Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Устинович С.Е.
судей
Исаевой Ю.А.
Бойко Л.Н.
при секретаре
Егошиной Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Данилова Андрея Федоровича к Министерству природных ресурсов и экологии Мурманской области о возложении обязанности проставить в охотничьем билете отметку "Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления", по апелляционной жалобе Данилова Андрея Федоровича на
решение Первомайского районного суда города Мурманска от 6 августа 2019 г, которым постановлено:
"Исковые требования Данилова Андрея Федоровича к Министерству природных ресурсов и экологии Мурманской области о возложении обязанности проставить в охотничьем билете отметку "Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления" - оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Исаевой Ю.А, выслушав объяснения Данилова А.Ф, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов жалобы представителя Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области Ч.Н.Н, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Данилов А.Ф. обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Мурманской области (далее - Министерство) о возложении обязанности проставить в охотничьем билете соответствующую отметку для охоты без каких-либо разрешений.
В обоснование указал, что он, являясь представителем коренного малочисленного народа Севера - саами, в целях обеспечения ведения традиционной деятельности он 3 марта 2019 г. обратился с запросом в Министерство на проставление отметки в своем охотничьем билете о возможности осуществления охоты без каких-либо разрешений, однако ему было отказано в удовлетворении требования и разъяснено, что в данном случае необходимо доказать этническую принадлежность к коренным, малочисленным народам Крайнего Севера.
Аналогичный ответ им получен от Уполномоченного по правам человека Мурманской области 21 мая 2019 г.
Полагал требования должностных лиц противоречащими статье 26 Конституции Российской Федерации, а необходимость доказывания территориального проживания в местах характерных для проживания коренных малочисленных народов неактуальной.
Просил суд обязать ответчика проставить в его охотничьем билете отметку "Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления".
В судебном заседании истец Данилов А.Ф. настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представители ответчика Министерства экологии и природных ресурсов Мурманской области по доверенностям Ч.Н.Н. и П.Ю.В. в судебном заседании просили в удовлетворении иска отказать.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Данилов А.Ф. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
В обоснование приводит доводы, аналогичные доводам, изложенным в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Вновь указывает, что необходимость доказывания национальной и этнической принадлежности нарушают его конституционные права на самоопределение.
Кроме того, требования о доказывании национальной принадлежности, территориальной относимости, об уровне доходов и отказе от благ применительно к рассматриваемому случаю противоречат положениям Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также судебной практике.
Отмечает, что ответ Министерства от 29 марта 2019 г. дан с нарушением положений статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Обращает внимание, что Приказом Минприроды России от 20 января 2011 г. N 13 "Об утверждении Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета" не предусмотрено представление гражданами, относящимися к коренному малочисленному народу, проживающему на территории традиционного расселения, доказательств ведения традиционного образа жизни, осуществления традиционной хозяйственной деятельности, доказательств занятия традиционными промыслами, а также сведений об отсутствии постоянного источника дохода. В этой связи требование органа государственной власти субъекта Российской Федерации предоставить данные доказательства является незаконным.
Считает, что такой вид охоты как охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера не противоречит действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (статья 69 Конституции Российской Федерации). Вопросы защиты исконной среды обитания и прав коренных малочисленных народов в области традиционного природопользования находятся, исходя из положений статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об охоте) определено, что охотой признается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
Согласно частям 2 и 3 статьи 21 названного Закона охотничий билет является документом единого федерального образца без ограничения срока и территории его действия, имеет учетные серию и номер, выдается органом исполнительной власти.
Порядок выдачи охотничьего билета установлен приказом от 20 января 2011 г. N 13 "Об утверждении Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета" (далее - Порядок).
Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что при выдаче охотничьего билета лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также лицам, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования, в нем проставляется отметка: "Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления".
Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (далее - Закон о гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации) установлены правовые основаны гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона о гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее - малочисленные народы) - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Действие Закона о гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации распространяется на лиц, которые относятся к малочисленным народам, постоянно проживают в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и для которых традиционная хозяйственная деятельность и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления (часть 1 статьи 3).
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживают эти народы.
В указанный перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации", включены Саамы (саамы - на русском, саами - на финно-угорском), проживающие на территории Мурманской области.
Также распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 536-р в соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
К числу мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации саамов отнесены: Городской округ Ковдорский район, Кольский муниципальный район, Ловозерский муниципальный район, Терский муниципальный район.
Под традиционным образом жизни малочисленных народов понимается исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований, а под исконной средой обитания малочисленных народов - исторически сложившийся ареал, в пределах которого малочисленные народы осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность и который влияет на их самоидентификацию, образ жизни (пункт 2 и 3 статьи 1 Закона о гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации).
