Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Федоровой И.А.
судей
Гричаниченко А.В.
Науменко Н.А, при секретаре
Сорокиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-859/2019 по иску прокурора города Апатиты в защиту неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Мурманской области, Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор N 2 Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Мурманской области об устранении нарушений требований пожарной безопасности
по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения Следственный изолятор N 2 Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Мурманской области
на решение Апатитского городского суда Мурманской области от 26 сентября 2019 г, которым постановлено:
"Иск прокурора г. Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц к УФСИН России по Мурманской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области об устранении нарушений требований пожарной безопасности - удовлетворить.
Обязать УФСИН России по Мурманской области в срок до 01.02.2020 года обеспечить финансирование ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области в целях обеспечения наличия холодильников в 11 камерах ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области, в которых содержатся несовершеннолетние дети и женщины, и телевизоров в 3 камерах ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области, в которых содержатся несовершеннолетние дети и женщины.
Обязать ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области в срок до 01.06.2020 года обеспечить наличие холодильников в 11 камерах ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области, в которых содержатся несовершеннолетние дети и женщины, и телевизоров в 3 камерах ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области, в которых содержатся несовершеннолетние дети и женщины.
Обязать УФСИН России по Мурманской области в срок до 01.02.2020 года обеспечить финансирование ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области в целях оборудования в коридорах режимного корпуса ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области системы вытяжной противодымовой вентиляции и системы пожарной сигнализации в здании режимного корпуса ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области с дублированием светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта.
Обязать ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области в срок до 01.06.2020 года установить в коридорах режимного корпуса ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области систему вытяжной противодымовой вентиляции и систему пожарной сигнализации в здании режимного корпуса ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области с дублированием светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта".
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя ответчика УФСИН России по Мурманской области Новицкой Е.И, полагавшей жалобу обоснованной, возражения против жалобы прокурора Мурманской областной прокуратуры Мунтян Р.В, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Прокурор города Апатиты обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор N 2 Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Мурманской области (далее - ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области, Учреждение) об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
В обоснование требований указал, что в рамках осуществления надзора за исполнением требований законодательства по содержанию подозреваемых и обвиняемых, прокуратурой выявлены нарушения в деятельности ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области.
По результатам проведенной проверки в адрес начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области 30 марта 2018 г. вынесено представление об устранении нарушений требований пожарной безопасности, между тем по состоянию на 22 июля 2019 г. приведенные в представлении нарушения в полном объеме не устранены.
В частности, установлено, что вопреки требованиям пункта 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" системы пожарной сигнализации в здании режимного корпуса учреждения не обеспечивают дублирование светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта; в нарушение пункта 7.2 СП 7.13130 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности", пункта 8.1. СП 60.13330.2016 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003" в коридорах режимного корпуса не предусмотрены системы вытяжной противодымной вентиляции.
Кроме того, по состоянию на 22 июля 2019 г. не исполнено в полном объеме представление прокуратуры от 15 ноября 2018 г, в нарушение статей 30, 31 Федерального закона от 15.07.1995 N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", пункта 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ N 189 от 14.10.2005, 10 камер для содержания женщин и несовершеннолетних не оборудованы телевизорами и холодильниками.
До настоящего времени администрацией следственного изолятора выявленные нарушения не устранены, что по информации ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области связано с отсутствием финансовых средств.
Определениями суда от 02.08.2019 и 26.08.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечено УФСИН России по Мурманской области, в качестве третьего лица привлечен Отдел надзорной деятельности г. Апатиты УНД ГУ МЧС России по Мурманской области.
С учетом уточненных требований, истец просил суд:
1) обязать УФСИН России по Мурманской области в срок до 01.02.2020 обеспечить финансирование ФКУ СИЗО N2 УФСИН России по Мурманской области в целях:
- обеспечения наличия холодильников в 11 камерах и телевизоров в 3 камерах, в которых содержатся несовершеннолетние дети и женщины;
- оборудования в коридорах режимного корпуса системы вытяжной противодымовой вентиляции и системы пожарной сигнализации в здании режимного корпуса с дублированием светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта;
2) обязать ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области в срок до 01.06.2020:
- обеспечить наличие холодильников в 11 камерах и телевизоров в 3 камерах, в которых содержатся несовершеннолетние дети и женщины;
- установить в коридорах режимного корпуса систему вытяжной противодымовой вентиляции и систему пожарной сигнализации в здании режимного корпуса с дублированием светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта.
