Судья Приморского краевого суда Кубатова О.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника ФГАОУ ВО "ДВФУ" Лазаренко И.В. на постановление судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 12 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Дальневосточный федеральный университет", установила:
постановлением судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 12 ноября 2019 года ФГАОУ ВО "Дальневосточный федеральный университет" (далее ФГАОУ ВО "ДВФУ") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 75000 рублей.
В жалобе защитника ФГАОУ ВО "ДВФУ" Лазаренко И.В. ставится вопрос об отмене постановления судьи, как незаконного.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, заслушав объяснения защитника ФГАОУ ВО "ДВФУ" Лазаренко И.В, считаю, что оснований для отмены постановления судьи не имеется.
Ответственность по части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно примечанию к статье 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04 мая 2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В соответствии со статьей 3 ФЗ N 99-ФЗ от 04 мая 2011 года лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
Частью 11 статьи 19 ФЗ N 99-ФЗ от 04 мая 2011 года установлено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
В соответствии с частью 10 статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации" профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 года N 966, (далее - Положение) необходимо условие по наличию у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Закона N 273-ФЗ.
В силу пункта 9 Положения к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "в" и "и" пункта 6 данного Положения.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 12-00 часов по адресу нахождения филиала ФГАОУ ВО "ДВФУ" в г. Уссурийске (Школы педагогики): "адрес", в ходе плановой выездной проверки, проводившейся на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 09 сентября 2019 года N 1276 "О проведении плановой выездной проверки федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Дальневосточный федеральный университет" в части филиала федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Дальневосточный федеральный университет" в г. Уссурийске (Школы педагогики)" проводился контроль за соблюдением лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности в филиале ФГАОУ ВО "ДВФУ" в г. Уссурийске (Школе педагогики).
В ходе данной проверки выявлены нарушения лицензиатом лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, установленные Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года N 966: в филиале отсутствуют специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в частности отсутствуют: вывеска с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля; схема помещений, с указанием их функционала, адаптированная для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; схема эвакуации возле входной группы, адаптированная для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; информационные таблички с указанием направления движения и объектов внутри здания, адаптированные для лиц с нарушением зрения; входные двери, имеющие фиксаторы (доводчик), обеспечивающие задержку автоматического закрытия двери в положениях "открыто" и "закрыто", продолжительностью не менее 5 секунд; тактильная разметка, включая непрерывные по ходу движения лиц с нарушением зрения напольные визуально-тактильные ленты; туалетная комната, оборудованная для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов: расширенные дверные проемы, унитаз, опорные поручни возле унитаза, водопроводный кран (смеситель) с рычажной рукояткой, кнопка вызова помощи (звонок в дежурную комнату), аварийное освещение, травмобезопасные крючки для одежды и костылей; аудитория, оборудованная для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов: расширенные дверные проемы, место, отведенное для инвалида с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Принимая решение о привлечении ФГАОУ ВО "ДВФУ" к административной ответственности, судья обоснованно исходил из того, что факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами, оцененными судьей в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 09 сентября 2019 года N 1276 "О проведении плановой выездной проверки"; выпиской из ЕГРЮЛ ФГАОУ ВО "ДВФУ"; Уставом; Положением о филиале ФГАОУ ВО "ДВФУ" в г. Уссурийске (Школе педагогики); Лицензией N от 01 июля 2016 года; актом проверки N от 27 сентября 2019 года; протоколом об административном правонарушении от 27 сентября 2019 года и иными материалами дела.
Довод жалобы о допущенных процессуальных нарушениях при составлении протокола об административном правонарушении, выразившихся в ненадлежащем извещении законного представителя ФГАОУ ВО "ДВФУ" о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, несостоятелен в силу следующего.
Статья 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении.
Системный анализ положений статей 25.4 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Согласно статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они не обладают самостоятельным правовым статусом, отделенным от правового статуса создавшего их юридического лица. Правоспособность филиала и представительства производна от правоспособности юридического лица, ее пределы определяются в соответствии с законом самим юридическим лицом в положении о филиале или представительстве, на основании которого последние и действуют. Соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п.
Следовательно, руководитель филиала юридического лица может участвовать в составлении протокола об административном правонарушении при наличии у него соответствующих полномочий, выраженных в положении о филиале (представительстве) и доверенности, выданной ему юридическим лицом.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность в адреса ФГАОУ ВО "ДВФУ" и филиала ФГАОУ ВО "ДВФУ" в г. Уссурийске (Школы педагогики) направлено уведомление о проведении в период с 24 сентября 2019 года по 27 сентября 2019 года плановой выездной проверки ФГАОУ ВО "ДВФУ" в части филиала в г.Уссурийске (Школа педагогики).
25 сентября 2019 года ФГАОУ ВО "ДВФУ" в лице врио ректора Шушина А.Н. выдало доверенность N12-10-491, которой уполномочил директора филиала ФГАОУ ВО "ДВФУ" в г. Уссурийске (Школы педагогики) Мартыненко О.О. представлять интересы ДВФУ в рамках проведения на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 09 сентября 2019 года N 1276, плановой выездной проверки в отношении ДВФУ в части филиала ФГАОУ ВО "ДВФУ" в г. Уссурийске (Школы педагогики) с правом совершения следующих действий: знакомится с актом проверки, расписываться в акте проверки и протоколе и т.д.
Согласно акту проверки N от 27 сентября 2019 года, проверка проводилась с 25 сентября 2019 года по 27 сентября 2019 года и по окончанию проверки 27 сентября 2019 года составлен протокол об административном правонарушении с участием представителя юридического лица -директора филиала ФГАОУ ВО "ДВФУ" в г. Уссурийске (Школы педагогики) Мартыненко О.О, представляющей интересы ФГАОУ ВО "ДВФУ" на основании доверенностей от 09 июля 2019 года и 25 сентября 2019 года N.
При таких обстоятельствах у судьи не вызывает сомнения то обстоятельство, что ФГАОУ ВО "ДВФУ" уполномочило Мартыненко О.О. представлять интересы юридического лица при составлении протокола об административном правонарушении в отношении ФГАОУ ВО "ДВФУ".
Таким образом, право юридического лица на защиту при производстве по настоящему делу не нарушено.
Указание в жалобе на то, что в материалах дела отсутствуют сведения о направлении ФГАОУ ВО "ДВФУ" копии протокола об административном правонарушении, отклоняется, поскольку копия протокола об административном правонарушении от 27 сентября 2019 года получена в тот же день директором филиала ФГАОУ ВО "ДВФУ" в г. Уссурийске (Школе педагогики) Мартыненко О.О, представляющей интересы ФГАОУ ВО "ДВФУ" на основании вышеуказанных доверенностей.
Административное наказание ФГАОУ ВО "ДВФУ" назначено с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, менее минимального размера, установленного санкцией части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процессуальных норм, которые могли бы повлечь отмену постановления, допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований к отмене постановления судьи не имеется.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решила:
постановление судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 12 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Дальневосточный федеральный университет" оставить без изменения, жалобу защитника ФГАОУ ВО "ДВФУ" Лазаренко И.В. - без удовлетворения.
Судья Кубатова О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.