Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Серебряковой О.И, судей Бугаевой В.Н. и Тароян Р.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Габитова Айрата Тимергалиевича на решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 30 января 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 июня 2019 г. по гражданскому делу N 2-117/2019 по иску Габитова Айрата Тимергалиевича к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Главному Управлению МЧС России по Республике Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Бугаевой В.Н, судебная коллегия
УТАНОВИЛА:
Габитов А.Т. обратился с исковым заявлением (с учетом уточнения) к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Главному управлению МЧС России по Республике Башкортостан о понуждении предоставить жилое помещение по договору социального найма. В обоснование исковых требований указано, что Габитов А.Т. являлся нанимателем жилого помещения, расположенного в административном здании пожарной части по адресу: "адрес", где зарегистрирован по месту жительства по настоящее время.
В 2005 году жилье стало непригодно для проживания, в связи с тем, что сгнили трубы отопления и водопровода, была перекрыта подача водоснабжения и отопления. Жилье не ремонтировалось, никакие работы по устранению причин отключения водоснабжения и отопления не производились. В связи с этим истец был вынужден съехать и снять квартиру в аренду. До 2015 года ситуация не поменялась. На данный момент истец зарегистрирован в снесенном доме по тому же адресу.
ДД.ММ.ГГГГ г. Габитов А.Т. обратился с заявлением в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, в ответ пришло уведомление, что объект недвижимости, расположенный по адресу: "адрес", комната N числился в реестре государственной собственности Республики Башкортостан и находился в безвозмездном пользовании ФГКУ "14 отряд ФПС по Республике Башкортостан" до июня 2014 года.
Служебные жилые помещения по вышеуказанному адресу были предназначены для проживания граждан на период их трудовых отношений с ФГКУ "14 отряд ФПС по Республике Башкортостан". Прекращение трудовых отношений является основанием утраты гражданами права пользования служебным жилым помещением.
Истец просил признать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в несоблюдении процедуры признания административного здания с находящимися в нем жилыми помещениями, изъятия жилого помещения-комнаты N по "адрес" у Габитова А.Т. для государственных нужд, после возвращения данного здания с целью его сноса как аварийного из безвозмездного пользования ФГКУ "14 отряд по Республике Башкортостан", незаконным бездействие по не передаче жилых помещений безвозмездно в собственность городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан государственного имущества Республики Башкортостан, не предоставлению иного жилого помещения взамен утраченного. Обязать ответчиков предоставить Габитову А.Т. и членам его семьи благоустроенное жилое помещение площадью не менее ранее занимаемого, а именно не менее 24, 7 кв.м. в г. Стерлитамак РБ по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, социальным учетным нормам площади на человека, применительно к условиям населенного пункта г. Стерлитамак.
Решением Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 30 января 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 июня 2019 г. в удовлетворении исковых требований Габитова Айрата Тимергалиевича отказано.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных.
Габитов А.Т, Габитова С.А, Габитова Л.Р, представители Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, Администрации ГО г. Стерлитамак РБ, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РБ, Управления Росреестра по РБ, КУЗ МЗИО РБ г. Стерлитамак РБ, ООО СЗ "Жилье+", ФГКУ "14 отряд Федеральной противопожарной службы по РБ", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что Габитов А.Т. служил в органах внутренних дел - Государственной противопожарной службе МВД России с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 N 1309 Государственная противопожарная служба МВД России преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России.
Истец продолжил с ДД.ММ.ГГГГ службу в системе МЧС России, был уволен ДД.ММ.ГГГГ по "данные изъяты" Положения о службе в ОВД РФ с должности "данные изъяты"
С ДД.ММ.ГГГГ Габитов А.Т. продолжил работу на вольнонаемной должности "данные изъяты", был уволен ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию с должности "данные изъяты".
Габитов А.Т. работал с ДД.ММ.ГГГГ в "данные изъяты", относился к личному составу Государственной противопожарной службы.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Габитов А.Т. зарегистрирован по адресу: "адрес".
