Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу Черепанова Дмитрия Станиславовича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 8 Индустриального района г. Барнаула от 22 февраля 2018 г. и решение судьи Индустриального районного суда г. Барнаула от 12 апреля 2019 г., вынесенные в отношении Черепанова Дмитрия Станиславовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.30 КоАП РФ, установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 8 Индустриального района г. Барнаула от 22 февраля 2018 г. заместитель директора по общим вопросам АО "Барнаульская ТЭЦ-3" Черепанов Д.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.30 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Индустриального районного суда г. Барнаула от 12 апреля 2019 г. постановление мирового судьи изменено путем исключения выводов о нарушении Черепановым Д.С. пунктов 71, 88, 129, 137, 138, 142, 145, 247 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 г. N 458дсп, в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе Черепанов Д.С. просит судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, производство по делу прекратить на основании п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 20.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, а равно воспрепятствование соблюдению указанных требований должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, гражданами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса определены Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".
Согласно ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса.
Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется за счет собственных средств организаций, цены на товары (услуги) которых подлежат государственному регулированию в составе регулируемых цен (тарифов), а также за счет иных субъектов топливно-энергетического комплекса (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ).
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ установлено, что требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
В целях реализации положений названного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 458дсп утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, которыми предусмотрены соответствующие требования в зависимости от установленной категории опасности объектов (далее Правила).
Из материалов дела следует, что должностными лицами Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардии) по Алтайскому Краю 22 августа 2017 г. проведена плановая документарная и выездная проверка объекта топливно-энергетического комплекса - Теплоцентраль АО "Барнаульская ТЭЦ-3", расположенного по адресу: Алтайский Край, г. Барнаул, ул. Трактовая, 7.
В ходе проверки выявлено невыполнение требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности указанного категорированного объекта топливно-энергетического комплекса общества:
- в нарушение пункта 66 Правил не на трубах отопления, имеющих выход за охраняемый периметр, не установлено постоянное или съемное металлическое заграждение;
- в нарушение пункта 70 Правил по периметру объекта в местах примыкания к территории сторонних организаций не установлено основное ограждение;
- в нарушение пунктов 76, 77 Правил объект не оборудован основным ограждением с восточной стороны у частных гаражей;
- в нарушение пункта 103 Правил на ККП для прохода людей и в административном корпусе не оборудованы оконные проемы защитными металлическими оконными конструкциями;
- в нарушение пункта 112 Правил средствами охранной сигнализации не оборудованы вход и управляемые преграждающие конструкции (турникеты) на ККП для прохода людей, а также управляемые преграждающие конструкции (шлагбаумы) на всех КПП для автомобильного транспорта;
- в нарушение пунктов 116, 121 Правил на КПП для прохода людей входная дверь не оборудована глазком и переговорным устройством, не установлены устойчивые к внешним воздействиям наружные ограждающие конструкции (окна и дверные проемы), двери из металла, соответствующие техническому регламенту, а также барьеры ограждения проходов от пола до потолка;
- в нарушение пункта 154 Правил ворота на всех КПП для железнодорожного транспорта не оборудованы средствами сигнализации;
- в нарушение пункта 159 Правил зона досмотра КПП N 4 для железнодорожного транспорта не оснащена техническими средствами визуального контроля (телекамерами) со сценой просмотра транспортного средства со всех сторон;
- в нарушение пункта 177 Правил периметр объекта не оборудован периметральными средствами обнаружения;
- в нарушение пункта 240 Правил не обеспечено хранение всей видеоинформации на цифровых накопителях информации не менее 30 суток.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 22 августа 2017 г. и послужили основанием для составления в отношении заместителя директора по общим вопросам АО "Барнаульская ТЭЦ-3" Черепанова Д.С. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.30 КоАП РФ, и привлечения его к административной ответственности, установленной данной нормой.
