Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сумачаковой Н.И, судей Тертишниковой Л.А, Мулярчика А.И, при секретаре Ковалевой С.И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-114/2019 по апелляционной жалобе Правительства Амурской области на решение Амурского областного суда от 26 сентября 2019 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Нерсисяна Грачика Камоевича об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Тертишниковой Л.А, судебная коллегия
установила:
Нерсисян Грачик Камоевич обратился в Амурский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Амурской области, Управлению Росреестра по Амурской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной.
В обоснование заявленных требований указал, что владеет на праве аренды земельным участком с кадастровым номером "данные изъяты", "данные изъяты", категория земли: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения индивидуальных гаражей. Кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 266 894, 68 рублей, административный истец полагает необходимым установить кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере рыночной, в соответствии с представленным отчетом ООО " "данные изъяты"" N 094-19-2 от 11 июля 2019 года по состоянию на 09 декабря 2013 года в размере 118 000 рублей.
Решением Амурского областного суда от 26 сентября 2019 года административное исковое заявление Нерсисяна Г.К. удовлетворено, установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", категория земли: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения индивидуальных гаражей по состоянию на 09 декабря 2013 года в размере 118 000 рублей. Датой подачи заявления считать 01 августа 2019 года.
Представитель Правительства Амурской области Орлова К.Н, действующая на основании доверенности, обратилась в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм процессуального права и неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика указывает на то обстоятельство, что постановлением Правительства Амурской области от 5 ноября 2013 года N 537 утверждены результаты государственной оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области по состоянию на 1 января 2013 года. Земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" поставлен на кадастровый учет 09 декабря 2013 года, следовательно, он не вошел в перечень объектов недвижимости, в отношении которого Правительством Амурской области утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Исходя из положений части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457, полагает, что надлежащим ответчиком по делу является ФГБУ "ФКП Росреестра" по Амурской области, как орган, наделенный полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик. Правительство Амурской области в силу указанных обстоятельств и норм закона не может являться надлежащим ответчиком.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
На основании части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 названного Кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. При этом одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как разъяснено в абзаце 8 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела, Нерсисяну Г.К. на праве аренды с 20 июня 2018 года принадлежит объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" "данные изъяты" "данные изъяты", категория земли: земли населенных пунктов, назначение: объект гаражного назначения, что подтверждается договором аренды земельного участка от 4 июля 2018 года.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 09 июля 2019 и от 14 августа 2019 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 266 894, 68 рублей, государственная кадастровая оценка проведена по состоянию на 09 декабря 2013 года.
Из представленного отчета от 11 июля 2019 года N 094-19-2 об определении рыночной стоимости объекта недвижимости по состоянию на 09 декабря 2013 года, выполненного ООО " "данные изъяты"", следует, что рыночная стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", категория земли: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования назначение: для размещения индивидуальных гаражей, по состоянию на 09 декабря 2013 года составляет 118 000 рублей.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области в принятии заявления Нерсисяна Г.К. о пересмотре кадастровой стоимости отказано в связи с пропуском срока для его подачи, что подтверждается уведомлением от 22 июля 2019 года N 779.
Разрешая административный иск, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемыми результатами определения кадастровой стоимости затрагиваются права административного истца, поскольку административный истец является плательщиком арендной платы, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Из условий договора аренды земельного участка от 4 июля 2018 года N 68 следует, что размер ежегодной арендной платы в соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 20.06.2018 N 446 составляет 21 000 рублей.
Согласно пункту 14 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Законом об оценочной деятельности, или в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона, за исключением случая, предусмотренного пунктом 15 названной статьи.
Размер ежегодной арендной платы в сумме 21 000 рублей является начальной ценой предмета аукциона, что подтверждается протоколом заседания комиссии по проведению аукционов по продаже земельных участков, аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков от 20 июня 2018 года N 446. Однако, данных о порядке исчисления начальной цены предмета аукциона, материалы дела не содержат.
Таким образом, суду не представлено доказательств, что размер арендной платы, определенный вышеуказанным протоколом, связан с оспариваемой кадастровой стоимостью спорного земельного участка.
Вместе с тем, данные обстоятельства не влияют на вывод суда о правомерности обращения административного истца в суд, поскольку Нерсисян Г.К, будучи собственником объекта недвижимости, расположенном на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", и имея исключительное право на приобретение земельного участка в собственность или в аренду, в силу прямого указания статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, со всей очевидностью является заинтересованным лицом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 12 августа 2019 года.
Удовлетворяя административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" равной рыночной стоимости по состоянию на 09 декабря 2013 года в размере 118 000 рублей, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" определено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение рыночной стоимости земельного участка административным истцом был представлен отчет об оценке от 11 июля 2019 года N 094-19-2, который исследован судом и получил надлежащую оценку в оспариваемом решении, в том числе, судом проанализированы полномочия лиц на составление отчета, мотивированность и соответствие представленных доказательств требованиям действующего законодательства.
Судом также обоснованно учтено, что Нерсисян Г.К. обязанность, возложенную на него частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исполнил, представив допустимые доказательства рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость, тогда как административные ответчики и заинтересованные лица не исполнили обязанность по опровержению представленных доказательств, не заявляли ходатайств о назначении по делу экспертизы, если усматривали к тому основания, не представили доказательств иной рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 09 декабря 2013 года.
Разрешая вопрос о пропуске административным истцом срока на обращение в суд с административным иском, поданным по истечении пятилетнего срока со дня внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, руководствуясь положениями абзаца третьего пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд первой инстанции обоснованно признал причины пропуска срока уважительными.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, находит их законными и обоснованными, основанными на совокупной оценке собранных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Оснований для переоценки имеющихся в деле доказательств не усматривает.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал заявленные требования в части определения кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы Правительства Амурской области в лице Министерства имущественных отношений Амурской области на неправомерность привлечения к участию в деле в качестве административного ответчика, аналогичны позиции представителя Правительства Амурской области при рассмотрении дела судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не находит.
Согласно части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Кадастровая стоимость земельного участка рассчитана Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии " в лице филиала по Амурской области в соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков, в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222, с использованием значения удельного показателя кадастровой стоимости земель 3 группы вида разрешенного использования для соответствующего кадастрового квартала населенного пункта, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 5 ноября 2013 г. N 537 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области".
Таким образом, при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка был использован, утвержденный органом исполнительной власти субъекта - Правительством Амурской области, средний удельный показатель кадастровой стоимости.
Следовательно, суд правомерно привлек к участию в деле в качестве административного ответчика Правительство Амурской области.
При указанных обстоятельствах, судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для его отмены или изменения не усматривается.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда, определила:
решение Амурского областного суда от 26 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Амурской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.