Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Зари А.И, Шуайпова М.Г, при секретаре судебного заседания Туалиеве И.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 19 сентября 2019 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований майора юстиции запаса Маньковского Олега Юрьевича о признании незаконными действий заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление жилищного обеспечения), связанных с отказом в принятии истца и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и выплатой денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Шуайпова М.Г, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения административного истца Маньковского О.Ю. в обоснование апелляционной жалобы и представителя управления жилищного обеспечении Соповой Ю.С, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Маньковский О.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что с 1995 года он и члены его семьи состояли в списках на получение жилья. В 2003 году он уволен с военной службы по состоянию здоровья без обеспечения жильем с оставлением в списках очередников военной прокуратуры Армавирского гарнизона. На его обращение в 2012 году в жилищный орган о восстановлении в едином реестре военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилых помещений, начальник управления жилищного обеспечения дал ему ответ, в соответствии с которым, ввиду неполноты представленных на основании указаний Министра обороны Российской Федерации от 4 июня 2010 г. N 205/2/373 в управление жилищного обеспечения документов, ему необходимо представить дополнительные документы. В 2018 году он представил в управление жилищного обеспечения документы о необеспеченности жильем, которые ему удалось получить из прежних мест службы. Решением от
30 марта 2018 г. N 34 заместитель начальника управления жилищного обеспечения отказал ему и членам его семьи (супруге и дочери, ДД.ММ.ГГГГ) в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, по причинам отсутствия документов, подтверждающих принятие его на жилищный учет до исключения из списков личного состава военной прокуратуры Армавирского гарнизона, и утраты статуса военнослужащего 8 декабря 2003 г. На его повторное обращение в жилищный орган в 2019 году с просьбой отменить указанное решение и восстановить его и членов его семьи в списках нуждающихся в обеспечении жилым помещением и предоставить жилье, заместитель начальника управления жилищного обеспечения отказал ему в письме от 1 августа 2019 г. N 184/2/15242, в котором указал, что оснований для отмены решения от 30 марта 2018 года N 34 не имеется.
В связи с этим Маньковский О.Ю. просил суд:
восстановить его и членов его семьи (супруги, дочери ДД.ММ.ГГГГ и сына ДД.ММ.ГГГГ) право на получение жилья;
обязать начальника управления жилищного обеспечения выплатить ему субсидию на приобретение или строительство жилого помещения в размере
8888348 руб. 70 коп.;
обязать начальника управления жилищного обеспечения выплатить ему денежную компенсацию за поднаем жилья за период с 2003 года по август 2019 года в сумме 3197760 руб.
В суде Маньковский О.Ю. дополнил свои требования, в которых просил восстановить право на получение жилья также другой его дочери, 2000 года рождения, и обязать начальника управления жилищного обеспечения выплатить ему дополнительно 2116273 руб. 50 коп. жилищной субсидии, а всего 11004622 руб. 20 коп.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований истца о признании незаконным решения заместителя начальника управления жилищного обеспечения от 30 марта 2018 г. N 34 и возложении на указанный жилищный орган обязанности в восстановлении его и членов его семьи права на получение жилья отказано в связи с пропуском срока обращения в суд, а в удовлетворении остальных требований - ввиду их необоснованности.
В апелляционной жалобе Маньковский О.Ю. просит решение суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В жалобе истец указывает, что он просил суд восстановить его право на получение жилья и признать незаконным решение начальника управления жилищного обеспечения, изложенное в письменном ответе от 1 августа 2019 г.