К видам традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, отнесены:
1. животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство);
2. переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов;
3. собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак);
4. разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства;
5. бортничество, пчеловодство;
6. рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов;
7. промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции;
8. земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений;
9. заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд;
10. собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений);
11. добыча и переработка общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд;
12. художественные промыслы и народные ремесла (кузнечное и железоделательное ремесло, изготовление утвари, инвентаря, лодок, нарт, иных традиционных средств передвижения, музыкальных инструментов, берестяных изделий, чучел промысловых зверей и птиц, сувениров из меха оленей и промысловых зверей и птиц, иных материалов, плетение из трав и иных растений, вязание сетей, резьба по кости, резьба по дереву, пошив национальной одежды и другие виды промыслов и ремесел, связанные с обработкой меха, кожи, кости и других материалов);
13. строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 12 Федерального закона об охоте одним из видов охоты является охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, охота, осуществляемая лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования.
В соответствии со статьей 19 названного Федерального закона охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования (часть 1).
Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления (часть 2).
Продукция охоты, полученная при осуществлении охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, используется для личного потребления или реализуется организациям, осуществляющим деятельность по закупке продукции охоты (часть 3).
Из правового анализа приведенных выше законов и подзаконных нормативных правовых актов применительно к рассматриваемому спору следует, что правом на охоту в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления с простановкой в их охотничьем билете соответствующей отметки обладают лица, относящиеся к малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность и занимающихся традиционными промыслами, а также лица, которые относятся к малочисленным народам, постоянно проживающим в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и для которых традиционная хозяйственная деятельность и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления.
При этом, по смыслу приведенного правого регулирования, установленный им порядок охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности характеризуется особым правовым режимом, в рамках которого - в отличие от иных видов охоты - такая охота выступает для соответствующей категории лиц основой существования и самобытности.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Данилов А.Ф, _ _ рождения, уроженец поселка.., его отец Д.Ф.Г. по национальности является саамом (л.д. 63), что подтверждается свидетельством о рождении истца.
Свою национальность, как саами, истец указал при оформлении военного билете 11 октября 1989 г. (л.д. 64).
С 3 сентября 2013 г. Данилов А.Ф. проживает в г. Оленегорск Мурманской области в квартире *** трудоустроен в ***
Кроме того, согласно общедоступной информации сети - Интернет, и не отрицается истцом, он является директором фонда Саамского наследия и развития с 6 июля 2011 г, имеющий юридический адрес:... (ИНН 5107999017), основной вид деятельности - деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры.
Ведет активную общественную работу по сохранению и развитию языка, традиций и культуры саамского народа, что подтверждается многочисленными грамотами и благодарностями администрации города Мончегорска Мурманской области, общественных и иных организаций.
15 мая 2018 г. истец впервые обратился в Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области за получением охотничьего билета, в феврале 2019 г. охотничий билет серии * был выдан.
3 марта 2019 г. Данилов А.Ф. обратился в Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области за проставлением отметки в охотничьем билете о возможности осуществления охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности без каких-либо разрешений.
В проставлении требуемой отметки ему было отказано с указанием, что в целях защиты прав коренных малочисленных народов от злоупотребления в сфере предоставления государственных льгот и гарантий ему необходимо представить доказательства того, что он относится к коренным малочисленным народам Севера и охота является для него основой существования.
Разрешая заявленный спор, проанализировав нормы действующего законодательства, подлежащие применению к спорному правоотношению, верно оценив установленные по делу обстоятельства со всеми материалами дела, учитывая, что не установлено совокупности условий для возникновения права у Данилова А.Ф. на осуществление охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности без каких-либо разрешений, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Данилов А.Ф. трудоустроен, проживает в благоустроенной квартире в городе, имеет постоянный источник дохода, осуществляет общественную деятельность по сохранению, распространению, поддержанию традиций саамского народа, осуществляет любительскую охоту и рыбалку, собирательство, которые не является источником существования его семьи, не занимается переработкой, промыслом и продажей продукции охоты, рыболовства, изготовлением сувениров, собирательством с целью получения денежных средств, как источника дохода, в том числе дополнительного, членом родовых общин не является.
В этой связи нельзя расценить образ жизни истца как традиционный образ жизни малочисленных народов, а его деятельность не связана с традиционной хозяйственной деятельностью таких народов, в том понимании, как указывает его законодатель.
При этом суд правомерно исходил их того, что национальная принадлежность истца к коренным малочисленным народам Севера - саамам в отсутствие надлежащих доказательств того, что охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности выступает для Данилова А.Ф. основой существования и самобытности, не является безусловным основанием для проставления в охотничьем билете требуемой отметки.
Мотивы, по которым суд пришел к выводам об отказе в удовлетворении требований, подробно изложены в решении и судебная коллегия соглашается с ними.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании приведенных норм материального права и иной оценке представленных суду доказательств, являлись предметом исследования в суде первой инстанции и получили в решении надлежащую правовую оценку, поэтому не могут быть приняты судебной коллегией.
О наличии обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, доводы жалобы не свидетельствуют, сводятся фактически к воспроизведению приводимых в суде первой инстанции требований.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Первомайского районного суда города Мурманска от 6 августа 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Данилова Андрея Федоровича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.