Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Василенко И.И, судей
Коробенко Э.В. и Патланя В.А, при секретаре судебного заседания Григорьевой Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление жилищного обеспечения) - Михайлюк Е.А. на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 25 июля 2019 г, которым удовлетворены заявленные проходящим военную службу по контракту ефрейтором Карсаевым Батром Николаевичем требования об оспаривании действий заместителя начальника управления жилищного обеспечения, связанных отказом в принятии истца и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых путем выдачи государственного жилищного сертификата (далее - ГЖС).
Заслушав доклад заместителя председателя суда Василенко И.И, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя управления жилищного обеспечения - Михайлюк Е.А. в обоснование поданной жалобы, представителя административного истца - Морозовой Т.И, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
решением заместителя начальника управления жилищного обеспечения от 10 июня 2019 г. N 60 Карсаеву Б.Н, подлежащему увольнению с военной службы по состоянию здоровья, и членам его семьи отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях путем предоставления ГЖС на том основании, что продолжительность его военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации составляла менее 10 лет.
Карсаев Б.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать данное решение незаконным, обязать должностных лиц его отменить и повторно рассмотреть вопрос о принятии его и членов семьи на указанный учет.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель управления жилищного обеспечения просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы, анализируя нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, указывает, что согласно ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 10 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, (далее - Правила) право на получение ГЖС имеют военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы более 10 лет. Так как по состоянию на 5 декабря 2018 г. календарная выслуга Карсаева Б.Н. в Вооруженных Силах Российской Федерации составляла 5 лет 2 месяца и 14 дней, то отказ в принятии истца и членов его семьи на жилищный учет является правомерным. При этом в соответствии с разъяснениями заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) от 25 октября 2018 г. N 43336-ЮГ/05 прохождение истцом службы в органах внутренних дел и уголовно-исполнительной системы Российской Федерации значения для разрешения вопроса о принятии его учет нуждающихся в жилых помещениях путем предоставления ГЖС не имеет. К тому же вопрос о наличии права на ГЖС в соответствии с названными Правилами может разрешаться в отношении военнослужащих, уже состоящих на жилищном учете, чего по данному делу установлено не было.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В силу пункта 14 ст. 15 и пункта 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по состоянию здоровья, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил определено, что в общую продолжительность военной службы (службы) включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, службы в органах внутренних дел и уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, из приведенных положений действующего законодательства следует, что период службы в органах внутренних дел и уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, вопреки мнению автора жалобы, подлежит зачету в выслугу лет при разрешении вопроса о предоставлении военнослужащему жилого помещения путем выдачи ГЖС.
Согласно справкам начальника отдела по работе с личным составом Министерства внутренних России дел по Республике Калмыкия (л.д. 73) и врио начальника Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия (л.д. 72) календарная выслуга Карсаева Б.Н. в органах внутренних дел и уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, составляет более 5 лет.
В настоящее время Карсаев Б.Н. проходит военную службу в войсковой части N. Из справок командира этой воинской части от 6 декабря 2018 г. N 2481 и 2483 следует, что административный истец подлежит увольнению с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием его военно-врачебной комиссией негодным к военной службе. При этом календарная выслуга истца в Вооруженных Силах Российской Федерации по состоянию на 5 декабря 2018 г. составляла более 5 лет.
10 января 2019 г. в связи с признанием военно-врачебной негодным к военной службе и предстоящим увольнением с военной службы по указанному основанию Карсаев Б.Н. обратился в управление жилищного обеспечения с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях путем предоставления ГЖС.
Оспариваемым решением заместителя начальника управления жилищного обеспечения от 10 июня 2019 г. N 60 Карсаеву Б.Н. и членам его семьи отказано в принятии на жилищный учет. В обоснование принятого решения указано, что общая продолжительность военной службы истца составляла менее 10 лет, а период его службы в органах внутренних дел и уголовно-исполнительной системы Российской Федерации не может быть включен в общую продолжительность военной службы.
Однако данный вывод ответчика противоречит действующему законодательству, поскольку применительно к требованиям подп. "а" п. 5 и п. 10 Правил срок военной службы административного истца для решения вопроса о праве на получение ГЖС составлял более 10 лет. Так как Карсаев Б.Н. до предстоящего увольнения с военной службы по состоянию здоровья выразил желание быть обеспеченным жильем от военного ведомства посредством получения ГЖС, то гарнизонный военный суд пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения заместителя начальника управления жилищного обеспечения.
Предоставление ГЖС является одним из способов реализации жилищных прав военнослужащих, которые в данном случае Карсаев Б.Н. мог реализовать лишь посредством получения указанного сертификата. Поэтому, вопреки изложенным в жалобе доводам, вопрос о праве на ГЖС подлежал разрешению одновременно с принятием истца на учет. Более того, такой порядок и был применен должностным лицом, чьи действия оспариваются.
Ссылка в жалобе на разъяснения заместителя Минстроя России от 25 октября 2018 года N 43336-ЮГ/05 по вопросу применения положений пункта 10 Правил является необоснованной, поскольку порядок исчисления общей продолжительности военной службы, дающей основание для получения ГЖС, определен в вышеназванном постановлении Правительства Российской Федерации, которое в соответствии с законом уполномочено определять порядок выдачи этих сертификатов.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 25 июля 2019 г. по административному исковому заявлению Карсаева Батра Николаевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.