Старший помощник прокурора прокуратуры г. Апатиты Пучкова А.Ю. в судебном заседании поддержала уточненные требования.
Представитель ответчика ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области Косарев Е.А. в судебном заседании признал требования в части возложения обязанности по обеспечению наличия холодильников в 11 камерах, в которых содержатся несовершеннолетние дети и женщины, в остальной части требований просил отказать.
Представитель ответчика УФСИН России по Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на иск.
Представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности г. Апатиты и г.Кировска УНД ГУ МЧС России по Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области просит решение суда отменить в части возложения на следственный изолятор исполнение обязанностей в срок до 01.06.2020: - обеспечить наличие телевизоров в 3 камерах, в которых содержатся несовершеннолетние дети и женщины; - установить в коридорах режимного корпуса систему вытяжной противодымной вентиляции и систему пожарной сигнализации в здании режимного корпуса с дублированием светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта.
В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные заявленным в отзыве на иск, и указывает, что в ходе судебного заседания представлены сведения о наличии на балансе учреждения достаточного количества телевизоров, которыми оборудуются камеры режимного корпуса, в том числе для содержания несовершеннолетних детей и женщин.
Полагает, что суд не учел, что на момент проведения проверки три камеры, которые предназначены для содержания несовершеннолетних детей и женщин были пустыми, в этой связи отсутствие в них телевизоров не влечет нарушение прав несовершеннолетних детей и женщин.
При этом отмечает, что оборудовать пустые камеры телевизорами законом не предусмотрено, после поступления несовершеннолетнего или женщины в указанные камеры телевизор будет предоставлен путем перемещения из камеры, оборудование телевизором которой не предусмотрено действующим законодательством.
Считает, что судом оставлено без должного внимания, что исполнение учреждением пункта 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ставит в прямую зависимость от ГОКУ "Кировского подразделения ГПС Мурманской области", поскольку в пожарных подразделениях г.Апатиты отсутствует собственная приемная аппаратура, позволяющая принимать сигнал на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Также отмечает, что согласно подпункту "в" пункта 7.3 СП 7.13130 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом МСЧ России N116 от 21.02.2013, требования пункта 7.2 не распространяются, в случае если коридоры и холлы, если из всех сообщающихся с ними через дверные проемы помещений предусмотрено непосредственное удаление продуктов горения.
В этой связи обращает внимание, что коридоры режимного корпуса следственного изолятора соединяются между собой сквозными проходами с ограждением из металлической решетки, каждый из них имеет выход на улицу и в случае задымления коридора существует возможность открытия всех дверей для естественного удаления дыма через дверные проемы.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура г. Апатиты просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель ответчика ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области, представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности г. Апатиты и г.Кировска УНД ГУ МЧС России по Мурманской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1, абзацем первым части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции лишь в обжалуемой части и в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, предназначенным для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
Согласно Уставу, утвержденному приказом Министерства Федеральной службы исполнения наказаний от 31.03.2011 N 187, учреждение является участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств.
Управление учреждением осуществляет УФСИН России по Мурманской области, которое осуществляет в отношении учреждения доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств.
Предметом деятельности учреждения является в частности обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных; создание подозреваемым, обвиняемым и осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Из дела видно, что прокуратурой г. Апатиты с привлечением специалиста отдела надзорной деятельности г. Апатиты и г. Кировска Главного управления МЧС России по Мурманской области в 2018 году проведены проверки соблюдения администрацией ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области уголовно-исполнительного законодательства в части обеспечения в следственном изоляторе пожарной безопасности и материально-бытовых условий содержания несовершеннолетних детей и женщин.
По итогам проведенных проверок прокуратурой г. Апатиты вынесены представления в адрес начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области:
- N *** от 30 марта 2018 г. об устранении нарушений требований пожарной безопасности, в частности нарушений пункта 7.2 правил СП 7.13130, пункта 8.1 свода правил СП 60.1333.2012, выразившихся в отсутствии в коридорах режимного корпуса системы вытяжной противодымной вентиляции; пункта 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ, выразившихся в том, что системы пожарной сигнализации в здании режимного корпуса учреждения не обеспечивают дублирование светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта;
- N *** от 15 ноября 2018 г. об обеспечении надлежащих материально-бытовых условий содержания несовершеннолетних детей и женщин, в частности нарушений статей 30, 31 Федерального закона от 15.07.1995 N103-ФЗ, пункта 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ N 189 от 14.10.2005, выразившихся в отсутствии в камерах телевизоров и холодильников.