N 184/2/15242нс об отказе в реализации этого права. Однако суд свел его требования к признанию незаконными действий должностных лиц управления жилищного обеспечения об отказе в принятии его на жилищный учет, которое он не оспаривал, поскольку с 1995 года вместе с членами семьи состоит на жилищном учете. Документы, подтверждающие постановку его и членов его семьи на жилищный учет, хранившиеся в Ставропольском КЭЧ, не были переданы в управление жилищного обеспечения в связи с их утерей, которое произошло не по его вине.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с частями 1 и 8 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В силу положений части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность по доказыванию соблюдения сроков обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", пропуск срока обращения в суд не является для суда основанием для отказа в принятии заявления, но при отсутствии уважительных причин, которые подлежат выяснению судом в предварительном судебном заседании или в судебном заседании независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица, может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления с указанием в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Решением заместителя начальника управления жилищного обеспечения от
30 марта 2018 г. N 34 истцу и членам его семьи отказано в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, которое он получил в апреле 2018 года.
В суд с административным исковым заявлением истец обратился 30 августа 2019 г, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте, в котором он направил в суд административное исковое заявление, то есть с пропуском установленного срока.
При этом каких-либо доказательств соблюдения указанного процессуального срока или наличия уважительных причин его пропуска истцом представлено не было.
При изложенных обстоятельствах гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о пропуске Маньковским О.Ю. без уважительных причин трехмесячного срока обращения в суд с административным исковым заявлением в части оспаривания решения заместителя начальника управления жилищного обеспечения от 30 марта 2018 года N 34 об отказе ему и членам его семьи в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, и возложении на жилищный орган обязанности в восстановлении его и членов его семьи прав на получение жилого помещения.
Исходя из положений части 5 статьи 138, части 5 статьи 180 и части 8 статьи219 КАС РФ, при установлении факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным исковым заявлением в его удовлетворении отказывается без исследования иных фактических обстоятельств по делу и в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Эти требования процессуального закона гарнизонным военным судом выполнены.
Утверждение истца о том, что он не оспаривал решение жилищного органа от 30 марта 2018 г. N 34, поскольку состоял на учете нуждающихся в получении жилого помещения в военной прокуратуре Армавирского гарнизона, является несостоятельным, так как в соответствии с этим решением Маньковскому О.Ю. и членам его семьи отказано в принятии на жилищный учет в связи с отсутствием доказательств того, что он состоял на таком учете в период прохождения военной службы. Поэтому, если ранее истец действительно был признан нуждающимся в жилом помещении, то существование неотмененного решения жилищного органа об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении, создает препятствие в восстановлении его на указанном учете.
Более того, последующее обращение истца 11 июня 2019 г. в жилищный орган содержит просьбу отменить решение от 30 марта 2018 г. N 34 и восстановить его на жилищном учете, в связи с чем Маньковский О.Ю, получив письменный отказ от 1 августа 2019 г. N 184/2/15242нс, и обратился в суд.
Рассматривая обоснованность ответа заместителя начальника управления жилищного обеспечения, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (здесь и далее в редакции этого закона, действовавшего на момент увольнения Маньковского О.Ю. с военной службы) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей жилые помещения предоставляются в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Согласно пункту 28 действовавшей в этот же период времени Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
Из изложенного следует, что подтверждением признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении является протокол жилищной комиссии.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 23 и пунктом 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилищными субсидиями или жилыми помещениями по договору социального найма или в собственность, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их на учете нуждающихся в жилых помещениях по последнему месту военной службы при отсутствии их согласия на такое увольнение.
Таким образом, в случае согласия такого военнослужащего быть обеспеченным жилым помещением после увольнения с военной службы, он оставляется на учете нуждающихся в жилых помещениях по последнему месту военной службы, о чем указывается в приказе об увольнении его с военной службы.
Согласно материалам дела, Маньковский О.Ю. после окончания военного учебного заведения в 1995 году проходил военную службу по контракту в органах военной прокуратуры. С января 1999 года он состоял на воинской должности помощника военного прокурора Армавирского гарнизона.
Приказом первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. N 872 Маньковский О.Ю. уволен с военной службы по состоянию здоровья.
При этом в указанном приказе отсутствует указание о том, что истец увольняется с военной службы с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения.
Приказом военного прокурора Армавирского гарнизона от 8 декабря 2003 г.
