Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Потапченко И.Н, судей Гришина С.В. и Шендрикова И.В, при секретаре судебного заседания Удовиченко Н.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам представителей административного ответчика - КазумоваА.Ш. и Клочкова И.В. на решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 9 октября 2019 г, которым удовлетворены заявленные требования военнослужащего Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Дагестан подполковника Шахбанова Назира Шахбановича об оспаривании законности решения Центральной жилищной комиссии управления Северо-Кавказского округа войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - центральная жилищная комиссия) от 27 августа 2019 г. N 12-19 об отмене решения жилищной комиссии войсковой части N от 26ноября 2015г. N 13-15 в части признания истца нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Гришина С.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционных жалоб, объяснения представителя председателя центральной жилищной комиссии - майора юстиции Коновалова Д.О. в обоснование доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Шахбанов Н.Ш. проходил военную службу в войсковой части N, дислоцированной в "адрес".
Решением жилищно-бытовой комиссии от 17 января 2008 г. (протокол N22) признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
На основании приказа командира войсковой части N от 7 декабря 2009г. N280 Шахбанов Н.Ш. переведен к новому месту службы в войсковую часть N, дислоцированную в "адрес" "адрес", и с этой же даты исключен из списков личного состава войсковой части N с оставлением на регистрационном учете и учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
По достижении истцом общей продолжительности военной службы 20 лет жилищной комиссией войсковой части N на основании его заявления принято решение от 26 ноября 2015г. (протокол N 13-15), согласно которому ШахбановН.Ш. с составом семьи из шести человек признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в избранном постоянном месте жительства "адрес" в форме обеспечения жилищной субсидией для приобретения или строительства жилого помещения.
27 августа 2019 г. решением центральной жилищной комиссии (протокол N12-19) решение жилищной комиссии о признании ШахбановН.Ш. нуждающимся в жилом помещении отменено.
Шахбанов Н.Ш. обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и подлежащем отмене решение центральной жилищной комиссии, восстановив его на жилищном учете войсковой части N.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования административного истца удовлетворены.
В апелляционных жалобах представители административного ответчика просят решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылаясь на положения действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, авторы жалоб указывают, что на момент принятия решения жилищной комиссией войсковой части N о признании Шахбанова Н.Ш. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, он проходил военную службу в войсковой части N. То есть с момента перевода истца к новому месту службы правоотношения между ним и командованием войсковой части N прекратились. При этом общей продолжительности военной службы 20 лет Шахбанов Н.Ш. достиг в период прохождения службы в войсковой части N. С рапортом о реализации права, предусмотренного п.11 постановления Правительства РФ от 9 февраля 2004 г. N65, по месту службы истец не обращался. Оснований для признания истца нуждающимся в жилом помещении не имелось, поскольку жилищная комиссия войсковой части N правомочна принимать решения только в отношении военнослужащих данной воинской части. Также судом не учтено, что в войсковой части N Шахбанов Н.Ш. был признан нуждающимся в предоставлении служебного жилого помещения, а не по договору социального найма.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с пп. 1 и 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года).
Таким военнослужащим, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством РФ.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 11 постановления Правительства РФ от 9 февраля 2004 г. N 65 "Одополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" за сотрудниками и проходящими военную службу по контракту военнослужащими воинских частей и органов, дислоцированных на территории Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия - Алания и Чеченской Республики, на весь период военной службы на этой территории сохраняется право на занимаемые ими жилые помещения, а за не имеющими жилья по установленным нормам - очередность на получение жилья по прежнему месту военной службы и денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в местах проживания членов их семей в порядке и размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, указанное постановление Правительства РФ предусматривает специальное основание для сохранения за военнослужащими и членами их семей социальных гарантий в сфере жилищного обеспечения в случае перевода самих военнослужащих к новому месту службы на территорию одного из указанных в нем регионов.
Судом первой инстанции установлено, что первый контракт с истцом заключен 31 августа 1996 г. на время обучения в военной образовательной организации высшего образования и пять лет после его окончания.
Приказом командира войсковой части N от 13 мая 2000 г. N 107 ШахбановН.Ш. зачислен в списки личного состава указанной воинской части.
В период прохождения военной службы в войсковой части N истец признан нуждающимся в служебном жилом помещении по месту службы в "адрес" где он с семьей зарегистрированы по месту жительства при воинской части.
Поскольку ШахбановН.Ш. сохранил право на предоставление служебного жилого помещения по прежнему месту службы, то он был вправе поставить вопрос о признании его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в той же воинской части, в которой за ним сохранились социальные гарантии на получение жилья.
Именно поэтому решением жилищной комиссии войсковой части N от 26ноября 2015 г. N 13-15 ШахбановН.Ш. в связи с достижением 20 лет общей продолжительности военной службы обоснованно был признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по избранному месту жительства в "адрес". Впоследствии истец избрал форму обеспечения жильем в виде предоставления жилищной субсидии.
Учитывая изложенное, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что законных оснований для снятия истца с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания не имелось, поскольку правовая норма, декларированная п. 11 постановления Правительства РФ от 9 февраля 2004 г. N65, при установленных по делу обстоятельствах позволяет истцу сохранять очередность на предоставление жилья по прежнему месту службы.
Ссылки авторов жалоб на Инструкцию об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденную приказом МВД России от 12 февраля 2010 г. N 75, на Положение о жилищной комиссии и Инструкцию об организации работы жилищной комиссии воинской части, утвержденные приказом командира войсковой части N от 22декабря 2014 г. N735, правового значения по данному делу не имеют, поскольку право на очередность по прежнему месту службы предусмотрено нормами федерального законодательства, имеющими большую юридическую силу.
То обстоятельство, что на данный момент ШахбановН.Ш. проходит военную службу в другой воинской части не исключает возможности реализации им вышеуказанного права.
Таким образом, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 9 октября2019г. по административному исковому заявлению Шахбанова Назира Шахбановича оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителей административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.