Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Красиковой О.Е, судей Шульги А.А, Роженцевой Ю.В, при секретаре Крикуновой Е.О, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-138/2019 по административному исковому заявлению Кушнира А об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости
по апелляционной жалобе представителя филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Амурской области Шурановой Юлии Владимировны на решение Амурского областного суда от 21 октября 2019 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
17 сентября 2019 года Кушнир А.В. обратился в Амурский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований Кушнир А.В. указал, что ему на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N в здании торгово-выставочного центра, расположенного по адресу: "адрес". В соответствии с нормами п. 3.1 Приказа 113 по состоянию на 08 ноября 2017 года кадастровая стоимость объекта недвижимости была определена с учетом среднего удельного показателя кадастровой стоимости помещения и составила 4205553 рубля 17 копеек. Внесенная в кадастр недвижимости кадастровая стоимость объекта недвижимости, не соответствует их рыночной стоимости и является завышенной, что нарушает права административного истца, так как влечет увеличение налоговой нагрузки. Установление рыночной стоимости полученной в результате индивидуальной оценки объекта и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Согласно отчета об оценке от 05 сентября 2019 года N 66/2019, рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N, принадлежащего Кушнир А.В, определена в размере 770000 рублей.
Решением Амурского областного суда от 21 октября 2019 года административный исковое заявление Кушнира А.В. удовлетворено: установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости - помещения, назначение: нежилое, площадью 91 кв.м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости 770000 рублей по состоянию на 08 ноября 2017 года. Установлена дата подачи заявления административным истцом Кушниром А.В. о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N 17 сентября 2019 года.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Амурской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит названный судебный акт отменить в части привлечения в качестве административного ответчика филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Амурской области, и принять в данной части новое решение. В жалобе указывает, что суд первой инстанции решением признал надлежащим ответчиком по делу филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Амурской области. Полагает, что при определении ответчика судом не дана надлежащая оценка всем значимым обстоятельствам по делу, а также неверно были применены нормы материального и процессуального права. Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется с момента их постановки в ЕГРН на основании утвержденных результатов государственной кадастровой оценки субъекта РФ. Ранее учтенное нежилое помещение с кадастровым номером N поставлено на государственный кадастровый учет 01 ноября 2013 года на основании сведений, переданных Управлением Росреестра по Амурской области.
При включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости с кадастровым номером N, определение кадастровой стоимости объектов недвижимости осуществлялось на основании результатов, государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, утвержденных постановлением Правительства Амурской области от 21 сентября 2012 года N 502 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости расположенных на территории Амурской области" и составляла 214540 рублей 69 копеек. В 2016 году на территории Амурской области проведен комплекс работ по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости расположенных на территории Амурской области по состоянию на 01 января 2016 года. Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости утверждены постановлением Правительства Амурской области от 29 ноября 2016 года N 536. Нежилое помещение с кадастровым номером N не вошло в перечень объектов недвижимости подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 01 января 2016 года по причине отсутствия в ЕГРН сведений о характеристике - отсутствия кадастрового номера здания, в котором расположено нежилое помещение с кадастровым номером N, то есть отсутствовала привязка помещения к зданию, в котором оно расположено. Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Амурской области были проведены работы по привязке нежилого помещения к зданию. Таким образом, внесены изменения уникальных характеристик объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером N, влекущих изменение его кадастровой стоимости. Среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости, помещений - нежилых, в здании по адресу: "адрес" соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 29 ноября 2016 года N 536 составляет 46214 рублей 87 копеек, площадь объекта с кадастровым номером N составляет 91 кв.м.
Таким образом, кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N была определена в размере 4205553 рублей 17 копеек. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Амурской области при внесении сведений о кадастровой стоимости был использован, утвержденный органом исполнительной власти субъекта - Правительством Амурской области, средний удельный показатель, в связи с чем, филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Амурской области не может являться административным ответчиком по указанному делу.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов Кушниром А.В. представлены возражения, в которых просит решение Амурского областного суда от 21 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (статья 3 указанного закона).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений части 5 статьи 247, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания наличия оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.
Как следует из материалов дела, Кушниру А.В. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N, общей площадью 91 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 03 октября 2019 года N 28/ИСХ/19-301058, кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 26 сентября 2019 года составляет 4205553 рубля 17 копеек. Дата определения кадастровой стоимости 08 ноября 2017 года.
В подтверждение того, что кадастровая стоимость данного объекта недвижимости превышает их рыночную стоимость, в материалы дела представлен отчет об оценке N 66/2019 от 05 сентября 2019 года, выполненный оценщиком ИП Яловченко Н.Г, являющемся членом Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" (регистрационный номер 1923 от 20 января 2016 года). Ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована: страховщик - Страховое акционерное общество "ВСК", период действия договора - с 1 июня 2017 года по 31 мая 2020 года (страховой полис N 1700SB4003245).
Согласно указанному отчету об оценке рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 08 ноября 2017 года без учета НДС составляет 770000 рублей 00 копеек.
Разрешая административный спор, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 62, 84, 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьями 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемыми результатами определения кадастровой стоимости затрагиваются права административного истца, поскольку он является плательщиком налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, находя их законными и обоснованными, основанными на совокупной оценке собранных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Довод апелляционной жалобы о неправомерности привлечения к участию в деле в качестве административного ответчика филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Амурской области несостоятелен.
Согласно части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 года N П/210 полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, наделено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости определена Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Амурской области в соответствии с пунктом 3.1. Приказа Минэкономразвития РФ от 18 марта 2011 года N 113 "Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости" с использованием значения удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 29 ноября 2016 года N 536 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области".
Поскольку филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Амурской области является уполномоченным органом, определившим кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что указанный орган является надлежащим ответчиком по делу.
Кроме того, решением суда на филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Амурской области не возложены какие-либо дополнительные обязанности, нарушающие права апеллянта, в связи с чем по доводам жалобы решение не может быть отменено.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для его отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Амурского областного суда от 21 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Амурской области Шурановой Юлии Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий
О Е. Красикова
Судьи
Е.Н. Ненашева
Ю.В. Роженцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.