Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей: Корпачевой Е.С, Ковалёвой Ю.В, при секретаре Баладиной М.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3А-2519/2019 по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 11 сентября 2019 года, которым административное исковое заявление Публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" о признании недействующим постановления Правительства города Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части пункта 16184 приложения N1 к постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N1425-ПП) удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Корпачевой Е.С, объяснения относительно апелляционной жалобы представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы по доверенностям Борисовой К.И, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В, полагавшего решение не подлежащем отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, размещенным 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и опубликованным 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N67, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций".
Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N1425-ПП вышеуказанный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2019 года, в пункт 16184 которого включено здание с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, расположенное по адресу: "адрес", входящее в состав электросетевого объекта "данные изъяты"
Публичное акционерное общество "Московская объединенная электросетевая компания" (далее - ПАО "МОЭСК"), являясь собственником здания с кадастровым номером N, обратилось в суд с административным иском о признании недействующим названного выше пункта, указывая, что включенный в данный перечень объект недвижимости не обладает предусмотренными статьей 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение данного здания в Перечень на 2019 год неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 11 сентября 2019 года административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы просит судебный акт отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой г. Москвы представлены возражения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились - представители ПАО "МОЭСК" и Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, о месте и времени судебного заседания извещены в установленном законом порядке и надлежащим образом.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2).
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (подпункт 2 пункта 3).
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определялась в том числе в отношении отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше "данные изъяты" кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N257-ПП (далее - Порядок).
Объект недвижимости с кадастровым номером N включен в оспариваемый пункт Перечня исходя из критерия его фактического использования, что предусмотрено подпунктом 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций".
При включении в Перечень по данному критерию административный ответчик исходил из сведений, приведенных в акте, составленном Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - акт), согласно которому, в здании с кадастровым номером N под размещение офисов используется 100% от его общей площади.
Вместе с тем, названный акт обследования не может являться достоверным доказательством, подтверждающим использование здания в качестве административно-делового центра, поскольку составлен с нарушением требований Порядка, так как в нем не отражены критерии отнесения всех помещений здания к офисам. Приложенные к акту фототаблицы с изображением внешнего фасада здания, а также кабинетов сотрудников ПАО "МОЭСК" не позволяют достоверно определить фактическое использование для размещения офисов более 20 процентов площади здания, равно как и 100 процентов его площади, о чем указано в акте; расчеты определения долей фактического использования помещений спорного объекта также в указанном акте проверки отсутствуют.
В свою очередь, из материалов административного дела усматривается, что здание с кадастровым номером N, в котором действует пропускной режим, входит в состав производственного комплекса электросетевого объекта "данные изъяты" и составляет инфраструктуру энергетического предприятия ПАО "МОЭСК", основным видом деятельности которого является технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии к электрическим сетям и передача электрической энергии. Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В указанном здании находятся - специальное оборудование закрытого распределительного устройства 6 Кв, гаражи, мастерские, помещения общего пользования, в частности, общие входные группы, коридоры, лифтовые холлы, санузлы, подвалы, чердаки и т.д, а также отнесенные Государственной инспекцией к офисам, без всяких на то оснований, служебные кабинеты сотрудников ПАО "МОЭСК", используемые для обеспечения производственного процесса, не имеющие самостоятельного офисного и делового значения, которые не предназначены для производства какой-либо продукции и осуществления самостоятельной коммерческой деятельности.
Документов, опровергающих эти обстоятельства, административным ответчиком не представлено.
Данных о передаче помещений в здании в аренду сторонним организациям материалы дела также не содержат.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о неправомерности включения здания с кадастровым номером N в пункт 16184 Перечня на 2019 год соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
При рассмотрении дела судом первой инстанции каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Доводы апелляционной жалобы Правительства Москвы о том, что судом дана неверная правовая оценка Акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ N, а также неверно применены положения Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций", постановления Правительства Москвы N257-ПП от 14 мая 2014 года "О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения", судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они связаны с оценкой доказательств по делу, установленных судами и положенных в основу оспариваемого судебного акта, не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемого судебного решения, так как не свидетельствуют о существенном нарушении судом норм материального или процессуального права.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 11 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.