Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дорохова А.П, судей Зайцевой О.А. и Зиганшина И.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Грибанова Сергея Сергеевича на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 7 мая 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 12 сентября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Грибанова Сергея Сергеевича к Управлению градостроительства администрации Уссурийского городского округа, заинтересованные лица: ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, Уссурийское лесничество Министерства обороны Российской Федерации - Филиал ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации о признании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане незаконным.
Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой О.А, объяснения представителя административного истца Михайлова С.П, возражения представителя заинтересованных лиц ФИО8, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Грибанов С.С. обратился в Уссурийский районный суд Приморского края с вышеуказанным административным исковым заявлением и просил признать незаконным отказ администрации Уссурийского городского округа Управление градостроительства в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории; возложить на Управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа обязанность рассмотреть его заявление в порядке, установленном Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории" на территории Уссурийского городского округа, утвержденным постановлением N 2955-НПА от 9 ноября 2015 года, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В обоснование своих требований указал, что отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, изложенный в письме от 29 января 2019 года N 16-01/22/0737, мотивирован тем, что на основании анализа картографического материала с внесением координат характерных точек границ образуемого в соответствии с предоставленной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) установлено, что образуемый земельный участок входит в границы запретной зоны военного объекта - Уссурийское лесничество Министерства обороны Российской Федерации. Ответ не содержит сведений о границах запретной зоны и нормы права, определяющих правовой режим территории запретной зоны, в том числе на спорный земельный участок. Оспариваемый отказ не содержит ссылки на основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, законом субъекта Российской Федерации, а указанные нормы права не носят запретного характера утверждения схемы земельного участка. Уведомление об отказе не подписано уполномоченным лицом.
Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 7 мая 2019 года в удовлетворении административных исковых требований Грибанову С.С. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 12 сентября 2019 года решение Уссурийского районного суда Приморского края от 7 мая 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной представителем Грибанова С.С. - Михайловым С.П. в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, и о направлении настоящего административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе. В обоснование своей позиции стороной указано на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, выразившиеся в непринятии мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по делу, в том числе истребовании по собственной инициативе доказательств, которые бы свидетельствовали, что спорный земельный участок входит в запретную зону Министерства обороны Российской Федерации, а документы, представленные в суд Уссурийским лесничеством Министерства обороны Российской Федерации, не подтверждают указанный факт. Его (Грибанова С.С.) доводы о том, что образуемый земельный участок входит в границы квартала земель Уссурийского городского округа судом оставлены без правовой оценки. Решение суда первой инстанции не содержит мотивы, опровергающие обоснование того, что утвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не является правоустанавливающим документом и носит информационный характер для целей определения возможностей и требований по возможному использованию земельного участка. Им (Грибановым С.С.) вопрос о предоставлении земельного участка в частную собственность не ставился. Указанные в решении суда нормы права не носят запретного характера утверждения схемы земельного участка. Вопреки его доводам, суды указали, что обжалуемый отказ подписан уполномоченным лицом.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 октября 2019 года кассационная жалоба административного истца Грибанова С.С, поданная представителем Михайловым С.П, передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца Михайлова С.П, возражения представителя заинтересованных лиц ФИО9, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения относительно кассационной жалобы администрации Уссурийского городского округа, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 1 статьи 36 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан и их объединений иметь частную собственность на землю.
Согласно частям 1, 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пунктам 2.7, 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 марта 2022 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок, в частности, не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином.
В силу подпункта 6 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в том числе в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами), изъяты из оборота.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи (подпункт 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ).
Анализ приведенных положений законодательства свидетельствует о том, что в утверждении схемы расположения земельного участка может быть отказано в случаях, если земельный участок изъят из оборота или ограничен в обороте.
В соответствии со статьей 93 Земельного кодекса РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий - это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 106 Земельного кодекса РФ Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, в котором, в том числе должны быть определены: срок, на который устанавливаются указанные зоны; требования к предельным размерам указанных зон и (или) правила определения размеров зон.
Порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны регулируется Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года N 405 (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения под запретной зоной понимается территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен. В границах запретной зоны запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта; под военными объектами - существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны.
Запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков (пункт 4 Положения).
В соответствии с пунктом 12 Положения на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.
Поскольку Положение содержит открытый перечень военных объектов, в отношении которых может быть установлена запретная зона, а значит к данным объектам следует также отнести и земельные участки, являющиеся самостоятельными объектами недвижимости, на которых располагаются военные лесничества и прилегающие к ним территории, военные городки и иные военные объекты в пределах границ земель обороны.
Таким образом, земли обороны и безопасности, в том числе земельные участки в границах запретных зон и районов, относятся к землям, ограниченным в обороте, и не могут быть предоставлены в частную собственность, поскольку такая возможность федеральным законом не предусмотрена.
Как следует из материалов дела, и подтверждено представителем административного истца в судебном заседании суда кассационной инстанции, Грибанов С.С. с ноября 2017 года является членом садоводческого товарищества "Партизанский сад", за ним закреплен в пользование садовый участок N 17 (участок 6), общей площадью 1232 кв.м (выписка из протокола N 12 от 26 ноября 2017 года).