Судом установлено, что согласно протоколам совещаний ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области от 24.04.2018, от 11.12.2018 принято решение направить в УФСИН России по Мурманской области запросы по решению вопросов об устранении нарушений пункта 7.2 правил СП 7.13130, пункта 8.1 свода правил СП 60.1333.2012, пункта 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ для оборудования коридоров режимного корпуса вытяжной противодымной вентиляцией; обеспечения дублирования светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта; выделении холодильников и телевизоров, либо денежных средств на их приобретение для оснащения камерных помещений в которых содержатся заключенные под стражу женщины и несовершеннолетние.
21 ноября 2018 г. и 31 января 2019 г. ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области в адрес УФСИН России по Мурманской области направлены заявки, из которых следует, что камеры режимного корпуса учреждения, где содержатся несовершеннолетние и женщины не оборудованы холодильниками и телевизорами, в этой связи требуется обеспечить камеры холодильниками в количестве 13 штук и телевизорами в количестве 13 штук, либо денежными средствами на их приобретение.
Согласно обращению УФСИН России по Мурманской области от 14.02.2019 в адрес ФКУ ЦГИЖБО ФСИН России направлено сообщение о рассмотрении вопроса о дополнительном финансировании, в том числе для приобретения холодильников, для учреждений и следственных изоляторов.
В соответствии со справкой от 12 сентября 2019 г, прокуратурой г. Апатиты установлено, что в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области имеется 13 камер для содержания женщин и несовершеннолетних, в 11 из которых отсутствуют холодильники, в 3 отсутствуют телевизоры.
Указанные обстоятельства не оспаривались лицами, участвующими в деле, как и то, что на момент рассмотрения дела в суде требования предписаний в полном объеме не выполнены, названные выше заявки, запросы не исполнены.
Установив, что ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области осуществляет деятельность с нарушением требований законодательства о пожарной безопасности, а также в отсутствии надлежащего обеспечения материально-бытовыми условиями женщин и несовершеннолетних детей, суд первой инстанции удовлетворил заявленные исковые требования в полном объеме.
Решение суда в части обязанностей возложенных на УФСИН России по Мурманской области, как и требований прокуратуры об обязании ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области в срок до 01.06.2020 обеспечить наличие холодильников в 11 камерах, в которых содержатся несовершеннолетние дети и женщины, сторонами не обжалуется, в связи с чем его законность и обоснованность в этой части не является предметом проверки судебной коллегии.
Проверив законность и обоснованность решения суда в части возложения на ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области обязанностей в срок до 01.06.2020 обеспечить наличие телевизоров в 3 камерах, в которых содержатся несовершеннолетние дети и женщины и установить в коридорах режимного корпуса систему вытяжной противодымной вентиляции и систему пожарной сигнализации в здании режимного корпуса с дублированием светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в данной части.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и должным образом применены нормы материального права.
Выраженное в апелляционной жалобе несогласие с оценкой судом обстоятельств дела, не дает оснований считать решение суда ошибочным и не ставит под сомнение законность выводов суда.
В соответствии с положениями статьи 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием.
При этом в силу пункта 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России N 189 от 14.10.2005, камеры СИЗО для содержания женщин и несовершеннолетних оборудуются телевизором, холодильником в обязательном порядке.
Как указывалось выше и не оспорено в апелляционной жалобе, в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области имеется 13 камер предназначенных для содержания женщин и несовершеннолетних, из которых 3 камеры не оборудованы телевизорами.
Таким образом, поскольку факт необеспечения надлежащими материально-бытовыми условиями женщин и несовершеннолетних детей нашел объективное подтверждение при рассмотрении гражданского дела, суд обоснованно удовлетворил исковые требования в данной части.
В этой связи не имеет правового значения изложенная в апелляционной жалобе позиция представителя следственного изолятора о том, что в указанных трех камерах на момент проведения проверки не содержалось женщин и несовершеннолетних детей, а в случае их нахождения там, в камеры были бы перемещены телевизоры.
В данном случае такое суждение подателя жалобы основано на предположениях и не освобождает ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области от обязанности исполнить Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России N 189 от 14.10.2005 по материально-бытовому обеспечению конкретных камер, предназначенных для содержания женщин и несовершеннолетних, телевизорами.
