Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Н.А.
судей Булатовой Е.Е, Юдиной С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-372/2019 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Алексин Тульской области (межрайонное) о включении периодов работы в страховой стаж, признании права на досрочное назначение пенсии по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе "адрес" (межрайонное)
на решение Алексинского городского суда Тульской области N 2-37/2019 от 29 мая 2019 года и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда N33-2705/2019 от 8 августа 2019 года, которым требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Булатовой Е.Е, установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Алексин Тульской области (межрайонное) о включении периодов работы в страховой стаж, признании права на досрочное назначение пенсии по старости.
Решением Алексинского городского суда Тульской области от 29 мая 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 8 августа 2019 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.
В поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Алексин Тульской области (межрайонное) ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений ввиду допущенных судами первой и апелляционной инстанции норм материального права и удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы гражданского дела, судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судами при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Судами установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Алексин Тульской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N "О страховых пенсиях в Российской Федерации".
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ N в назначении пенсии ей отказано.
Решением N от ДД.ММ.ГГГГ, решение от ДД.ММ.ГГГГ отменено, в связи с неверным указанием в тексте решения продолжительности имеющегося льготного стажа и принято решение об отказе в установлении пенсии от 22.08.20108.
В специальный стаж ФИО1 не включены периоды её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности техника отдела эксплуатации ЭВМ("адрес"), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инженера программиста ЭВМ концерна "Днепрострой" трест "Никопольстрой" ("адрес").
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные истцом исковые требования, суд ФИО2 инстанции исходил из доказанности ФИО1 факта работы в "адрес" и Украине в спорные периоды.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда ФИО2 инстанции.
Отвергая довод жалобы ГУ - УПФ РФ в "адрес" (межрайонное) о том, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада ДД.ММ.ГГГГ, при этом документы, подтверждающие стаж работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности техника отдела эксплуатации ЭВМ ("адрес"), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инженера программиста ЭВМ концерна "Днепрострой" трест "Никопольстрой" ("адрес") не представлены, вследствие чего правовых оснований для зачета в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости указанных периодов, не имеется, суд апелляционной инстанции указал на доказанность работы истца в указанных организациях. Также суд указал, что Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ и п.4 Рекомендаций не предусмотрена зависимость включения стажа работы до ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж от уплаты соответствующих страховых взносов в пенсионные органы, на территории которого работал застрахованный, поэтому спорные периоды подлежат включению в специальный стаж.
Судебная коллегия считает, что выводы судов ФИО2 и апелляционной инстанций сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 6 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии ч. 2 ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников СНГ регулируются "Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения" от ДД.ММ.ГГГГ, подписанным, в том числе Российской Федерацией и Украиной.
Согласно ст. 1, 6 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку в соответствии с Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированном постановлением Верховного Совета РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 2014-1, СССР прекратил свое существование ДД.ММ.ГГГГ, то из буквального толкования п. 2 ст. 6 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада ДД.ММ.ГГГГ, а после распада этих государств - до ДД.ММ.ГГГГ
Изменений и дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (приложение N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего ССР"), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после ДД.ММ.ГГГГ (после вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В этой связи, трудовой стаж по трудовому договору, имевший место в государствах - участниках Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ до ДД.ММ.ГГГГ, с применением норм пенсионного законодательства РФ, а периоды по трудовому договору с ДД.ММ.ГГГГ и по найму с ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в страховой стаж исключительно при уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Таким образом, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, предъявляют соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств-участников соглашений за период после вступления в силу Соглашения, после ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 15 Указания Министерства социальной защиты населения РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших "адрес" ССР" (зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный N 1056) документы о стаже работы и заработке, предоставляемые из государств - бывших республик СССР должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вышеизложенное означает, что данные документы, в частности, должны содержать все необходимые реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом форма документа может быть произвольной.
В качестве документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж и заработок могут приниматься: справки, оформление компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства-участника соглашения. Международное соглашение содержит положение о том, что компетентные учреждения (органы) сторон принимают меры к устранению обстоятельств, необходимых для определения права на пенсию и ее размеры (ст. 10 Соглашения).
В материалах дела допустимые письменные доказательства, подтверждающие работу истца в оспариваемые периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности техника отдела эксплуатации ЭВМ ("адрес"), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инженера программиста ЭВМ концерна "Днепрострой" трест "Никопольстрой" ("адрес"), а также сведения об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы Туркменистана и Украины за оспариваемые периоды работы, отсутствуют.
Между тем, судами вследствие ошибочного толкования норм материального права, определяющих круг отношений о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших "адрес" ССР, дана неправильная правовая оценка данным обстоятельствам.
Суждение судов о том, что Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ и Рекомендациями не предусмотрена зависимость включения стажа работы до ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж от уплаты соответствующих страховых взносов в пенсионные органы, на территории которого работал застрахованный, также нельзя признать правомерным.
Так, вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств, куда входит "адрес" и Туркменистан, урегулированы Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 вышеназванного Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку в соответствии с Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 2014-1, союз ССР прекратил свое существование ДД.ММ.ГГГГ, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада ДД.ММ.ГГГГ, а после распада этих государств - до ДД.ММ.ГГГГ
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
Вместе с тем, Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до ДД.ММ.ГГГГ, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.
Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж в порядке, предусмотренном ст. ст. 99 - 104 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 100 названного Закона, в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1015, к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до ДД.ММ.ГГГГ, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи).
Согласно п. 5 Распоряжения Правления ПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что в спорные периоды истцом выполнялись работы, указанные в Списке N, а также что страховые взносы в спорные периоды на обязательное пенсионное обеспечение работодателями выплачены.
При таких данных у судов не имелось оснований для включения вышеуказанных периодов работы истца в страховой стаж и признании права на досрочное назначение пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях".
Нарушения, допущенные при постановлении решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции, проверявшим его законность, не устранены, это нарушение норм материального и процессуального права может быть исправлено только посредством отмены апелляционного определения.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает нужным направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 8 августа 2019 года отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.