Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Мерина А.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 11 июля 2019 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 25 сентября 2019 года, вынесенные в отношении главного специалиста отдела правового обеспечения управления по реализации полномочий по пресечению нарушений земельного и градостроительного законодательства администрации г. Сочи Мерина Артема Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 11 июля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Краснодарского краевого суда от 25 сентября 2019 года, постановление судьи Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 11 июля 2019 года, главный специалист отдела правового обеспечения управления по реализации полномочий по пресечению нарушений земельного и градостроительного законодательства администрации г. Сочи Мерин А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Мерин А.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся в отношении него судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
В силу положений статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона о прокуратуре (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Мерина А.В. к административной ответственности) прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
Как следует из материалов дела, 15 апреля 2019 года прокуратурой Хостинского района г. Сочи в адрес главы города Сочи направлен запрос о предоставлении в срок до 18 апреля 2019 года информации в отношении строительства 71 многоквартирного дома, подлежащих сносу ввиду самовольного строительства, отдельно по каждому объекту с представлением подтверждающих документов.
Однако в установленный срок запрашиваемая информация в прокуратуру Хостинского района г. Сочи не представлена.
Исполнение запроса прокурора поручено 16 апреля 2019 года главному специалисту отдела правового обеспечения управления по реализации полномочий по пресечению нарушений земельного и градостроительного законодательства администрации города Сочи Мерину А.В.
30 апреля 2019 года прокуратурой в адрес главы города Сочи направлено письмо с требованием в срок до 08 мая 2019 года обеспечить поступление запрашиваемой информации, а также обеспечить явку ответственных исполнителей в прокуратуру района для решения вопроса о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанное требование прокурора не было исполнено.
15 мая 2019 года направлено аналогичное требование, которое также не было исполнено.
Ответ на запрос представлен в прокуратуру Хостинского района г. Сочи 29 мая 2019 года - за пределами установленного в запросе срока.
Ответ представлен исполняющим обязанности заместителя главы города Сочи, директора правового департамента администрации города Сочи ФИО4, исполнителем в данном ответе указан Мерин А.В.
30 мая 2019 года прокурором Хостинского района г. Сочи в отношении главного специалиста отдела правового обеспечения управления по реализации полномочий по пресечению нарушений земельного и градостроительного законодательства администрации г. Сочи Мерина А.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту невыполнения требований прокурора о представлении необходимых сведений (информации).
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения указанного лица постановлением судьи районного суда к административной ответственности, установленной данной нормой.
Вышестоящая судебная инстанция с выводами судьи районного суда и принятым им решением согласилась.
Привлекая главного специалиста отдела правового обеспечения управления по реализации полномочий по пресечению нарушений земельного и градостроительного законодательства администрации г. Сочи Мерина А.В. к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда и вышестоящая судебная инстанция исходили из того, что он, являясь должностным лицом администрации, исполнителем и ответственным за представление информации по запросу прокурора Хостинского района г.Сочи, не выполнил требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных федеральным законом, запрашиваемую прокурором необходимую информацию в установленный срок не представил.
Вместе с тем данные выводы являются необоснованными, принятые по делу судебные акты законными признать нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно материалам дела требование о представлении прокурору информации по фактам самовольного строительства 71 многоквартирного дома было адресовано главе города Сочи (л.д. 18 - 24). Однако запрашиваемая прокурором информация в установленный в запросе срок представлена не была.
Поручение подготовки ответа на запрос прокурора Хостинского района г. Сочи другим лицам, в том числе главному специалисту отдела правового обеспечения управления по реализации полномочий по пресечению нарушений земельного и градостроительного законодательства администрации г. Сочи Мерину А.В, не может служить основанием для привлечения Мерина А.В. к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В данном случае Мерин А.В. не является тем должностным лицом, которому было адресовано требование прокурора и которое обязано было дать ответ на соответствующий запрос, в том числе в случае необходимости организовать и проконтролировать представление истребуемой информации. Мерин А.В. является только исполнителем по подготовке ответа на запрос прокурора.
Данный ответ подписан и истребуемая информация впоследствии представлена с нарушением установленного в запросе срока руководящим должностным лицом муниципального образования.
При изложенных обстоятельствах нельзя признать обоснованными выводы судебных инстанций о наличии в деянии главного специалиста отдела правового обеспечения управления по реализации полномочий по пресечению нарушений земельного и градостроительного законодательства администрации г. Сочи Мерина А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 11 июля 2019 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 25 сентября 2019 года, вынесенные в отношении главного специалиста отдела правового обеспечения управления по реализации полномочий по пресечению нарушений земельного и градостроительного законодательства администрации г. Сочи Мерина А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу Мерина А.В. удовлетворить.
постановление судьи Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 11 июля 2019 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 25 сентября 2019 года, вынесенные в отношении главного специалиста отдела правового обеспечения управления по реализации полномочий по пресечению нарушений земельного и градостроительного законодательства администрации г. Сочи Мерина Артема Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Н.Х. Карасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.