Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О финансовом оздоровлении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций и их реформировании"
В результате непродуманных реформ в агропромышленном комплексе страны, более 50 процентов предприятий, в пользовании которых сосредоточено большая часть продуктивных земельных ресурсов, практически прекратили свою производственную деятельность. Из-за огромной задолженности поставщикам товаров и услуг, федеральному и местным бюджетам, банкам, финансовым организациям они не способны финансово обслуживать даже свою текущую деятельность, выплачивать заработную плату, эффективно использовать землю.
Списание или отсрочка просроченной задолженности по бюджету коренным образом не решает проблемы, пока остается огромная задолженность энергетикам, газовикам, транспортникам и другим организациям, пока не выработана экономическая система их поддержки.
В результате, не имея средств для развития и восстановления объемов производства эти организации быстро накапливали новые долги, вновь становясь неплательщиками. В таких хозяйствах почти полностью уничтожено животноводство, что осложняет ситуацию из-за неспособности этих хозяйств давать высокую денежную выручку при отсутствии необходимых инвестиций.
Следует отметить, что в последние годы Правительство Российской Федерации даже не пыталось хотя бы начать решать вопрос финансового оздоровления и восстановления платежеспособности этой группы предприятий.
Необходимо отметить, что без восстановления объемов, которые имели эти хозяйства в 90-е годы по производству зерна, технических культур, молока и мяса Россия не сможет обеспечить собственным продовольствием население и восстановить свою продовольственную независимость.
Таким образом, восстановление платежеспособности и хозяйственной деятельности значительной части убыточных и низкорентабельных сельскохозяйственных предприятий, является на ближайшие годы общенациональной задачей.
Предлагаемый проект Федерального закона "О финансовом оздоровлении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций и их реформировании" в целях повышения эффективности работы таких организаций предлагает одновременно решить две задачи: определить конкретные меры финансовой и экономической поддержки хронически убыточных хозяйств и одновременно провести их организационно-правовую реорганизацию.
Предлагаемый Федеральный закон определяет:
а) условия и порядок осуществления программы финансового оздоровления и реформирования сельскохозяйственных организаций. При этом главным принципом является добровольность принятия решения о включении предприятия в перечень реформирования сельскохозяйственных организаций;
б) порядок использования собственниками земельных долей и имущественных паев, своих прав в период реформирования сельскохозяйственных организаций;
в) систему государственных мер по финансовому оздоровлению и восстановлению платежеспособности сельскохозяйственных организаций, осуществляющих программу реформирования;
г) меры регулирования задолженности сельскохозяйственных организаций, которые проводят реорганизацию перед государством и поставщиками товаров и услуг;
д) систему государственной социальной поддержки работникам сельскохозяйственных организаций, осуществляющих программу реформирования.
Предлагается установить следующие меры государственной поддержки сельскохозяйственным организациям, осуществляющим программу реформирования:
1. Отсрочить сроком на 10 лет всю сумму просроченной задолженности сельскохозяйственных организаций по платежам в бюджеты всех уровней, в государственные внебюджетные фонды и другим кредиторам, включая долги МПС, Газпрому и РАО ЕЭС.
2. Списать всю задолженность по процентам, пени и штрафам, начисленным за неуплату и несвоевременную уплату в бюджеты всех уровней, в государственные внебюджетные фонды и другим кредиторам.
3. Организации, включенной в программу реформирования, предлагается компенсировать 50 процентов затрат на приобретенные удобрения, проведению работ по внутрихозяйственному водоснабжению, газификации и электрификации.
4. Предусматривается, что для обеспечения финансового обслуживания текущей деятельности в первые годы после реформирования сельскохозяйственная организация, в зависимости от размера сельскохозяйственных угодий, находящихся в собственности, аренде и пользовании, получает разовую финансовую помощь в следующих размерах:
Размер сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственной организации (тыс. га) |
Разовая финансовая помощь млн. рублей |
До 5,0 5,0-7,0 7,0-10,0 Свыше 10,0 |
2,0 2,5 3,0 4,0 |
5. Проектом закона предусматривается установить, что для восстановления платежеспособности и повышения рентабельности производства в течение 3 лет со дня принятия программы реструктуризации, сельскохозяйственные организации получают государственную поддержку в зависимости от государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий, находящихся в их пользовании, в следующих размерах:
Государственная кадастровая бальная оценка сельскохозяйственных угодий, находящихся в пользовании организации |
Размер государственной финансовой поддержке в расчете на гектар сельскохозяйственных угодий (рублей) |
на уровне средней оценки по субъекту Российской Федерации |
1000 |
на уровне выше среднего показателя по субъекту Российской Федерации |
700 |
ниже среднего показателя по субъекту Российской Федерации |
1200 |
6. Крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные на базе реорганизуемых сельскохозяйственных организаций, получают разовую финансовую помощь на приобретение техники, скота, семян, минеральных удобрений и кормов в размере 200 тыс. рублей, на них распространяется государственная поддержка в расчете на гектар сельскохозяйственных угодий.
