Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Анатийчук О.М, Зюлина М.А, при секретаре Батищевой В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Каннер Ольги Ивановны на решение Тверского районного суда г. Москвы от 27 ноября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 18 апреля 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Каннер Ольги Ивановны к Федеральной налоговой службе России о признании решения незаконным (номер, присвоенный судом первой инстанции 2а-491/2018г.
Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М, объяснения представителя административного истца Картошкина Александра Евгеньевича, действующего по доверенности N 77АВ8213045, выданной 18 июня 2018 года сроком на три года, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия, установила:
Каннер О.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением в котором просила признать незаконным и отменить решение Федеральной налоговой службы от 22 июня 2018, которым отменено решение Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 15 сентября 2017 года.
В обоснование требований Каннер О.И. указала, что является собственником нежилых помещений, расположенных в здании по адресу: "адрес". Полагает, что в отношении данных объектов действуют специальные нормы исчисления налоговой базы налога на имущество, а именно способ ее определения пропорционально доле в общей площади здания на основании кадастровой стоимости здания, установленной постановлением уполномоченного органа. Однако при исчислении налога, налоговый орган руководствовался сведениями о кадастровой стоимости объекта налогообложения, указанной в Едином государственном реестре недвижимости. Управление федеральной налоговой службы России по городу Москве согласилось с доводами ее жалобы и отменило решение районной инспекции, неверно определившей налог, а Федеральная налоговая служба России отменила решение управления по городу Москве, признав правильным расчет налога районной инспекцией, с чем административный истец не согласна, по ее мнению, данное решение нарушает ее права.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 27 ноября 2018 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 18 апреля 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Каннер О.И. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, апелляционного определения и принятии нового решения об удовлетворении ее административного искового заявления. Полагает, что судами при принятии решений допущены нарушения норм материального права.
Определением судьи кассационного суда от 16 октября 2019 года жалоба передана на рассмотрение судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции.
В судебном заседании представитель административного истца Каннер О.И. - Картошкин А.Е. кассационную жалобу поддержал по доводам в ней изложенным.
Административный истец Каннер О.И, представитель административного ответчика федеральной налоговой службы России, будучи своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в суд кассационной инстанции не явились.
В силу части 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Из материалов дела следует, что Каннер О.И. является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами N и N, расположенных в здании по адресу: "адрес", общей площадью 7228, 9 кв.м, кадастровый номер здания N. В соответствии с уведомлением инспекции федеральной налоговой службы N 2 Российской Федерации по городу Москве N 151642199 от 03 ноября 2016 года произведен расчет налога на имущество физических лиц за 2015 год в отношении объектов N и N на сумму 3924335 рублей и на сумму 463905 рублей соответственно. Расчет налога производился исходя из кадастровой стоимости помещений, предоставленной управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса РФ.
Не согласившись с расчетом налога на имущество физических лиц за 2015 год, 30 мая 2017 года Каннер О.И. обратилась в вышестоящий налоговый орган с жалобой, в которой просила признать недействительным налоговое уведомление от 03 ноября 2016 и настаивала на том, что налог на имущество в отношении принадлежащих ей помещений подлежал исчислению пропорционально площади здания, в котором они расположены, исходя из утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве", стоимости всего здания.
Решением управления федеральной налоговой службы России по г. Москве от 15 сентября 2017 года, действия инспекции федеральной налоговой службы N 2 Российской Федерации по городу Москве от 03 ноября 2016 года по направлению налоговых уведомлений, признаны необоснованными.
Письмом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 22 июня 2018 года отменено решение управления федеральной налоговой службы России по г. Москве от15 сентября 2017 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной административному ответчику законом компетенции, основания для принятия подобного решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Оснований не согласиться с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии не имеется.
В силу части 1 статьи 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется п. 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и конкретизирующими его положения актами. Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Налогоплательщики, имеющие в собственности указанные в подпункте 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ объекты, для определения налоговой базы по налогу на имущество организаций должны использовать кадастровую стоимость в случае вступления в силу в субъекте Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу положений подпункта 3 пункта 12 и пункта 13 статьи 378.2 Налогового Кодекса РФ порядок налогообложения объектов недвижимого имущества, исходя из кадастровой стоимости, установленный статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, применяется в отношении собственников объектов недвижимого имущества.
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Указанное Постановление издано в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций".
Данное постановление применимо только в отношении организаций, для налогоплательщика, являющегося физическим лицом, включение здания, в котором физическому лицу принадлежат объекты недвижимости, носит уведомительный характер и на определение налоговой базы, не влияет.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового Кодекса РФ). Средства от уплаты данного налога зачисляются в доходы местных бюджетов и направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления.
На территории города Москвы вопросы налога на имущество физических лиц устанавливаются Законом г. Москвы от 19 ноября 2014 года N 51 "О налоге на имущество физических лиц".
Налог на имущество организаций в силу статьи 14 Налогового кодекса РФ является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 372 Налогового кодекса РФ).
Согласно статье 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) наряду с другим имуществом иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6).
Вопросы установления налога на имущество физических лиц, урегулированы главой 32 Налогового кодекса РФ, а в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 1 Налогового кодекса РФ законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются в соответствии с настоящим Кодексом.
При этом в названной главе Налогового кодекса РФ не содержится указаний на то, что положения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации предусматривающие особенности определения налоговой базы объектов недвижимого имущества, принадлежащих организациям, подлежат применению при определении налоговой базы объектов недвижимого имущества, принадлежащих физическим лицам.
Проанализировав приведенные выше положения Налогового Кодекса РФ и иных нормативных актов, регламентирующих взыскание налога с физических лиц, суды пришли к правильному выводу о том, что порядок установления налога, его исчисление, предоставление налоговых льгот для физических лиц и организаций различны и оснований определения налоговой базы для административного истца в отношении нежилых помещений, расположенных в здании, включенном в Перечень в соответствии с Постановлением Правительства, с учетом положений пункта 6 статьи 378.2. Налогового кодекса РФ у управления федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Москве не имелось, выводы судов о законности принятого федеральной налоговой службой России оспариваемого решения являются обоснованными.
Доводы кассационной жалобы административного истца сводятся к иному толкованию автором норм материального закона и не могут служить основанием для отмены решений судов.
Выводы судов соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального закона применены правильно, в связи с чем, у судебной коллегии не имеется оснований, предусмотренных частью 2 статьи 328 КАС РФ, для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения в кассационном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 27 ноября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 18 апреля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Каннер Ольги Ивановны без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.