N 203 он исключен из списков личного состава военной прокуратуры гарнизона.
21 ноября 2012 г. в связи с отсутствием сведений о нем в едином реестре военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилых помещений, Маньковский О.Ю. обратился в управление жилищного обеспечения с просьбой отыскать его жилищное дело в архиве и включить его в указанный реестр.
В письме от 5 декабря 2012 г. N ЮЖ/02/30603 начальник управления жилищного обеспечения сообщил истцу, что в архив управления жилищного обеспечения был представлен неполный пакет документов, в связи с чем ему следует представить недостающие документы, в числе которых - выписка из протокола заседаний жилищных комиссий о признании его и совместно проживающих с ним членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
В карточке учета жилой площади, предоставляемой военнослужащему, которая находится в управлении жилищного обеспечения, имеется запись, согласно которой 24 января 2001 г. Маньковский О.Ю. в прокуратуре Армавирского гарнизона поставлен на учет как бесквартирный. Однако, каких-либо иных сведений, в том числе о протоколах заседаний жилищной комиссии, которыми истец признавался нуждающимся в получении жилого помещения, указанная карточка учета не содержит.
В соответствии со справками, выданными начальником КЭО Военного университета Министерства обороны Российской Федерации от 1 июля 1995 г.
N 1039/ж, начальником Смоленской КЭЧ района от 21 августа 1997 г. N 593, военным прокурором Смоленского гарнизона от 21 августа 1997 г. N 2197, военного прокурора Армавирского гарнизона от 23 ноября 2016 г. N 4811 Маньковский О.Ю. жилыми помещениями не обеспечивался.
Из рапорта Маньковского О.Ю. от 15 октября 1997 г. видно, что он обращался к военному прокурору Новороссийского гарнизона с просьбой о предоставлении ему отдельной квартиры для него и членов его семьи.
Из справки военного прокурора Армавирского гарнизона также следует, что в архиве протоколов заседаний жилищной комиссии с 1999 года по 2003 год не имеется.
23 марта 2018 г. Маньковский О.Ю. обратился в управление жилищного обеспечения с просьбой принять его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в удовлетворении которого ему отказано решением заместителя начальника указанного управления от 30 марта 2018 г. N 34.
11 июня 2019 г. истец обратился в жилищной орган с просьбой отменить названное решение и восстановить его и членов его семьи в списках нуждающихся в жилом помещении и предоставить ему жилье.
В письме от 1 августа 2019 г. N 184/2/15242 заместитель начальника управления жилищного обеспечения отказал ему в удовлетворении заявления.
Таким образом, при отсутствии сведений о признании Маньковского О.Ю. и членов его семьи в период прохождения военной службы, нуждающимися в жилом помещении, заместитель начальника управления жилищного обеспечения не имел оснований для отмены ранее принятого решения от 30 марта 2018 г. N 34 об отказе в принятии истца на жилищный учет.
Что касается требования истца о предоставлении ему жилищной субсидии и денежной компенсации за наем жилого помещения, то судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом настоящего пункта, устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с пунктами 1 и 5 Порядка предоставления субсидии для приобщения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510, жилищная субсидия предоставляется военнослужащим, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях. Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей принимается уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих (структурным подразделением уполномоченного органа).
Решение об отказе в предоставлении ему жилищной субсидии управлением жилищного обеспечения не принималось и не могло быть принято при отсутствии сведений о признании его нуждающимся в жилом помещении.
В силу пунктов 20 и 21 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. N 303, денежная компенсация выплачивается гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту их воинского учета.
Жилищным органом какого-либо решения в части обеспечения Маньковского О.Ю. денежной компенсацией за наем жилого помещения не принималось.
Следовательно, правовых оснований для возложения на управление жилищного обеспечения обязанности предоставить Маньковскому О.Ю. жилищную субсидию и денежную компенсацию за наем жилого помещения у суда не имеется.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 19 сентября 2019 г. по административному исковому заявлению Маньковского Олега Юрьевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.