Проект федерального закона N 79412-3
"О государственном регулировании оплаты труда и предпринимательского
дохода"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 4)
Глава II. Основные принципы и условия регулирования (ст.ст. 5 - 7)
оплаты труда работников и предпринимательского
дохода, направляемого на потребление
Глава III. Основные формы и методы государственного (ст.ст. 8 -11)
регулирования оплаты труда работников
Глава IV. Регулирование предпринимательского дохода, (ст.ст. 12-14)
используемого на потребление
Глава VI. Заключительные положения (ст.ст. 15-17)
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих при определении размеров оплаты труда работников и предпринимательского дохода, направляемого на потребление.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на всех работодателей, работников, представителей работодателей, представителей работников, а также на органы государственной власти Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Статья 2. Основные термины и понятия
Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины и понятия означают:
работник - физическое лицо, состоящее в трудовых отношениях с работодателем на основании трудового договора (контракта), иных актов и лично выполняющее определенную работу (трудовую функцию) с подчинением внутреннему трудовому распорядку;
работодатель - физическое либо юридическое лицо, иная организация, состоящая в трудовом отношении с работником на основании заключенного с ним трудового договора (контракта), иных актов;
представители работодателей - руководитель организации, другие должностные или ответственные лица либо коллегиальные органы управления организации, наделенные соответствующими полномочиями в порядке, установленном законодательством и учредительными документами организации, а также соответствующие объединения работодателей;
представители работников - профсоюзные организации, профессиональные союзы, объединения (ассоциации) профессиональных союзов, их органы в соответствии с их уставами (положениями), а при их отсутствии - иные предусмотренные законодательством и уполномоченные работниками органы;
заработная плата - стоимостное возмещение работнику затрат его труда за работу, лично выполненную им по трудовому договору (контракту), которое работодатель обязан выплатить в соответствии с количеством и качеством труда в заранее определенных размерах и в установленные сроки в денежной либо в иной форме, предусмотренной федеральным законом. Заработная плата является основным источником средств для удовлетворения потребностей работника и членов его семьи;
минимальный размер оплаты труда - гарантируемая государством нижняя граница размера оплаты (цены) труда работника, занятого неквалифицированным трудом в нормальных условиях, устанавливаемая исходя из величины потребительского бюджета (прожиточного минимума);
государственные социальные нормативы размеров оплаты труда - расчетные величины для установления государственных гарантий оплаты труда, отражающие достигаемый уровень удовлетворения потребности работника и членов его семьи (физиологический, социальный и рациональный) в зависимости от ассортимента и норм потребления товаров и услуг, включаемых в потребительскую корзину;
тарифная ставка (оклад) - выраженная в денежной форме сумма оплаты труда, гарантируемая работнику при выполнении им норм труда (работ, услуг) или должностных обязанностей определенной сложности в течение установленной законодательством нормальной продолжительности рабочего времени;
тарифная сетка - совокупность применяемых в отрасли, организации тарифных ставок (окладов), установленных в соответствии с квалификационными разрядами рабочих и квалификационными категориями служащих, специалистов, руководителей, и ранжированных по сложности трудовых функций с помощью тарифных коэффициентов;
тарифный заработок - основная часть заработной платы, включающая в себя тарифную ставку (должностной оклад) работника и имеющие регулярный характер компенсационные надбавки и доплаты, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, а также коллективными договорами, соглашениями за условия и режимы труда, отклоняющиеся от нормальных.
Выплата тарифного заработка не может быть связана с возложением на работника каких-либо дополнительных функций и обязанностей сверх тех, которые были определены условиями трудового договора (контракта);
предпринимательский доход, используемый на потребление - часть прибыли, остающаяся в распоряжении работодателя (собственника) после уплаты налогов, обязательных платежей, расходов на инвестиции, содержание социальной инфраструктуры организации.