Как следует из технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке, расположенном по адресу: "адрес", располагались: "данные изъяты".
На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ N о передаче государственного имущества в безвозмездное пользование ФГКУ "14 отряд Федеральной противопожарной службы по РБ" передано в безвозмездное пользование государственное имущество - "данные изъяты", и иное имущество, расположенное по адресу: "адрес".
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений РБ от ДД.ММ.ГГГГ N, Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к договору от ДД.ММ.ГГГГ N о передаче государственного имущества в безвозмездное пользование предусмотрено исключение государственного имущества из указанного договора, в том числе - "данные изъяты"м, по адресу: "адрес".
На основании договора купли-продажи государственного имущества, приватизируемого на аукционе от ДД.ММ.ГГГГ, ООО "Жилье плюс приобретено государственное имущество - "данные изъяты", расположенные по адресу: "адрес".
Указанное имущество передано покупателю по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ
Из акта обследования, составленного кадастровым инженером следует, что пожарное депо "данные изъяты", снесено полностью.
ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация права собственности ООО "Жилье плюс" на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес".
ООО "Жилье плюс" выдано разрешение от ДД.ММ.ГГГГ N на строительство многоквартирного жилого дома с объектами инженерной инфраструктуры в г. Стерлитамак по ул. "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ указанной организации выдано разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома с объектами инженерной инфраструктуры в "адрес".
Согласно ответу УМВД России по г. Стерлитамак от ДД.ММ.ГГГГ на судебный запрос представить документы, явившиеся основанием для заселения Габитова А.Т, не представляется возможным, в связи с истечением сроков хранения заявлений о регистрации - 5 лет, установленных приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N.
Согласно ответу МВД по РБ от ДД.ММ.ГГГГ на судебный запрос в соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществлялось как по месту жительства, так и по месту работы граждан, в связи с чем, сотрудники противопожарной службы состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий непосредственно в пожарных частях по месту службы сотрудников.
Рапорт Габитова А.Т. о постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, и предоставлении ему жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" в МВД по Республике Башкортостан отсутствует.
В центральном аппарате МВД по Республике Башкортостан состояли только сотрудники Управления ГПС. Учетные дела данных очередников были переданы УГПС МЧС России актом приема-передачи жилищных дел сотрудников и пенсионеров УГПС от ДД.ММ.ГГГГ
В данном акте приема-передачи жилищных дел Габитов А.Т. также не значится. При этом сведений о передаче списков о предоставлении служебного жилья не имеется.
Согласно справке ГУ МЧС по РБ от ДД.ММ.ГГГГ Габитов А.Г. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Главном управлении не состоит.
Согласно справке Администрации г. Стерлитамак от ДД.ММ.ГГГГ Габитов А.Т, члены его семьи - супруга Габитова Л.Р, дочери Габитова С.А, ДД.ММ.ГГГГ, Габитова А.А, ДД.ММ.ГГГГ на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договорам социального найма, не состоят.
Сведения о передачи списков граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, по ПЧ-41 ОГПС-3 МВД РБ, ПЧ-40 ОГПС-3 МВД РБ, отсутствуют.
Здание, расположенное по адресу: "адрес", имело статус нежилого и находилось в ведомстве пожарной части.
Расчетными листами заработной платы подтверждается внесение истцом квартплаты только по 2002 год. Габитов А.Т. фактически не проживает по месту регистрации с ДД.ММ.ГГГГ.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции оценив представленные доказательства, проанализировав нормы материального права, пришел к выводу о том, что допустимых доказательств тому, что уполномоченным органом принималось решение о предоставлении указанного помещения истцу и его семье по договору социального найма, ему выдавался ордер на право занятия помещения по адресу: "адрес", расположенного в административном здании пожарного депо, в силу чего он стал участником жилищных правоотношений в отношении спорной комнаты не представлено. Спорное помещение не относилось к государственному или муниципальному жилищному фонду, право на передачу их гражданам для проживания этому учреждению собственником делегировано не было. В материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих факт принятия истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, длительность регистрации истца в спорном помещении не свидетельствует о возникновении у него права пользования помещением на условиях социального найма.
