Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф, судей Хакимовой О.В, Кудряшова В.К, при секретаре Татариновой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дубинина Н.В. к Департаменту по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу (Приволжскнедра) о признании незаконным и отмене приказа, по апелляционной жалобе Дубинина Н.В. на решение Оренбургского районного суда г. Оренбурга от 4 сентября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Хакимовой О.В, представителя административного истца Дубинина Н.В. - Ивенину О.А, представителя ПАО АНК "Башнефть" Антипина А.В, судебная коллегия
установила:
Дубинин Н.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить приказ Департамента по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу (Приволжскнедра) от 24 апреля 2019 года N 153 "Об изъятии земельного участка для государственный нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя", а также обязать Департамент по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу (Приволжскнедра) в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу, издать приказ об отмене приказа от 24 апреля 2019 года N 153 "Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации, с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя".
В обоснование административного иска указал, что в его собственности находится земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 1 162 000 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, местоположение участка: (адрес), (адрес), земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала N (право собственности зарегистрировано 22 апреля 2010 года, запись регистрации N).
Департаментом по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу (Приволжскнедра) 24 апреля 2019 года на основании ходатайства Публичного акционерного общества Акционерная нефтяная компания "Башнефть" (далее по тексту ПАО АК "Башнефть") издал оспариваемый им приказ, согласно которому утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по образованию земельного участка с условным номером N, площадью 9 579 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером N, принадлежащего истцу, и принято решение об его изъятии. Считает, что приказ нарушает его права и законные интересы, как собственника земельного участка, поскольку под государственными или муниципальными нуждами могут пониматься потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно-полезных целей), но является невозможным без изъятия имущества, принадлежащего частному субъекту, то соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредовано служит интересам общества. Полагает, что доказательства изъятия земельного участка для обеспечения государственных и муниципальных нужд отсутствуют.
При решении вопроса об изъятии земельных участков департаментом не было установлено условие исключительности случая, не позволяющее обществу, обратившемуся с соответствующим ходатайством, пользоваться спорным земельным участком а ином правовом основании (купля-продажа, аренда, сервитут); схема расположения земельного участка, приложенная к ходатайству об изъятии, не могла быть утверждена по основаниям, указанным в Земельном кодексе Российской Федерации. Департаментом нарушены требования части 10 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку не обеспечено опубликование решения об изъятии (за исключением приложения к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района) в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию; значительная часть изымаемого участка непосредственно не задействована при разработке месторождения, на нем расположена подъездная дорога, по которой общество осуществляет подъезд к скважинам; отсутствует государственная нужда в изъятии земельного участка, изымаемого не в государственную собственность, а в частную собственность общества. Деятельность общества как недропользователя лишь опосредовано служит интересам общества, направлено на извлечение прибыли прежде всего самим обществом. Разрабатываемое Дачно-Репинское месторождение не является единственным и уникальным.
Решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 4 сентября 2019 года в удовлетворении требований административного иска отказано.
С решением суда Дубинин Н.В. не согласился и в апелляционной жалобе просит его отменить, требования административного иска удовлетворить. Указывает, что решение противоречит нормам действующего земельного законодательства, не соглашается с выводом суда о том, что оснований для отказа ПАО АНК "Башнефть" в принятии решения об изъятии земельных участков у департамента отсутствовали. Судом первой инстанции, по мнению заявителя апелляционной жалобы, не дана правовая оценка всем доводам административного иска. При изъятии земельных участков не были соблюдены все условия, установленные ст.49 Земельного кодекса Российской Федерации, не было установлено исключительности случая, не позволяющее обществу пользоваться земельном участком на ином правовом основании. Утвержденная схема расположения земельного участка не соответствует требованиям ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Департамент по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу (Приволжскнедра) и ПАО АНК "Башнефть" на апелляционную жалобу представили письменные возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, представитель административного истца Дубинина Н.В. - Ивенина О.А, поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель ПАО АНК "Башнефть" Антипин А.В, полагая решение законным и обоснованным, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель Департамента по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу (Приволжскнедра) надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился. Судебная коллегия вынесла определение о рассмотрении апелляционной жалобы в отсу3тствие представителя административного ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения.