Статья 3. Цели настоящего Федерального закона
Целями настоящего Федерального закона являются:
1) превращение заработной платы в надежный источник средств, обеспечивающих достойное существование работника и членов его семьи, воспроизводство рабочей силы, повышение платежеспособного спроса населения;
2) поэтапное повышение минимального размера оплаты труда до стоимости потребительской корзины трудоспособного населения, ориентированной на рациональный ассортимент и нормы потребления;
3) установление государственных гарантий оплаты труда работников (гарантированного размера оплаты труда) на основе государственных социальных нормативов размеров оплаты труда и закрепления справедливых условий распределения доходов в коллективных договорах, соглашениях и в трудовых договорах (контрактах);
4) определение порядка участия работодателей и работников в распределении и использовании валового дохода, имея в виду повышение доли оплаты труда в ВВП до 60-70%, с целью установления рациональных соотношений между минимальной (1), средней (3-4) и максимальной (6-10) заработной платой, а также устранение диспропорций в соотношениях между заработной платой работника и предпринимательским доходом, направляемым на потребление;
5) приведение дифференциации уровней оплаты труда, отражающих сложность, условия и результаты труда, в соответствие с социальными и экономическими требованиями;
6) установление порядка взаимодействия и ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей и их объединений, профессиональных союзов, их объединений и других представителей работников в определении условий и регулировании размеров оплаты труда;
7) поэтапное сокращение разрыва в размерах оплаты труда и установление единой сбалансированной системы оплаты труда работников в бюджетной и внебюджетной сферах.
Статья 4. Регулирование оплаты труда работников и предпринимательского дохода
1. Регулирование оплаты труда и предпринимательского дохода, направляемого на потребление, в Российской Федерации осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, Кодекса законов о труде Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов иных федеральных органов исполнительной власти.
В случае противоречий между нормами настоящего Федерального закона и иными законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами иных федеральных органов исполнительной власти, содержащими нормы о регулировании оплаты труда и предпринимательского дохода, применению подлежат нормы настоящего Федерального закона.
2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации и федеральными законами в субъектах Российской Федерации, в пределах их ведения, могут приниматься законы субъектов Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о регулировании оплаты труда и предпринимательского дохода.
Законы субъектов Российской Федерации по регулированию оплаты труда и предпринимательского дохода не могут ухудшать положение работников в сравнении с положениями настоящего Федерального закона.
3. Органы местного самоуправления вправе, в пределах своей компетенции, принимать нормативные правовые акты о регулировании оплаты труда и предпринимательского дохода на основе и в соответствии с законодательством.
4. В соответствии с законодательством регулирование оплаты труда и предпринимательского дохода осуществляется также на договорной основе: путем заключения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, а также трудовых договоров (контрактов).
Коллективные договоры, соглашения, а также трудовые договоры (контракты) не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, предусмотренный настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
5. Работодатель, в пределах своей компетенции и с участием в установленном законом порядке работников и их представителей, вправе принимать правовые (локальные) акты о регулировании оплаты труда и предпринимательского дохода на основе и в соответствии с законодательством.
Локальные правовые акты, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, являются недействительными. В таких случаях применяются нормы законов, иных нормативных правовых актов о регулировании оплаты труда и предпринимательского дохода.
6. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила регулирования оплаты труда и предпринимательского дохода, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, применяются правила международного договора, если установленные им правила более благоприятны для работников.
Глава II. Основные принципы и условия регулирования оплаты труда
работников и предпринимательского дохода, направляемого на потребление
Статья 5. Принципы регулирования оплаты труда работников и предпринимательского дохода, направляемого на потребление
1. Регулирование оплаты труда работников и предпринимательского дохода, направляемого на потребление, осуществляется на основе сочетания нормативно-правового и договорно-правового принципов.
2. Установленные настоящим Федеральным законом минимальные гарантии и условия оплаты труда работников применяются независимо от экономических результатов деятельности организации (предпринимателя).
3. Обеспечение установленных гарантий и условий роста уровня оплаты труда в бюджетной сфере является приоритетным при распределении бюджетных средств по статьям расходов на каждый очередной год.
