Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей: Жогина О.В, Мамий М.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Березовской И.В. к МТЭК и ЖКХ Краснодарского края, министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании незаконным решения; признании права на получение единовременной субсидии (социальной выплаты) на приобретение жилого помещения; возложении на министерство труда и социального развития Краснодарского края, МТЭК и ЖКХ Краснодарского края обязанностей по восстановлению истца на учете на получение единовременной субсидии (социальной выплаты) на приобретение жилого помещения по кассационной жалобе представителя министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края по доверенности Горобцовой Д.В. на решение Ленинского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 20 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 6 августа 2019 года, поступившей с делом 9 октября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, судебная коллегия
установила:
Березовская И.В. обратилась в суд с иском к МТЭК и ЖКХ Краснодарского края, министерству труда и социального развития Краснодарского края, в котором просила признать незаконным решение комиссии министерства труда и социального развития Краснодарского края по рассмотрению вопросов предоставления единовременной субсидии (социальной выплаты) на приобретение жилого помещения, оформленное протоколом N 4 от 6 августа 2018 года, в части снятия Березовской И.В. с учета для получения единовременной субсидии (социальной выплаты) на приобретение жилого помещения. Также просила признать за ней право на получение единовременной субсидии социальной выплаты на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Порядком предоставления в исполнительных органах государственной власти Краснодарского края государственным гражданским служащим Краснодарского края единовременной субсидии (социальной выплаты) на приобретение жилого помещения, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4 декабря 2013 года N 1418. Обязать Министерство труда и социального развития Краснодарского края и МТЭК и ЖКХ Краснодарского края, восстановить Березовскую И.В. на учет на получение единовременной субсидии (социальной выплаты) на приобретение жилого помещения составом семьи четыре человека, с даты регистрации заявления, с апреля 2014 года.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 20 февраля 2019 года иск Березовской И.В. частично удовлетворен иск. Признано незаконным решение комиссии министерства труда и социального развития Краснодарского края по рассмотрению вопросов предоставления государственным гражданским служащим Краснодарского края в министерстве труда и социального развития Краснодарского края единовременной субсидии (социальной выплаты) на приобретение жилого помещения о снятии Березовской И.В. с учета для получения единовременной субсидии (социальной выплаты) на приобретение жилого помещения; за Березовской И.В. признано право на получение единовременной субсидии (социальной выплаты) на приобретение жилого помещения в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4 декабря 2013 года N "данные изъяты"; на министерство труда и социального развития Краснодарского края, МТЭК и ЖКХ Краснодарского края возложена обязанность по восстановлению Березовской И.В. на учете на получение единовременной субсидии (социальной выплаты) на приобретение жилого помещения. В остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 6 августа 2019 года решение суда от 20 февраля 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края по доверенности Горобцовой Д.В. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края по доверенности Горобцова Д.В. просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований полагая, что судебными инстанциями допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, неверно определены обстоятельства по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В судебное заседание Четвертого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной, в судебное заседание не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили.
При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 167 и ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судебными актами установлено, что Березовская И.В. с 28 февраля 1996 года по настоящее время работает в министерстве труда и социального развития Краснодарского края в должности консультанта отдела организации социального обслуживания управления по социальной поддержке граждан министерства труда и социального развития Краснодарского края. В 2014 году Березовская И.В. обратилась в комиссию министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края по вопросу единовременной субсидии (социальной выплаты) на приобретение жилого помещения.
8 апреля 2014 года Березовская И.В. принята на соответствующий учет, однако 6 августа 2018 года на заседании той же комиссии принято решение о снятии ее с учета в связи с несоответствием условию, определенному подпунктом "в" пункта 1.3 Порядка предоставления в исполнительных органах государственной власти Краснодарского края государственным гражданским служащим Краснодарского края единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утверждённого Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4 декабря 2013 года N 1418 (далее Порядок).
Основанием для принятия указанного решения послужило достижение дочерью истицы совершеннолетия на момент проверки, проведенной в апреле 2018 года. Ответчиком в связи с этим сделан вывод о том, что показатель обеспеченности общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи государственного гражданского служащего изменился и превысил значение 15 кв.м, в связи с чем комиссией принято решение о снятии Березовской И.В. с учета для получения единовременной субсидии (социальной выплаты) на приобретение жилого помещения.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции верно истолковал и применил положения указанного Порядка, в том числе пункта 2.1, в соответствии с которым единовременная субсидия предоставляется гражданскому служащему, принятому на учет в государственном органе в соответствии с Порядком, один раз за весь период государственной гражданской службы Российской Федерации.
В силу п. 2.3 того же Порядка к членам семьи гражданского служащего относятся супруга (супруг) гражданского служащего, а также проживающие совместно с гражданским служащим общие с супругой (супругом) несовершеннолетние дети, совершеннолетние нетрудоспособные дети и несовершеннолетние дети, совершеннолетние нетрудоспособные дети гражданского служащего и его супруги (ее супруга).
Также судами первой и апелляционной инстанции верно применены следующие нормы материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
В подпункте "а" пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
В соответствии с частью 8 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям Жилищного кодекса Российской Федерации применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации.
С учетом указанной нормы права суды первой и апелляционной инстанции верно установили, что Порядок, определяя критерии нуждаемости в жилых помещениях, ограничивает круг лиц, относящихся к членам семьи собственника жилого помещения, по сравнению с тем, как он определяется федеральным жилищным законодательством, и тем самым ставит права указанных лиц, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, на предоставление мер социальной поддержки в зависимость от обстоятельств, относящихся к личности их членов семьи и не зависящих от фактической обеспеченности их жилыми помещения по установленной норме "данные изъяты" кв.м.
Так, на основании п. 4.7 Порядка, в отношении учетных дел гражданских служащих, в которых выявлены факты их неправомерного нахождения на учете для получения единовременной субсидии либо иные обстоятельства, препятствующие получению единовременной субсидии на момент осуществления проверки, уполномоченным органом составляется уведомление об исключении гражданского служащего из списка претендентов, сводного и учетного списков (далее - уведомление).
Под обстоятельствами, препятствующими получению единовременной субсидии на момент осуществления проверки, понимаются обстоятельства, приведшие к утрате нуждаемости в жилом помещении гражданского служащего и членов его семьи на момент проведения проверки.
Между тем, само по себе достижение совершеннолетия одним из детей истца, ранее законно реализовавшего свое право на постановку на учет в соответствии с Порядком и отвечающего всем иным признакам лица, обладающего правом на предоставление ему соответствующих мер социальной поддержки, в условиях дальнейшего совместного проживания с достигшим совершеннолетия членом семьи не свидетельствует об утрате нуждаемости в жилом помещении гражданского служащего и членов его семьи.
При ином толковании положений Порядка право на предоставление единовременной субсидии (социальной выплаты) на приобретение жилого помещения фактически ставится в зависимость от обстоятельств, не зависящих от воли лица, реализовавшего свое право на постановку на учет в соответствующем качестве в установленном порядке и отвечающего всем установленным требованиям; позволяет при наступлении этих обстоятельств принимать решения о лишении права на предоставление мер социальной поддержки без учета фактической нуждаемости лица, вставшего в установленном порядке на учет, и членов его семьи в жилом помещении.
Доводы кассационной жалобы о неправильном толковании и применении судебными инстанциями норм материального и процессуального права носят субъективный характер, основаны на ошибочном толковании норм права, сводятся к несогласию с выводами суда, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Суд апелляционной инстанции правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценил по правилам статьи 67 и части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, перечисленных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении кассационной жалобы надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 20 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 6 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края по доверенности Горобцовой Д.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.