Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Санникова А.Б, Цыбульника В.Е, при секретаре судебного заседания Туалиеве И.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 10 сентября 2019 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований майора Снегаря Вадима Александровича о признании незаконным решения заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление жилищного обеспечения) об отказе в принятии истца и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Цыбульника В.Е, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения истца в обоснование апелляционной жалобы и представителя ответчика - Михайлюк Е.А, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
решением заместителя начальника управления жилищного обеспечения от 15 мая 2019 г. N 49 Снегарю В.А. и членам его семьи отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на том основании, что он ранее был обеспечен от военного ведомства жилым помещением, которым распорядился по своему усмотрению.
Снегарь В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным указанное решение, обязать начальника управления жилищного обеспечения его отменить и повторно рассмотреть вопрос о принятии его с членами семьи на жилищный учет.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование указывается, что каких-либо доказательств о передаче квартиры по адресу: "адрес" в муниципальную собственность в материалах дела не имеется.
По мнению истца, при определении нуждаемости его в жилом помещении, суду следовало руководствоваться не учетной нормой, установленной в г. Таганроге Ростовской области (10 кв. м), а нормой предоставления площади жилого помещения, установленной частью 1 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", которая составляет 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека. Поэтому при предоставлении ему жилого помещения управление жилищного обеспечения вправе зачесть его долю в ранее предоставленной квартире.
Также суд первой инстанции разрешилвопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, и не учел, что право членов его семьи на получение жилого помещения по договору социального найма должно быть реализовано независимо от того, что ранее он обеспечивался жилым помещением.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
По делу установлено, что Снегарь В.А, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, проходит военную службу в войсковой части N.
Решением жилищной комиссии воинской части от 10 января 2001 г. (протокол N 54) Снегарю В.А. на состав семьи из четырех человек (он, супруга и две дочери) была предоставлена квартира по адресу: "адрес" общей площадью 62, 1 кв. м.
На основании постановления городской администрации г. Таганрога от 19 февраля 2002 г. Снегарю В.А. 6 марта того же года выдан ордер на указанное жилое помещение.
14 апреля 2009 г. Снегарь В.А. с администрацией г. Таганрога заключил договор социального найма N 84096 о передаче в бессрочное владение и пользование данной квартиры, находящейся в муниципальной собственности. Согласно этому договору совместно с нанимателем в качестве членов его семьи были вселены супруга и две дочери.
13 ноября 2009 г. брак между Снегарь В.А. и его супругой И.Н... был расторгнут на основании решения мирового судьи участка N 7 г. Таганрога Ростовской области от 2 ноября 2009 г.
Определением Таганрогского городского суда Ростовской области от 29 августа 2011 г. между бывшими супругами Снегарь В.А. и И.Н. утверждено мировое соглашение, в соответствии с условиями которого истец утратил право пользования квартирой N 96 по адресу: "адрес" и обязуется сняться с регистрационного учета по данному адресу.
Вступившим в законную силу решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 4 февраля 2013 г. удовлетворен иск двух дочерей Снегаря В.А, его бывшей супруги и ее сына к войсковой части N о передаче указанной квартиры в их общую совместную собственность.
В марте 2019 года Снегарь В.А. обратился в жилищный орган с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с новой семьей из четырех человек, однако в этом ему было отказано в связи с тем, что ранее он был обеспечен от военного ведомства жилым помещением, которым распорядился по своему усмотрению.
Из изложенного следует, что Снегарь В.А, оставив полученную от Министерства обороны Российской Федерации квартиру бывшим членам своей семьи, поставил вопрос о повторном обеспечении его жильем от указанного федерального органа исполнительной власти.
Согласно пункту 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим-гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором Федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
Пунктом 14 ст. 15 этого же Федерального закона определено, что право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются такими гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Из изложенного следует, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до
1 января 1998 г, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений для постоянного проживания в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении в запас или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Таким образом, предоставляя определенной в указанных нормах категории военнослужащих гарантии обеспечения жилым помещением для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), Федеральный закон "О статусе военнослужащих" возлагает на федеральный орган власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы.
Исключений из данного правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, закон не предусматривает.
В случае невозможности сдачи жилого помещения, полученного (приобретенного) в порядке реализации статуса военнослужащего, повторное обеспечение военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК Российской Федерации с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Поскольку условие о сдаче ранее предоставленного жилого помещения Снегарь В.А. не выполнил, законных оснований для принятия его на жилищный учет в целях повторного обеспечения жилым помещением от федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, не имеется.
Согласно пункту 2 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, при наличии в соответствии с абзацами 3 и 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства, в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по избранному постоянному месту жительства.
Поэтому является необоснованным утверждение истца о том, что при определении его нуждаемости в жилом помещении суду следовало руководствоваться нормой предоставления площади жилого помещения, установленной частью 1 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и составляющей 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 47 КАС Российской Федерации под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.
Разрешение судом вопроса о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, подразумевает, что в решении суда сделан вывод о том, что такие лица лишаются прав, ограничиваются в правах, наделяются правами и (или) на них возлагаются обязанности.
Из решения суда таких обстоятельств в отношении иных лиц не усматривается.
Что же касается правового статуса членов новой семьи истца, то он является производным от правового статуса самого Снегаря В.А. Поэтому ввиду отсутствия у истца необходимых правовых оснований для получения жилья в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", члены его новой семьи не ограничены в праве быть обеспеченными жильем в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд правильно признал, что заместитель начальника управления жилищного обеспечения обоснованно отказал Снегарю В.А. с членами его новой семьи в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 10 сентября 2019 г. по административному исковому заявлению Снегаря Вадима Александровича оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.