Статья 6. Государственные социальные нормативы размеров оплаты труда
1. В Российской Федерации устанавливаются государственные социальные нормативы размеров оплаты труда трех уровней:
размер оплаты труда, обеспечивающий удовлетворение потребностей работника, занятого простым неквалифицированным трудом в нормальных условиях, на уровне прожиточного (физиологического) минимума - минимальный размер оплаты труда (первый уровень);
размер оплаты труда, обеспечивающий удовлетворение потребностей работника и его расходы на содержание одного члена семьи (иждивенца, ребенка) на уровне социального бюджета, в основу которого закладывается потребительская корзина с расширенным ассортиментом и нормами потребления товаров и услуг (второй уровень);
размер оплата труда, обеспечивающий душевое потребление семьи работника на уровне рациональных норм (третий уровень).
2. Правительство Российской Федерации утверждает состав и нормы потребления товаров и услуг потребительской корзины для каждого государственного социального норматива размеров оплаты труда после предварительного их согласования в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мониторинг стоимости жизни в регионе для осуществления мер по сохранению покупательной способности заработной платы.
Статья 7. Условия регулирования размеров оплаты труда работников и предпринимательского дохода, направляемого на потребление
1. Основанием для регулирования размеров оплаты труда работников и предпринимательского дохода, направляемого на потребление, является степень соответствия размеров оплаты труда одному из государственных социальных нормативов размеров оплаты труда.
2. В бюджетной сфере размер тарифной ставки неквалифицированного рабочего в течение двух лет с момента введения настоящего Федерального закона доводится до государственного социального норматива размеров оплаты труда первого уровня (при опережающем выходе на этот уровень оплаты труда в просвещении, здравоохранении и культуре).
3. Тарифный заработок работников бюджетной сферы индексируется в соответствии с законодательством. По тарифным ставкам, размер которых не достигает прожиточного минимума, повышение цен и тарифов компенсируется по абсолютной величине прироста стоимости потребительской корзины.
4. Во внебюджетной сфере несоответствие уровня заработной платы одному из государственных социальных нормативов размеров оплаты труда является основанием для регулирования предпринимательского дохода, направляемого на потребление.
5. Для внебюджетной сферы государственный социальный норматив размеров оплаты труда первого уровня применяется в качестве гарантированной минимальной заработной платы с момента введения настоящего Федерального закона. В случае, если работодатель не реализует данную норму (при убыточности производства), разница между заработной платой работников и государственным социальным нормативом размеров оплаты труда первого уровня фиксируется как задолженность по заработной плате. Для этой группы работодателей вводится ограничение по размеру заработной платы руководителей и ведущих специалистов менеджерского состава, которая не может превышать среднюю фактическую заработную плату промышленно-производственного персонала более чем в 3 раза.
6. В случае, если минимальная заработная плата в организации равна или выше государственного социального норматива размеров оплаты труда второго уровня, а средняя заработная плата находится в интервале между государственными социальными нормативами размеров оплаты труда первого и второго уровня, вводятся следующие ограничения:
часть чистой прибыли, предназначенная для потребления, распределяется между коллективом работников и работодателем (собственником) в пропорции, устанавливаемой коллективным договором, соглашением. Допустимый разрыв между средней заработной платой промышленно-производственного персонала и заработной платой руководителей и ведущих специалистов менеджерского состава ограничивается шестикратным размером.
7. Для организаций, в которых минимальные ставки (оклады) работников превышают государственный социальный норматив размеров оплаты труда второго уровня, ограничения не применяются.
8. Гарантированный минимум тарифного заработка во вновь создаваемых организациях устанавливается не ниже государственного социального норматива размеров оплаты труда второго уровня, а, если они создаются с участием капитала нерезидентов - не ниже государственного социального норматива размеров оплаты труда третьего уровня.
