Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Склярука С.А, судей Сорокина С.В. и Зюлина М.А, при секретаре Кондратьевой С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Рейсбих Ольги Александровны - Лузиной Ю.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 30 августа 2019 по административному делу по административному исковому заявлению Рейсбих Ольги Александровны к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля о признании незаконным приказа председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля N1000 от 29 апреля 2019 года об отказе в предоставлении земельного участка в аренду (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-2487/19)
Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Зюлина М.А, объяснения представителя административного истца Рейсбих О.А. - Лузиной Ю.В. по доводам жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Административный истец Рейсбих О.А. является собственником объекта недвижимого имущества - здания по адресу: "адрес", переход права собственности зарегистрирован в ЕГРН 14 сентября 2018 года.
26 марта 2019 года она обратилась в КУМИ мэрии г. Ярославля с заявлением о предоставлении в аренду (без проведения торгов) земельного участка с кадастровым номером N площадью 281 кв.м, расположенного по адресу вышеуказанного недвижимого имущества.
Приказом председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля N1000 от 29 апреля 2019 года Рейсбих О.А. было отказано в предоставлении земельного участка в аренду на основании подпункта 14 статьи 29.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка. Согласно данным КУМИ мэрии г. Ярославля, на земельном участке расположено два нежилых здания: ветеринарная клиника и магазин, при этом последний в собственности Рейсбих О.А. не находится.
Административный истец обратилась в районный суд с административным исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля о признании незаконным приказа председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля N 1000 от 29 апреля 2019 года, ссылаясь на недостоверные сведения ЕГРН, послужившие причиной необоснованного отказа.
Решением Кировского районного суда г. Ярославля от 23 мая 2019 года административное исковое заявление удовлетворено: приказ председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля N 1000 от 29 апреля 2019 года признан незаконным. Помимо этого, в абзаце 3 резолютивной части решения постановлено: "Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля повторно рассмотреть заявление Рейсбих О.А от 26 марта 2019 года о предоставлении земельного участка (без проведения торгов), в том числе, осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером N, направить проект указанного договора для подписания административному истцу".
Не согласившись с данным решением, административный ответчик Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля обжаловал указанное решение в апелляционном порядке в Ярославский областной суд.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 30 августа 2019 года решение суда было изменено: абзац 3 резолютивной части решения изложен в следующей редакции: "Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля повторно рассмотреть заявление Рейсбих Ольги Александровны от 26.03.2019 года о предоставлении земельного участка (без проведения торгов)". В остальной части решение Кировского районного суда г. Ярославля от 23 мая 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба (основная и дополнительная) административного ответчика без удовлетворения.
Рейсбих О.А, посредством своего представителя Лузиной Ю.В, обратилась в суд с кассационной жалобой на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 30 августа 2019 года, в которой ставит вопрос о его отмене, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 31 октября 2019 года кассационная жалоба представителя Рейсбих О.А. - Лузиной Ю.В. передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ) устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения.
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, согласно статье 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется уполномоченным органом, которым, в рассматриваемом деле, является Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля.
Полномочия данного органа по рассмотрению заявлений о предоставлении земельного участка установлены в части 5 вышеуказанной статьи Кодекса, согласно которой уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (часть 6 статьи 39.17 Кодекса).
Принятие вопроса по заявлению Рейсбих О.А. решается органами местного самоуправления в пределах их компетенции. Суд, в соответствии с закрепленным в статье 10 Конституции Российской Федерации принципом разделения властей, не вправе подменять органы местного самоуправления и предоставлять земельные участки в аренду.
Однако суд первой инстанции, не учитывая данного обстоятельства, принял решение о возложении обязанности на орган местного самоуправления осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 76:23:021907:1 и направить проект указанного договора для подписания административному истцу, что послужило основанием для изменения решения в этой части судом апелляционной инстанции.
Данный вывод суда апелляционной инстанции представляется правильным, основанным на нормах действующего законодательства и доводы жалобы его не опровергают.
Каких-либо нарушений прав административного истца указанным определением не усматривается, поскольку процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, регламентирована нормами земельного законодательства, и в случае несогласия с результатами рассмотрения заявления административного истца о предоставлении земельного участка, у Рейсбих О.А. имеется право обжалования действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
При вынесении оспариваемого определения судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда существенных нарушений, влекущих его отмену, не допущено, сомнений в его законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывает, а предусмотренные ст. 328 КАС РФ основания для его отмены отсутствуют.
руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 30 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного истца Рейсбих Ольги Александровны - Лузиной Ю.В. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.