Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А.
судей Булатовой Е.Е, Скоковой Д.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агаповой Натальи Михайловны к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Борисоглебском районе Воронежской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа, включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Агаповой Натальи Михайловны
на решение Борисоглебского городского суда Воронежской области N2-267/2019 от 17 апреля 2019 года и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда N33-4727 от 23 июля 2019 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Булатовой Е.Е, судебная коллегия, установила:
Агапова Н.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Борисоглебском районе Воронежской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа, включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением Борисоглебского городского суда Воронежской области от 17 апреля 2019 года исковые требования Агаповой Натальи Михайловны удовлетворены частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 23 июля 2019 года решение суда первой инстанции отменено в части отказа во включении в специальный стаж периода работы в должности воспитателя в детском саду совхоза "Комсомольский" Поворинского района Воронежской области, в данной части принято новое решение об удовлетворении требований. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Агаповой Н.М. ставится вопрос об изменении вынесенных по делу судебных постановлений в части отказа в назначении пенсии, как незаконных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права и удовлетворения её требований в указанной части.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, изучив указанные доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судами при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением ГУ УПФ РФ в Борисоглебском районе Воронежской области от 12.02.2019 г. Агаповой Н.М. отказано в назначении пенсии по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность, из-за отсутствия необходимого специального стажа - 25 лет.
В специальный стаж истца не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 25.05.1996 г. по 02.06.1996 г, с 11.05.2006 г. по 27.05.2006 г, с 09.06.2008 г. по 28.06.2008 г, с 14.12.2010 г. по 15.12.2010 г, с 11.05.2011 г. по 12.05.2011 г, с 01.11.2011 г. по 12.11.2011 г, с 21.09.2016 г. по 25.09.2015 г, с 27.10.2015 г. по 30.10.2015 г, с 16.11.2015 г. по 20.11.2015 г. и период нахождения в командировке с 14.09.2010 г. по 18.09.2010 г, поскольку не предусмотрены п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 516. Также не был включен в специальный стаж периода работы в качестве воспитателя в детском саду совхоза "Комсомольский" Поворинского района с 08.06.1990 г. по 20.07.1990 г. и с 15.08.1991 г. по 01.11.1994 г.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Агаповой Н.М. о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в командировке, суд первой инстанции, пришел к выводу об удовлетворении заявленных истцом исковых требований о зачете спорных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по апелляционной жалобе Агаповой Н.М, не согласился с выводами суда первой инстанции в части отказа во включении в специальный стаж периода работы в должности воспитателя в детском саду совхоза "Комсомольский" Поворинского района Воронежской области. Отменяя решение суда первой инстанции в указанной части и удовлетворяя исковые требования Агаповой Н.М, суд апелляционной инстанции со ссылкой на то, что архивная справка N409 от 04.05.2018 г, выданная администрацией Поворинского муниципального района бесспорно принадлежит истцу, пришел к выводу, что спорный период трудовой деятельности истца должен быть засчитан в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Между тем, включая все оспариваемые периоды трудовой деятельности истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд апелляционной инстанции со ссылкой на положения ч.7 ст. 21 настоящего Федерального закона, пришел к выводу, что пенсия не подлежит назначению с момента обращения истца в пенсионный орган.
Судебная коллегия считает, что приведенные выводы суда апелляционной инстанции в указанной части основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения в силу следующего.
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 52 Перечня).
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган.
Указывая на нарушение Агаповой Н.М. срока, предусмотренного ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", судами не было учтено, что истцом в установленный законом срок (три месяца) пенсионному органу была предоставлена архивная справка N409 от 04.05.2018 г, выданная администрацией Поворинского муниципального района, подтверждающая период её работы в качестве воспитателя в детском саду совхоза "Комсомольский" Поворинского района с 08.06.1990 г. по 20.07.1990 г. и с 15.08.1991 г. по 01.11.1994 г.
Ссылка пенсионного органа о наличии ошибки в имени истца (вместо имени Наталья указано Наталия) в предоставленной истцом справке является формальным основанием для сомнения в данном документе. При этом обоснованность выдачи и проверка указанного документа пенсионным органом в рамках предоставленных ему полномочий не производилась.
При указанных обстоятельствах, вывод суда апелляционной инстанции о нарушении истцом срока предоставления документов, подлежащих представлению с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ является неверным.
Более того, архивная справка N409 от 04.05.2018 г, выданная администрацией Поворинского муниципального района была принята судом апелляционной инстанции в бесспорном порядке в качестве доказательства, подтверждающего страховой стаж, а также стаж педагогической деятельности Агаповой Н.М. и ее принадлежность истцу не оспаривалась в судебных заседаниях Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Борисоглебском районе Воронежской области.
При этом, оценивая данное доказательство как допустимое доказательство, подтверждающие наличие у истца оснований и условий для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, суд апелляционной инстанции установилфакт предъявления данного документа истцом ответчику в установленный федеральным законом срок.
При таких данных у судов не имелось оснований для отказа Агаповой Н.М. в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с момента её обращения (06.11.2018 года) в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Борисоглебском районе Воронежской области
Нарушения, допущенные при постановлении решения суда первой инстанции в указанной части, судом апелляционной инстанции, проверявшим его законность, не устранены, это нарушение норм материального и процессуального права может быть исправлено только посредством отмены апелляционного определения.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает нужным направить дело в части отказа истцу в досрочном назначении досрочной страховой пенсии на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 23 июля 2019 года отменить в части отказа Агаповой Натальи Михайловны в назначении досрочной страховой пенсии по старости, направив дело на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 23 июля 2019 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.