Глава III. Основные формы и методы государственного регулирования оплаты
труда работников
Статья 8. Полномочия федеральных органов государственной власти по регулированию оплаты труда работников
1. Федеральные органы государственной власти с учетом предварительного обсуждения с представителями общероссийских объединений работодателей и общероссийских объединений профсоюзов в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений:
1) в соответствии с Конституцией Российской Федерации разрабатывают правовую и нормативную основу формирования социально справедливых структуры, уровня и соотношений размеров заработной платы во внебюджетном секторе экономики;
2) устанавливают основания, порядок определения размера и периодичность пересмотра величины минимального размера оплаты труда;
3) устанавливают Единую тарифную сетку по оплате труда работников организаций бюджетной сферы (ETC), размер тарифной ставки (оклада) 1 разряда ETC, диапазон тарифных коэффициентов, порядок определения надбавок и доплат для отдельных категорий работников в различных отраслях бюджетного финансирования;
4) обеспечивают учет затрат на повышение тарифной ставки 1 разряда ETC до государственного норматива оплаты труда первого уровня при формировании федерального бюджета;
5) при формировании расходных статей федерального бюджета учитывают необходимость выделения целевых трансфертов на увеличение заработной платы в организациях, финансируемых из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
6) совершенствуют законодательную базу и практику функционирования системы социального партнерства в части соответствия меры количества и качества труда уровню его оплаты;
7) осуществляют налоговую политику, обеспечивающую установление социально обоснованных соотношений между заработной платой работников и предпринимательским доходом, направляемым на потребление;
8) утверждают на основе прогнозируемых темпов инфляции периодичность и порядок индексации заработной платы;
9) разрабатывают и осуществляют согласованную с доходами населения кредитно-денежную и таможенную политику, обеспечивающую формирование рациональной структуры валового внутреннего продукта;
10) в целях повышения покупательной способности заработной платы проводят согласованную с органами власти субъектов Российской Федерации государственную политику регулирования цен на социально значимые товары народного потребления (услуги), входящие в состав потребительской корзины;
11) устанавливают перечень территорий с экстремальными и неблагоприятными природно-климатическими условиями, в которых вводятся соответствующие компенсационные доплаты и надбавки к заработной плате;
12) устанавливают основные требования к организации тарифного нормирования на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Квалификационного справочника должностей служащих, специалистов и руководителей;
13) организуют разработку межотраслевых, отраслевых, типовых нормативов в качестве справочников и эталонов для установления работодателями локальных норм трудовых затрат, способствующих эффективному использованию рабочего времени, росту производительности труда и усилению защиты работника от произвола работодателя в трудовой сфере;
14) устанавливают перечень работ и производств с неблагоприятными условиями труда (опасные, тяжелые, вредные, особо опасные, особо тяжелые, особо вредные);
15) утверждают нормативы формирования размеров заработной платы руководителей государственных (унитарных) предприятий и акционерных обществ с государственным участием;
16) устанавливают для всех работающих или для отдельных категорий работников нижний предел гарантируемых компенсационных доплат, надбавок, иных дополнительных выплат к заработной плате, а также порядок и условия сохранения в определенных случаях за работниками тарифной ставки (средней заработной платы) за неотработанное время (при отклонении режимов и условий труда от нормальных, сверхурочную работу, работу в ночное время, в праздничные дни, за простои не по вине работника, при остановке производства из-за несоответствия нормативным требованиям по охране труда, определении размера выходного пособия при высвобождении работника по сокращению штатов и другие).
2. Уровень денежного содержания руководителей федеральных органов государственной исполнительной власти устанавливается федеральным законом одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной год и не может превышать прожиточный минимум для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации более, чем в десять раз.
Статья 9. Полномочия субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по регулированию оплаты труда работников
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с учетом территориальных особенностей, ситуации на региональном рынке труда и предварительного обсуждения с представителями соответствующих объединений работодателей и объединений профсоюзов:
1) устанавливают размер минимальной заработной платы (тарифной ставки) в регионе с учетом стоимости жизни;
2) устанавливают за счет собственных средств дополнительные, по сравнению с установленными федеральным законодательством, гарантии по оплате труда работников;
3) принимают меры по устранению сложившихся диспропорций в размерах оплаты труда в конкретном регионе;
4) определяют и устанавливают законом субъекта Российской Федерации уровень денежного содержания руководителей органов государственной исполнительной власти субъекта Российской Федерации в размерах не выше 10-ти прожиточных минимумов для трудоспособного населения в целом по субъекту Российской Федерации.