17 декабря 2018 года Грибанов С.С. обратился в администрацию Уссурийского городского округа с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 1232 кв.м, для ведения садоводства, расположенного примерно в 1281 м. по направлению на восток от ориентира жилой дом, находящегося за пределами участка в СНТ "Партизанский сад", участок 6, адрес ориентира: "адрес".
Письмом Управления градостроительства администрации Уссурийского городского округа от 29 января 2019 года N 16-01/22/0737 Грибанову С.С. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка со ссылкой на то, что на основании анализа картографического материала с внесением координат характерных точек границ образуемого в соответствии с предоставленной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) установлено, что образуемый земельный участок входит в границы запретной зоны военного объекта - Уссурийское лесничество Министерства обороны Российской Федерации. Земельные участки, расположенные на территории запретной зоны относятся к землям, ограниченным в обороте. И указано, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка данной схемы с нарушением предусмотренных пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ.
Из представленной в материалы административного дела схемы расположения земельного участка общей площадью 1232 кв.м, для ведения садоводства, расположенного примерно в 1281 м. по направлению на восток от ориентира жилой дом, находящегося за пределами участка в СНТ "Партизанский сад", участок 6, адрес ориентира: "адрес", с внесенными координатами характерных точек границ данного земельного участка в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), усматривается, что указанный земельный участок входит в границы зоны военного объекта - Уссурийское лесничество Министерства обороны Российской Федерации.
Указанный факт подтверждается и пояснениями представителя ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, Уссурийского лесничества Министерства обороны Российской Федерации данными в суде первой и кассационной инстанций, который указал, что спорный земельный участок входит в границы 252 квартала Барановского лесоучастка Уссурийского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - Филиала ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации. Барановский лесоучасток Уссурийского лесничества используется в интересах Министерства обороны Российской Федерации для проведения боевой и служебной подготовки войсковой части 71289, а также ряда воинских частей, входящих в состав 5-й Армии Восточного военного округа.
Согласно сообщению ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 29 апреля 2016 года за N 11-1855-КЛ, в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о зонах с особыми условиями использования территории, в частности, запретная зона военного объекта - Уссурийское лесничество Министерства обороны Российской Федерации под учетным номером 25.00.2.77.
Из сообщения Межрайонного отдела N 8 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Приморскому краю от 7 июля 2005 года за N 500 следует, что по выданному Государственному акту А-1 N196565 от 15 декабря 1980 года за Барановским полигоном закреплено 18025 га, в том числе в Уссурийском районе - 17852 га, в Надеждинском районе - 173 га. За период с 1963 года по 2005 год отведено под коллективные сады 379, 1 га, из них "Партизанские сады" - 3, 0 га (решение N 107 от 23 июня 1989 года).
Исполнительным комитетом Уссурийского районного Совета народных депутатов принято решение N 107 от 23 июня 1989 года "Об изъятии от землепользователей земельных участков и отвода их предприятиям и организациям", которым определено, что предприятия и организации не должны приступать к использованию предоставленными участками до установления соответствующими землеустроительными органами границ этих участков в натуре.
В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Уссурийское лесничество Министерства обороны Российской Федерации находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации и прямо подчинено Департаменту имущественных отношений данного министерства.
В силу пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности
Пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", пунктом 2 раздела II приложения N 1 к данному Постановлению установлено, что имущество вооруженных сил относится исключительно к федеральной собственности. Исключительный характер не предполагает отчуждение таких объектов из федеральной собственности.
Поскольку спорный земельный участок входит в границы 252 квартала Барановского лесоучастка Уссурийского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, является исключительной собственностью Российской Федерации, право собственности зарегистрировано за Министерством обороны Российской Федерации, в связи с чем, передача земельных участков, занимаемых военными объектами, не предусмотрена.
Довод кассационной жалобы о том, что в материалах настоящего административного дела отсутствуют доказательства в виде картографического материала с внесением координат характерных точек границ образуемого земельного участка, которые бы свидетельствовали о том, что спорный земельный участок входит в запретную зону, судебная коллегия находит несостоятельным.
Информационная система обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) - это система базы данных со всеми внесенными в нее актуальными документами, материалами, картами, схемами и чертежами информационной системы.
ИСОГД является единственным официальным источником сведений о градостроительных регламентах общего и особого вида, и представляет собой организованный в соответствии с градостроительным законодательством систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий и ее застройки и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений (части 1 - 4 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что предоставленные уполномоченным органом из официального источника сведения являются надлежащим доказательством и подтверждают нахождение испрашиваемого участка в границах запретной зоны военного объекта - Уссурийское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, что явилось основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Иных доказательств в обоснование своей позиции административным истцом не предоставлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, отсутствуют доказательства согласования Министерством обороны Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации об образовании и передаче спорного земельного участка в муниципальную собственность.
Учитывая фактические обстоятельства настоящего дела, не опровергнутые заявителем в кассационной жалобе, предусмотренные законом основания для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, у администрации Уссурийского городского округа Управление градостроительства отсутствовали.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы. Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено. Несогласие с вынесенными судебными актами основанием для их отмены являться не может.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 7 мая 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 12 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Грибанова Сергея Сергеевича - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.