Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Мамия М.Р, Руденко Ф.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курчихиной ВС к администрации муниципального образования Староминский район о назначении пенсии, по кассационной жалобе Курчихиной ВС, поступившей с делом ДД.ММ.ГГГГ, на решение Староминского районного суда Краснодарского края от 20 июня 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 29 августа 2019 года.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Курчихина В.С. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Староминский район, в котором указала, что с 21 октября 1988 года по 1 июля 2005 года являлась муниципальным служащим, стаж в должности муниципальной службы составляет 16 лет 8 месяцев 7 дней. Она обратилась к ответчику за назначением муниципальной пенсии за выслугу лет, однако в назначении указанной пенсии ей было отказано. Просит суд признать отказ главы администрации муниципального образования Староминский район от 10 апреля 2019 года N138-1033/19-01-02 в назначении пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему, незаконным. Обязать главу администрации муниципального образования Староминский район назначить и выплачивать ей с момента обращения пенсию за выслугу лет, как муниципальному служащему.
Решением Староминского районного суда Краснодарского края от 20 июня 2019 года в удовлетворении исковых требований Курчихиной В.С. было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 29 августа 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, мотивировав тем, что при вынесении решения судами неправильно применены нормы материального права, Положение о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Староминский район, утвержденное Решением Совета муниципального образования Староминский район от 28 октября 2015 года N2/7 устанавливает наличие 25 лет муниципального стажа для назначении пенсии за выслугу лет, что противоречит нормам статьи 7 частей 1, 4 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в соответствии с которой пенсия за выслугу лет устанавливается государственным гражданским служащим при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет. При вынесении решения судом не учтен закон Краснодарского края N2840 от 3 декабря 2013 года. Положением N2/7 о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Староминский район установлено, что лица, замещавшие муниципальные должности и должности муниципальной службы имеют право на пенсию за выслугу лет при прекращении исполнения полномочий по замещаемой муниципальной должности и расторжении трудового договора с муниципальным служащим после 1 января 1997 года по следующим основаниям: по соглашению сторон трудового договора. Полагает, что она получила право на муниципальную пенсию в связи с расторжением трудового договора по соглашению сторон только с 28 октября 2015 года.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Единство основных требований к муниципальной службе, а также правовая и социальная защищенность муниципальных служащих, в силу пунктов 7 и 8 статьи 4 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", являются основными принципами муниципальной службы. Положениями статьи 5 этого же федерального закона и положениями статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлена взаимосвязь государственной гражданской службы Российской Федерации и муниципальной службы.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих, обусловленный содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, а также ограничениями, связанными с прохождением государственной и муниципальной службы.
Осуществляя специальное правовое регулирование пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих, в том числе вводя для них дополнительные гарантии в сфере пенсионных отношений, федеральный законодатель исходил из того, что единство публичной природы государственной гражданской службы и муниципальной службы, обусловленное объективной схожестью условий и порядка их прохождения, предполагает и общность основных принципов и условий государственного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих и муниципальных служащих (пункт 6 статьи 7 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и пункт 6 статьи 5 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона РФ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации") (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта).
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к названному федеральному закону.
Федеральным законом от 3 мая 2011 года N 94-ФЗ был введен пункт 1.1 статьи 7, в соответствии с которым - федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", до приобретения права на трудовую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.
Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней.
То есть, вводя пункт 1.1 статьи 7 названного Закона, законодатель предусмотрел "отложенное право" - право на пенсию за выслугу лет и для лиц, уволившихся с федеральной гражданской службы до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности), которое может возникнуть при соблюдении указанных условий после приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Курчихина В.С. в период с 21 октября 1988 года по 1 июля 2005 года являлась муниципальным служащим. Согласно записи в трудовой книжки истец уволена 1 июля 2005 года по соглашению сторон, на момент увольнения стаж муниципальной службы истца составлял 16 лет 8 месяцев 7 дней, что следует из материалов дела и не оспаривается сторонами.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 части 2 Положения о пенсии за выслугу лет (утвержденным Решением Совета муниципального образования Староминский район от 28 октября 2015 года N2/7) лица, замещавшие муниципальные должности и должности муниципальной службы, имеют право на пенсию за выслугу лет при прекращении исполнения полномочий по замещаемой муниципальной должности и расторжении трудового договора с муниципальным служащим после 1 января 1997 года при увольнении с муниципальной службы до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) при условии наличия стажа муниципальной службы не менее 25 лет: а) по инициативе муниципального служащего; б) в связи с истечением срока действия срочного трудового договора; в) по соглашению сторон трудового договора.
Пунктом 3 части 2 указанного Положения предусмотрено, что пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, замещающим должности муниципальной службы непосредственно перед увольнением с муниципальной службы не менее 12 полных календарных месяцев, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет, за исключением случая, установленного пунктом 4 части настоящего положения.
Пенсия за выслугу лет по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 2 настоящего положения устанавливается при условии, что не менее 10 лет общего стажа муниципальной службы приходится на работу на муниципальных должностях и (или) должностях муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Староминский район (л.д.31-32).
Из материалов дела усматривается, что на день увольнения истец не достигла пенсионного возраста и не являлась получателем страховой пенсии по старости (инвалидности), в связи с чем, условия при наличии которых может быть назначена пенсия за выслугу лет, установленные статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в данном случае отсутствуют.
Довод кассационной жалобы о том, что нормы Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Староминский район, которыми установлена необходимость наличия 25 лет муниципального стажа для назначении пенсии за выслугу лет, противоречат нормам статьи 7 частей 1, 4 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" основан на неверном толковании материального права.
Доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы судебных актов.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Староминского районного суда Краснодарского края от 20 июня 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 29 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Курчихиной ВС - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи М.Р. Мамий
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.