Статья 10. Договорное регулирование оплаты труда работников на отраслевом уровне
Договорное регулирование оплаты труда работников на отраслевом уровне осуществляется в соответствии с законодательством на основе отраслевых тарифных соглашений, в которых с этой целью предусматриваются:
1) перечни профессий и должностей работников, имеющих право с учетом специфики производства и видов работ получать компенсационные тарифные надбавки и доплаты за тяжелые, особо тяжелые, вредные и особо вредные условия труда;
2) меры, обеспечивающие долю тарифного заработка не ниже 70% в общей сумме начисленной работнику заработной платы;
3) рекомендации работодателям по установлению доли средств на оплату труда в добавленной стоимости (себестоимости);
4) гарантии по индексации заработной платы и компенсационных выплат в условиях инфляции;
5) перечень отраслевых (межотраслевых) нормативных материалов по тарифному и техническому нормированию труда, рекомендуемых для применения работодателями в качестве эталона;
6) размеры гарантированных ставок заработной платы по категориям работников в отраслевых соглашениях на региональном уровне.
Статья 11. Договорное регулирование оплаты труда работников в организации
1. Договорное регулирование оплаты труда работников в организации осуществляется в соответствии с законодательством, отраслевыми и иными соглашениями на основе коллективного договора, в котором с этой целью предусматриваются:
1) формы, виды и системы оплаты труда, включая тарифные сетки, их межразрядные коэффициенты и диапазоны;
2) размеры и условия выплаты компенсационных доплат и надбавок за условия и режимы труда, отклоняющиеся от нормальных (по результатам аттестации рабочих мест и производственной среды);
3) порядок введения и пересмотра норм труда в случае изменения техники, технологии и организации труда;
4) порядок и условия участия работников в прибыли организации.
2. Договорное регулирование оплаты труда работников в организации может осуществляться на основе трудовых договоров (контрактов). Трудовые договоры (контракты) не должны содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, предусмотренный законодательством, коллективным договором, отраслевым и иными соглашениями.
Глава IV. Регулирование предпринимательского дохода, используемого на
потребление
Статья 12. Ограничения по использованию предпринимательского дохода, направляемого на потребление
Использование части чистой прибыли (после уплаты налогов и обязательных платежей) внебюджетных организаций на потребление ограничивается в зависимости от соответствия уровня заработной платы работников государственным социальным нормативам размеров оплаты труда.
Статья 13. Регулирование предпринимательского дохода, направляемого на потребление, методами налоговой политики
В целях обеспечения рациональных пропорций между размером оплаты труда работников и предпринимательским доходом, используемым на потребление, при налогообложении учитывается наличие (отсутствие) объектов социальной инфраструктуры, содержащихся за счет средств работодателя.
Статья 14. Участие работников в распределении предпринимательского дохода
Работодатель (собственник) при распределении дохода вправе расширить масштабы наделения работников акциями организации и их участия в прибылях.
Глава VI. Заключительные положения
Статья 15. Контроль за соблюдением положений настоящего Федерального закона
1. Государственный контроль за соблюдением положений настоящего Федерального закона осуществляется Министерством труда и социального развития Российской Федерации, органами по труду субъектов Российской Федерации.
Государственный контроль за соблюдением положений пунктов 5 и 6 статьи 7 и статьи 13 осуществляется службами налоговой инспекции.
2 Общественный контроль за соблюдением положений настоящего Федерального закона осуществляется органами профессиональных союзов и их объединений.
3. Должностные лица, допустившие нарушения положений настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 16. Внесение изменений в действующее законодательство
1. В связи с принятием настоящего Федерального закона действующие нормативно-правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
2. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Статья 17. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 года.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.