Из материалов дела следует и судом установлено, что в собственности Дубинина Н.В. находился земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 1 162 000 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, местоположение участка: (адрес), (адрес), земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала N. Право собственности Дубинина Н.В. зарегистрировано 22 апреля 2010 года, запись регистрации N.
Департаментом по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу (Приволжскнедра) 24 апреля 2019 года на основании ходатайства ПАО АНК "Башнефть" издан приказ N 153 "Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя", согласно которому утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по образованию земельного участка с условным номером N площадью 9 579 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером N, принадлежащего истцу.
Отказывая административному истцу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ПАО АНК "Башнефть" является пользователем недр на основании лицензии, на спорном земельном участке находится принадлежащая недропользователю скважина, поэтому общество в соответствии с пп.3 п. 1 ст. 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации подпадает под категорию лиц, которые имеют право обратиться с ходатайством об изъятии земельных участков, что является достаточным основанием для удовлетворения такого ходатайства. Оспариваемый административным истцом приказ издан уполномоченным органом в соответствии с установленным законодательством порядком его издания, при наличии обстоятельств, которые необходимы для принятия решения об изъятии земельного участка, при этом обстоятельства, установленные п. 7 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, при наличии которых решение об изъятии не может быть принято, у департамента отсутствовали.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и применимому к спорным правоотношениям законодательству.
Согласно ст. 7 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Статьей 25.1 Закона о недрах предусмотрено, что земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и данным Законом.
В соответствии с п.2 чт.235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, оно производится в частности для государственных и муниципальных нужд.
В силу п. 1 ст.279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: 1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; 2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; 3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком (п.2 ст. 279 ГК РФ).
Статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:
1) выполнением международных договоров Российской Федерации;
2) строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов;
3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.2 Закона Российской Федерации "О недрах", прекращение прав граждан и юридических лиц на земельные участки и водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется в соответствии с гражданским, земельным, водным законодательством и настоящим Законом.
Допускается осуществлять изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, в том числе лесных участков, если такие земельные участки необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, установлен ст. 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации, где предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется на основании решений, в том числе, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения).
При этом, согласно п. п. 3 п. 2 ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации, принятие решения об изъятии земельных участков для государственных нужд или муниципальных нужд может быть обоснованно лицензией на пользование недрами, в том числе осуществляемых за счет недропользователя.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - ходатайство об изъятии), с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные ст. 56.2 настоящего Кодекса, вправе обратиться организации: уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, заключенными с органами государственной власти или органами местного самоуправления договорами или соглашениями либо имеющие разрешения (лицензии) осуществлять деятельность, для обеспечения которой в соответствии со ст. 49 настоящего Кодекса осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 4 ст. 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, в ходатайстве об изъятии должна быть указана цель изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
При этом ч. 2 ст. 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд в соответствии с п. 1 ст. 54.4 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации N 442 от 6 мая 2015 г.; к ним отнесены, в частности, организации, являющиеся недропользователями на основании выданной федеральным органом исполнительной власти лицензии, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе, осуществляемых за счет средств недропользователей.
ПАО АНК "Башнефть" владеет лицензией на право пользования N (дата государственной регистрации (дата)), является недропользователем и относится к организациям, имеющим право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков.
На основании лицензии, в целях осуществления освоения и разработки Дачно-Репинского нефтяного месторождения ПАО АНК "Башнефть" эксплуатирует объекты нефтедобычи и иные вспомогательные, для целей нефтедобычи, производственные объекты на территории Октябрьского, Переволоцкого и Сакмарского районов Оренбургской области.
Часть производственных объектов нефтедобычи располагается, в том числе на земельном участке с кадастровым номером N площадью 1 162 000 кв.м, принадлежащем Дубинину Н.В. Объекты нефтедобычи Дачно-Репинского нефтяного месторождения, находящиеся на земельном участке Дубинина Н.В, располагаются в границах горного отвода Дачно-Репинского месторождения.
Между Дубининым Н.В. и ПАО АНК "Башнефть" заключен договор аренды земельного участка N от 25 декабря 2015 года, на аренду части земельного с кадастровым номером N, находящегося по адресу: (адрес), (адрес), земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала N, общей площадью 16 070 кв.м, для размещения объектов нефтедобычи Дачно-Репинского нефтяного месторождения, в том числе под размещение опор линии электропередач, промывочных стояков на подземных коммуникациях, автодорогами между скважинами и скважины.