В кассационной жалобе Габитов А.Т. не соглашаясь с выводами судов, приводит доводы о том, что вышеуказанные судебные акты по данному делу подлежат отмене как незаконные и необоснованные, нарушающие нормы материального и процессуального права. Ответчик Минземимущество РБ надлежащим образом не проверило наличие прав третьих лиц в отношении жилых помещений, расположенных на территории пожарного депо и предоставленных семьям служащих для проживания, в которых они были зарегистрированы и проживали, оплачивали коммунальные услуги и выселились вынужденно ввиду того, что здание находилось в аварийном состоянии. Минземимущество РБ обязано было произвести в установленном законом порядке изъятие помещений с предоставлением иного пригодного для проживания жилья путем делегирования полномочий муниципалитету. Сотрудники правоохранительных органов, в том числе Государственной противопожарной службы, имеющие выслугу более 10 лет, не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления им иного жилого помещения, судом не применено Типовое положение, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897. Истец неоднократно обращался в Администрацию городского округа г. Стерлитамак с заявлением о предоставлении жилого помещения взамен утраченного, однако по основанию, что административное здание, в котором никто не проживал снесено новым собственником, истцу было отказано.
Согласно частям 1 и 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (часть 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации). В силу части 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Аналогичные положения содержались в статье 7 Жилищного кодекса РСФСР.
Судом установлено, что спорное помещение не имело статуса жилого, по документам значится как нежилое помещение пожарного депо. В установленном законом порядке перевод жилых помещений, расположенных в здании пожарного депо, из нежилого фонда в жилой фонд не производился.
В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения, предназначенные для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него, предоставляются работникам в качестве служебных. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдавался ордер на служебное жилое помещение (статья 105 Жилищного кодекса РСФСР).
Согласно статье 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42, согласно пункту 12 которых, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Судом установлено, что договор социального найма на помещение, в котором зарегистрирован по места жительства Габитов А.Т. ни собственником имущества пожарного депо, ни органами местного самоуправления не заключался, спорное помещение не включено в установленном порядке в государственный или муниципальный жилищный фонд и являлось частью имущественного комплекса. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Габитов А.Т. состоял на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и доказательства, подтверждающие факт вселения истца в спорную комнату.
Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 г. N 385 утверждено Положение о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, согласно пункта 1 которого федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы входит в систему Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Доводы кассационной жалобы о неприменении судом пунктов 27 и 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897, в силу которых сотрудник, имеющий выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, не является основанием для отмены судебных постановлений.
Предусмотренное пунктом 28 Типового положения условие о невозможности выселения из служебных жилых помещений сотрудников, имеющих выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, следует рассматривать во взаимосвязи с положениями жилищного законодательства о нуждаемости граждан в жилых помещениях, как направленное на недопущение выселения граждан из жилого помещения, являющегося их единственным местом жительства.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан (ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из содержания указанных норм следует, что условием выселения из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения является не только отнесение лица к установленной категории граждан, определенной законом, но и факт состояния такого лица на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
С учетом конкретных обстоятельств дела доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе о нарушении права на жилище, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Выводы судебных инстанций сомнений в законности не вызывают, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения и тщательной проверки судом апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, в соответствии с действующим законодательством, которая нашла свое отражение в состоявшемся определении суда апелляционной инстанции.
Переоценка обстоятельств, установленных судами нижестоящих инстанций при рассмотрении дела по существу, в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о существенном нарушении судом первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, фактически сводятся к несогласию с выводами суда об установленных обстоятельствах, основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на иную оценку доказательств по делу.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы Габитова А.Т.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 30 января 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
от 26 июня 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Габитова Айрата Тимергалиевича - без удовлетворения.
Председательствующий О.И. Серебрякова
Судьи В.Н. Бугаева
Р.В. Тароян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.