Факт совершения Черепановым Д.С. указанного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (том N 1, л.д. 2), письменными объяснениями директора предприятия Черепанова Д.С. (том N 1, л.д. 3-9), рапортом должностного лица (том N 1, л.д. 35-36); копией акта проверки и фототаблицей (том N 1, л.д. 39-43, 47-49), предписанием об устранении выявленных нарушений (том N 1, л.д. 50-52); копией приказа о назначении Черепанова Д.С. на должность заместителя директора по общим вопросам (том N 1, л.д. 84); копией должностной инструкции заместителя директора по общим вопросам (том N 1, л.д. 85-94); копией приказа о назначении Черепанова Д.С. ответственным за обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса Барнаульская ТЭЦ-3 (том N 1, л.д. 95-96); копией паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса предприятия - Барнаульская ТЭЦ-3 (том N 1, л.д. 113-114), копией акта категорирования объекта (том N 1, л.д. 115-116), и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Деяние, совершенное заместителем директора по общим вопросам АО "Барнаульская ТЭЦ-3" Черепановым Д.С. квалифицировано по ст. 20.30 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами законодательства в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации и КоАП РФ.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 названного Кодекса.
Пунктами 2.2, 3.8, 3.9 Должностной инструкции заместителя директора по общим вопросам АО "Барнаульская ТЭЦ-3" предусмотрено, что в своей деятельности лицо, занимающее данную должность должно знать и уметь применять законодательные и нормативно-правовые акты РФ, определяющие требования в области противодействия терроризму; выявлять и пресекать угрозы физической безопасности зданий, помещений, оборудования, продукции и технических средств, принадлежащих Обществу; внедрять на охраняемых объектах дополнительные, инженерно-технические меры по их противодиверсионной защищенности.
Согласно приказу директора АО "Барнаульская ТЭЦ-3" от 21 ноября 2016 г. N БТЭЦ-3/174 Черепанов Д.С. назначен ответственным за обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса Барнаульская ТЭЦ-3, выявление, предупреждение и пресечение деятельности юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, создающих угрозу финансово-экономическому состоянию АО "Барнаульская ТЭЦ-3", безопасности и антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса Барнаульская ТЭЦ-3.
Таким образом, Черепанов Д.С, занимая должность заместителя директора по общим вопросам АО "Барнаульская ТЭЦ-3", которая в силу п. 1.2 Должностной инструкции относится к категории руководителя, обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 20.30 КоАП РФ, за невыполнение требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.
Доводы жалобы о том, что АО "Барнаульская ТЭЦ-3" введена в эксплуатацию до принятия Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ и утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 458дсп Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, не опровергают обоснованность выводов судебных инстанций о виновности Черепанова Д.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.30 КоАП РФ, выразившегося в нарушении приведенных выше положений, вступивших на момент проверки в законную силу, и, следовательно, в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ, подлежащих выполнению субъектами топливно-энергетического комплекса, независимо от даты введения объектов в эксплуатацию.
Ссылка в жалобе на то, что за совершение аналогичных нарушений ранее возбуждалось дело об административном правонарушении в отношении иного лица, не свидетельствует об отсутствии в действиях Черепанова Д.С. состава вмененного ему административного правонарушения, не является основанием для отмены обжалуемых актов и прекращения производства по данному делу.
Вопреки доводам жалобы данных, свидетельствующих о нарушении должностными лицами Росгвардии Правил осуществления контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 г. N 1067, из материалов дела не усматривается.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям, установленным ст. 28.2 КоАП РФ, в нем указаны дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Иные доводы, изложенные в настоящей жалобе, аналогичны доводам, которые были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отклонены судебными инстанциями по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Черепанова Д.С. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.30 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, наказание назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, в пределах санкции ст. 20.30 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17 и 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Постановление мирового судьи судебного участка N 8 Индустриального района г. Барнаула от 22 февраля 2018 г. и решение судьи Индустриального районного суда г. Барнаула от 12 апреля 2019 г, вынесенные в отношении Черепанова Дмитрия Станиславовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.30 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Черепанова Д.С. - без удовлетворения.
Судья Д.В. Недорезов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.