На земельном участке Дубинина Н.В. расположены следующие объекты ПАО АНК "Башнефть":
- площадка скважины N ДРП Дачно-репинского месторождения (инв. N) с подъездной автодорогой (свидетельство о государственной регистрации права 56-АВ N);
- площадка скважины N Дачно-репинского месторождения (инв. N) с подъездной автодорогой (свидетельство о государственной регистрации права 56-АВ N);
- линии электропередач ВЛ-10 Кв для электроснабжения с (адрес) (далее ВЛ);
- линии электропередач ВЛ-10 Кв. для электроснабжения с (адрес) (далее ВЛ).
Наличие скважин, подъездных автодорог и ВЛ предусмотрены проектом обустройства Дачно-Репинского месторождения.
Основания для отказа ПАО АНК "Башнефть" в принятии решении об изъятии земельных участков у административного ответчика отсутствовали.
Судебная коллегия признает правильным вывод суда о том, что изъятие земельного участка в целях добычи нефти осуществлено в рамках государственного регулирования в области добычи и использования нефти, а, следовательно, соответствует публичным (государственным) интересам (нуждам); действующее законодательство предоставляет право владельцам лицензии на пользование недрами ходатайствовать об изъятии земельного участка, статус пользователя недрами и наличие лицензии является достаточным основанием для удовлетворения такого ходатайства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административный ответчик должен был отказать в удовлетворении ходатайства, поскольку схема расположения земельного участка не могла быть утверждена по основаниям, указанным в пп.3 п.16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, - разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам, не может стать основанием для отмены решения суда и удовлетворения заявленных административным истцом требований. Действительно, согласно п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушению требований, установленных данным Кодексом, другими федеральными законами. Дубининым Н.В. не представлено доказательств, что образованный земельный участок нарушает его права, поскольку как до изъятия земельного участка, так и после него фактическое использование земельного участка в сельскохозяйственных целях в остальной (неизымаемой части) не меняется, изъятие земель не может повлиять на рациональность и охрану земель..
Как установлено судом местоположение границ образуемого и изымаемого земельного участка определена исходя из фактических границ используемого ПАО АНК "Башнефть" земельного участка, учитывая, что на нем расположены скважины, а это недвижимое сооружение, с подъездными дорогами, ВЛ, которые принадлежат ПАО АНК "Башнефть" и эксплуатируются обществом на основании лицензии, а, следовательно, Дубинин Н.В. пользоваться этим земельным участком не может и не мог. То обстоятельство, что изъятый земельный участок имеет неровные контуры, само по себе права и законные интересы административного истца не нарушает.
Суд первой инстанции правомерно учел, что скважины N, N с подъездными дорогами, а также необходимые для эксплуатации скважин ВЛ, были построены до приобретения Дубининым Н.В. земельного участка в собственность (скважина N построена (дата), скважина N построена (дата)).
Доводы апелляционной жалобы о том, что при изъятии земельных участков не были соблюдены все условия, установленные ст.49 Земельного кодекса Российской Федерации, не было установлено исключительности случая, не позволяющее обществу пользоваться земельном участком на ином правовом основании были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованы отклонены, поскольку ч. 3 ст. 49 устанавливает, что основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд могут устанавливаться федеральными законами. Таким законом суд обоснованно признал Федеральный закон "О недрах", где предусмотрено как основание прекращение прав граждан и юридических лиц на земельные участки и водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Доводы Дубинина Н.В. о том, что отсутствуют доказательства того, что земельный участок изъят для обеспечения государственных и муниципальных нужд ошибочны. Под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности. Добыча полезных ископаемых направлена на достижение общественно полезных интересов, а не только интересов ПАО АНК "Башнефть". Организация недропользования, как правомерно указал административный ответчик, - это обязанность государства, которая выражается в необходимости обеспечения использования недр. И эта организация, в том числе, реализуется через процедуру предоставления недр в пользование.
Доводы апелляционной жалобы не содержат в себе обстоятельств и оснований для отмены судебного акта. Предусмотренные ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основания для отмены решения суда в апелляционном порядке по административному делу судебной коллегией не установлены.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 4 сентября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Дубинина Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.