Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Жудове Н.В. и Ефремовой О.Н, при секретаре Воробьеве С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-37/2019 по административному исковому заявлению Фомченкова Дмитрия Сергеевича о признании недействующим в части со дня принятия решения Смоленского городского Совета от 9 ноября 2010 года N 193 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28 февраля 2007 года N 490", по апелляционной жалобе Фомченкова Дмитрия Сергеевича на решение Смоленского областного суда от 13 сентября 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Ефремовой О.Н, объяснения представителя административного истца ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Правила землепользования и застройки города Смоленск (далее также - Правила землепользования и застройки) утверждены решением Смоленского городского Совета III созыва от 28 февраля 2007 года N 490. Первоначальный текст документа опубликован в издании "Смоленские городские известия", 23 марта 2007 года за N 2.
Решением Смоленского городского Совета от 9 ноября 2010 года N 193 (далее также - Решение N 193) "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28 февраля 2007 года N 490" (далее - Решение N 490) в Правила землепользования и застройки внесены изменения в части территориального зонирования и градостроительных регламентов. Правила землепользования и застройки изложены в новой редакции. Согласно внесенным изменениям, земельный участок с кадастровым номером N включен в границы территориальной зоны Р3 - зона лесопарков.
Фомченков Д.С. обратился в Смоленский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим в части Решения N 193.
Требования, с учетом уточнения, мотивировал тем, что оспариваемый нормативный правовой акт в части исключения земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего административному истцу на праве собственности, из территориальной зоны Ж5 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) и включения в границы территориальной зоны Р3 (зона лесопарков), не соответствует требованиям градостроительного и земельного законодательства, нарушает его право на использование земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования (для индивидуального жилищного строительства).
Решением Смоленского областного суда от 13 сентября 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Фомченков Д.С, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение норм материального права, просит отменить судебный акт и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование ссылается на то, что земельный участок поставлен на кадастровый учет 10 июля 2008 года с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", а отнесение названного земельного участка к территориальной зоне Р3 не позволяет использовать его по назначению, в том числе для строительства индивидуального жилого дома, чем нарушаются его права и законные интересы. Решение N 193 противоречит нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым при установлении территориальных зон должны учитываться сложившаяся планировка территории и существующее землепользование.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, Смоленским городским Советом представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 7, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Муниципальное образование город Смоленск наделено статусом городского округа (статья 1 Устава города Смоленска, принятого решением Смоленского городского Совета от 28 октября 2005 года N 164).
Решением N 193 в Правила землепользования и застройки города Смоленска внесены изменения, изложившие их в новой редакции, в результате чего территориальная зона Ж5, в которой расположен земельный участок с кадастровым номером 67:27:0011212:4, изменена на Р3 - Зона лесопарков, данная зона не предусматривает строительство индивидуальных жилых домов.
Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения поданного Фомченковым Д.С. административного искового заявления, указав что внесенные в Правила землепользования и застройки изменения соответствуют градостроительному законодательству и приняты с соблюдением установленным им процедуры, в связи с чем не подлежат признанию недействующими.
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм закона и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Как правильно указано судом первой инстанции, оспариваемое решение принято уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативного правового акта, порядка его принятия и утверждения, а также официального опубликования и по этим основаниям не обжалуется.
Из материалов дела следует, что Фомченкову Д.С. с 3 мая 2017 года принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес". Данный участок поставлен на государственный кадастровый учет 10 июля 2008 года с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, и в соответствии с Правилами землепользования и застройки в редакции Решения N 490 был расположен в границах территориальной зоны Ж5 - Зона застройки индивидуальными жилыми домами с приусадебными участками с включением территорий дачных хозяйств.
Согласно Правилам землепользования и застройки в редакции Решения N 193 испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Р3 - Зона лесопарков (сохранение существующего природного ландшафта, зеленых массивов, формирование инфраструктуры обслуживания и создание условий комфорта посещения лесных территорий, с включением объектов инженерной инфраструктуры).
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципах обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий. Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Поэтому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы государственной власти при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, отображающая границы территориальных зон (части 2 и 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральные планы городских округов (пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно Генеральному плану города Смоленска, земельный участок административного истца расположен в функциональной зоне - зоне размещения объектов оздоровительного и рекреационного назначения. При этом с момента формирования земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, в соответствии с ранее действовавшими Правилами землепользования и застройки и до настоящего времени на спорном земельном участке строительство не осуществлялось, какие-либо объекты капитального строительства отсутствуют, земельный участок расположен на территории лесопарка.
С учетом приведенных норм и обстоятельств дела судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции о правомерном установлении в Правилах землепользования и застройки зоны Р3 (зона лесопарков) соответствуют положениям пунктов 2, 5, 6, 7и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для функциональной зоны согласно генеральному плану. Также, исходя из положений статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при установлении правилами землепользования и застройки территориальных зон учитывается не только фактически существующее землепользование, но и иные факторы, указанные в данной статье.
Также судом первой инстанции установлено, что основанием для определения названных функциональной и территориальной зон послужило расположение земельного участка административного истца в границах особо охраняемой природной территории регионального значения "Красный Бор", установленной постановлением администрации Смоленской области от 20 апреля 2017 года N 245 "Об объявлении природного объекта "Красный бор", расположенного на территории Заднепровского района г. Смоленска и Гнездовского сельского поселения Смоленской области, памятником природы регионального значения и территории, занятой им, - особо охраняемой природной территорией регионального значения.
Статьей 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" предусмотрено, что на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
Согласно пунктам 6.2 и 9 Паспорта памятника природы регионального значения "Красный бор", утвержденного постановлением администрации Смоленской области от 20 апреля 2017 года N 245, на территориях памятника природы не предусматривается создание объектов капитального строительства, в том числе строительство индивидуальных жилых домов.
Таким образом, установление в отношении земельного участка административного истца рекреационной зоны соответствует требованиям природоохранного законодательства.
Вопреки доводам апелляционной жалобы само по себе установление в Правилах землепользования и застройки территориальной зоны Р3 не исключает в силу норм части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации права административного истца на использование земельного участка без установления срока приведения его разрешенного использования в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, когда использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Решение суда основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
Установив, что оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд на основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правомерно принял решение об отказе в удовлетворении соответствующего административного искового заявления.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы административного искового заявления, которым суд дал надлежащую правовую оценку.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного акта, в апелляционной жалобе не приводится, судебная коллегия Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Смоленского областного суда от 13 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Фомченкова Дмитрия Сергеевича - без удовлетворения.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.