Обеспечение пожарной безопасности в Российской Федерации регламентируется в частности Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 утверждены "Правила противопожарного режима в Российской Федерации", устанавливающие требования пожарной безопасности обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации одной из задач уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является охрана прав, свобод и законных интересов осужденных.
Требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям установлены Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно пункту 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Пунктом 7.2 правил СП 7.13130 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом МЧС России от 21.02.2013 N 116, пунктом 8.1 свода правил СП 60.1333.2012 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.12.2016 N968/пр, предусмотрены требования о наличии системы вытяжной противодымной вентиляции, обеспечивающей удаление продуктов горения при пожаре; о наличии противодымной защиты зданий и сооружений при пожаре, обеспечивающей предотвращение опасности задымления здания и воздействий на людей и имущество при возникновении пожара в одном из его помещений (на одном этаже одного пожарных отсеков).
Вопреки доводам жалобы, руководствуясь приведенными нормами, устанавливающими требования пожарной безопасности, суд пришел к правильному выводу о том, что выявленные нарушения подлежат устранению, поскольку факт необеспечения режимного корпуса учреждения системой пожарной сигнализации с дублированием светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и системой вытяжной противодымной вентиляции, нашел свое подтверждение.
В соответствии с информационным письмом МЧС России от 25.12.2018 N43-8785-19 "О порядке применения оборудования систем передачи извещений о пожаре" в соответствии с частью 7 статьи 83 Технического регламента дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны предусматривается исключительно для объектов класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 (здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов, больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений), Ф1.2 (гостиницы, общежития и т.п.), Ф4.1 (здания образовательных учреждений и т.п.), Ф4.2 (здания образовательных учреждений: высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования). Действующим законодательством предусмотрено проведение процедуры подтверждения соответствия оборудования системы передачи извещений о пожаре требованиям Технического регламента. При этом не ограничивается тип указанных приборов, а также способы передачи информации при дублировании сигнала о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны.
Таким образом, при оборудовании системы пожарной сигнализации в рассматриваемом случае тип приборов, обеспечивающих передачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта, а также способы передачи информации при дублировании сигнала о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны законом не ограничены.
Доказательств невозможности исполнения решения суда в части оборудования в коридорах режимного корпуса ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области системы пожарной сигнализации с дублированием светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта, суду представлено не было.
Не имеется ссылок на такие доказательства в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и в апелляционной жалобе.
Не является основанием для отмены верного по существу судебного решения и указание в жалобе со ссылкой на подпункт "в" пункта 7.3 СП 7.13130 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности" на отсутствие у учреждения обязанности оборудовать систему вытяжной противодымной вентиляции в коридорах режимного корпуса ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области.
В данном случае наличие, по мнению подателя жалобы, возможности естественного удаления продуктов горения, не свидетельствует об отсутствие у учреждения обязанности оборудовать коридоры режимного корпуса ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области системой вытяжной противодымной вентиляции.
Суждение представителя ответчика относительно естественного удаления дыма при пожаре из коридоров через выходы на улицу надлежащими доказательствами не подтверждено, противоречит пункту 7.2 правил СП 7.13130 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом МЧС России от 21.02.2013 N 116, который предполагает наличие системы вытяжной противодымной вентиляции как специального средства принудительного удаления продуктов горения, влекущих угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, из коридоров и холлов.
В этой связи суд первой инстанции правомерно не усмотрел повода для освобождения ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области от устранения выявленных нарушений требований действующего законодательства о пожарной безопасности, представляющих угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе содержащихся в учреждении.
Срок исполнения возложенных обязанностей определен судом в соответствии с положениями статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом доводов ответчика о необходимости выделения денежных средств. Оснований не согласиться с решением суда в данной части судебная коллегия также не усматривает.
При этом отсутствие достаточного финансирования на проведение противопожарных и иных мероприятий по обеспечению материально-бытовых условий, лиц, содержащихся под стражей, не является основанием для освобождения учреждения от установленной законом обязанности по соблюдению обязательных правил и норм, подлежащих исполнению.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию стороны ответчиков по делу, выводов суда не опровергают, сводятся к несогласию с принятым решением, субъективному толкованию норм материального права и переоценке доказательств, в связи с чем не могут повлечь отмену судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Апатитского городского суда Мурманской области от 26 сентября 2019 г.
оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения Следственный изолятор N 2 Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.