оформляется приказом (п.10 приказа Росгвардии от 14 сентября 2017 г. N 383).
В приказе о зачислении в распоряжение указываются основание для зачисления сотрудника в распоряжение, дата зачисления в распоряжение, перечень и размеры дополнительных выплат в период нахождения в распоряжении в соответствии с ч.23 ст.2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также возложение на сотрудника служебных обязанностей по ранее замещаемой должности и (или) его служебное место или определяется руководитель (начальник), который будет давать сотруднику поручения и (или) определять его служебное место (п.11 приказа Росгвардии от 14 сентября 2017 г. N 383).
Согласно ч.10 ст.36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения допускается в том числе, в следующих случаях:
- направление сотрудника в соответствии с ч.3 ст.65 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на медицинское освидетельствование (обследование) (п.5);
- невыполнение сотрудником более четырех месяцев в общей сложности в течение двенадцати месяцев служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью (за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации предусмотрены более длительные сроки нахождения сотрудника на лечении, в том числе, в связи с увечьем или иным повреждением здоровья (заболеванием), полученными им при выполнении служебных обязанностей (п.6).
Из названных положений Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения допускается в случае невыполнения сотрудником более четырех месяцев в общей сложности в течение двенадцати месяцев служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью, при этом исключением являются те случаи, когда законодательством Российской Федерации предусмотрены более длительные сроки нахождения сотрудника на лечении.
Из материалов дела следует, что на момент издания спорного приказа Вишняков К.Е. находился на лечении в ОГБУЗ "Иркутская областная клиническая туберкулезная больница" с диагнозом "данные изъяты", предполагаемая продолжительность лечения составляла 240 дней.
В соответствии с ч.2 ст.14 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" за гражданами, временно утратившими трудоспособность в связи с туберкулезом, сохраняется место работы (должность) на срок, установленный законодательством Российской Федерации.
В соответствии с письмом Фонда социального страхования Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. N 02-18/10-58766, "данные изъяты" относится к заболеваниям, требующим длительного лечения.
Таким образом, вывод нижестоящих судов о том, что у ответчика на момент вынесения приказа от 4 июля 2018 г. N не имелось оснований для зачисления Вишнякова К.Е. в распоряжение, является правильным.
Суждения в кассационной жалобе о том, что правило об ограничении срока нахождения на лечении не применяется, только если повреждение здоровья получено в связи с исполнением служебных обязанностей, основаны на неверном толковании норм материального права и отмену обжалуемых судебных актов не влекут.
Как следует из п.6 ч.10 ст.36 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения допускается в случае невыполнения сотрудником более четырех месяцев в общей сложности в течение двенадцати месяцев служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью, при этом исключением являются те случаи, когда законодательством Российской Федерации предусмотрены более длительные сроки нахождения сотрудника на лечении, в том числе, в связи с повреждением здоровья (заболеванием), полученным им при выполнении служебных обязанностей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе.
Как следует из п. 3 указанного положения, военно-врачебная комиссия устанавливает причинно - следственную связь заболевания, имеющегося у сотрудника, с исполнением служебных обязанностей.
Для прохождения военно-врачебной комиссии сотруднику выдается соответствующее направление.
Согласно ч.3 ст.65 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" если сотрудник органов внутренних дел был освобожден от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью в общей сложности более четырех месяцев в течение двенадцати месяцев, он может быть направлен на медицинское освидетельствование (обследование) в военно-врачебную комиссию для решения вопроса о его годности к дальнейшему прохождению службы в органах внутренних дел либо о продолжении лечения. При этом сотрудник может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Учитывая изложенное, выдача Вишнякову К.Е. направлений на прохождение военно-врачебной комиссии от 19 сентября 2018 г. и от 20 декабря 2018 г, на правильность выводов судов о незаконности приказа Управления Росгвардии по Иркутской области от 4 июля 2018 г. N в части зачисления Вишнякова К.Е. в распоряжение не влияет, поскольку в соответствии с п.5 ч.10 ст.36 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" направление сотрудника в соответствии с ч.3 ст.65 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на медицинское освидетельствование (обследование) является самостоятельным основанием для зачисления сотрудника в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не содержат каких-либо сведений, опровергающих выводы судов первой и апелляционной инстанций, основаны на неверном толковании норм права, фактически направлены на переоценку и иное толкование заявителем доказательств, собранных по делу, оспариванию обоснованности выводов судов об установленных по делу обстоятельствах, при том, что суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, и правом переоценки доказательств не наделен.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда. Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, касающихся производства в кассационном порядке по гражданским делам в Российской Федерации, иной подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения Куйбышевского районного суда города Иркутска Иркутской области от 12 февраля 2019 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 августа 2019 г.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Куйбышевского районного суда города Иркутска Иркутской области от 12 февраля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 августа 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.