7. Проектом закона предлагается установить, что граждане, члены сельскохозяйственных организаций, лишившиеся работы в результате реформирования организации, в соответствии с настоящим федеральным законом имеют право досрочно, в соответствии с действующим законодательством, оформить пенсию - женщины при достижении 53 и мужчины - 57 лет.
Указанные льготы и финансовая помощь будут проводиться только в том случае, если сельскохозяйственные организации будут проводить рекомендованную комиссией реформирование.
Обязательными условиями проведения реформирования являются смена или уточнения в соответствии с действующим законодательством организационно-правовой формы сельскохозяйственной организации. В этих целях в проекте закона предусматривается, что в месячный срок со дня решения о начале реорганизации, собственники земельных долей и имущественных паев могут свободно выйти из организации для создания крестьянских (фермерских) хозяйств, нового акционерного общества или производственных кооперативов. При этом собственники земельных долей и имущественных поев обязаны передать в их уставные капиталы в аренду сроком на 15 лет свою земельную долю и имущественный пай. Передача оформляется заявлением каждого собственника земельного и имущественного пая; собственники земельных долей и имущественных паев, пожелавших остаться членами действующей сельскохозяйственной организации, обязаны передать свои имущественные паи и земельные доли в уставный капитал в том же порядке.
Для финансового оздоровления проект закона предусматривает, что по решению Межведомственной региональной комиссии сельскохозяйственной организации может быть предложена смена собственника.
Определение нового собственника должно производиться на конкурсной основе в порядке, определенном Межведомственной региональной комиссией.
При этом новый собственник обязан:
выплатить в течение двух лет собственникам земельных долей, стоимость их земельной доли, рассчитанной исходя из кадастровой оценке земли. Если в течение этого срока собственник не выполняет своих условий, право собственности на земельную долю возвращается его прежнему владельцу вместе с погашением в течение 6 месяцев всей задолженности по заработной плате.
Указанная сделка оформляется соответствующим договором собственника с каждым владельцем земельной доли.
Преимущественное право нового собственника для реорганизуемой сельскохозяйственной организации получают птицефабрики, животноводческие комплексы, перерабатывающие предприятия и другие организации, выразившие желание восстанавливать сельскохозяйственные производства.
Новый собственник обязывается законом использовать землю реформируемой организации только в сельскохозяйственных целях.
Проектом закона предусматривается, что Правительство Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, утвердит один из банков, контрольный пакет акций которого находится в руках государства, Банком-Агентом по обслуживанию программы финансового оздоровления и реформирования сельскохозяйственных организаций с целью восстановления их платежеспособности и эффективности их работы. Банк должен иметь опыт работы с сельскохозяйственными товаропроизводителями и разветвленную сеть банков и филиалов.
Для организации проведения всей этой работы в Законе предусматривается создание Российской межведомственной комиссии по реформированию сельскохозяйственных организаций; ее состав и положение о ее работе утверждаются Правительством Российской Федерации. Возглавлять комиссию должен Заместитель Председателя Правительства, ведающий вопросами агропромышленного комплекса. В состав комиссии по должности входят первые заместители Министра финансов Российской Федерации, Министра экономического развития и торговли Российской Федерации, Министра по налогам и сборам Российской Федерации, Председатель Правления банка-агента, представители руководящих органов государственных внебюджетных фондов, научных учреждений, других ведомств и кредиторов.
В аналогичном порядке формируются межведомственные региональные комиссии по реформированию сельскохозяйственных организаций во всех субъектах Российской Федерации.
Финансовое обоснование
проекта федерального закона "О финансовом оздоровлении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций и их реформировании"
По данным Всероссийского института аграрных проблем, с учетом финансового состояния, задолженности кредиторам и бюджетам всех уровней сельскохозяйственные организации в Российской Федерации условно можно разделить на пять групп, что определяет метод их финансового оздоровления:
Группировка сельскохозяйственных предприятий РФ по уровню платежеспособности за 1999 г.
Группы хозяйств | |||||
I - финансово- благополу- чные |
II - временно неплате- жеспособ- ные |
Ill - неплатеже- способные |
IV - несостоя- тельные |
V- развал финансово- экономичес- кой системы |
|
Количество хозяйств |
5957 | 4607 | 4470 | 4849 | 7376 |
в % к итогу | 22 | 17 | 16 | 18 | 27 |
Удельный вес. % | |||||
в товарной продукции |
53 | 18 | 13 | 9 | 7 |
в просроченной задолженности |
9 | 15 | 19 | 21 | 36 |
В расчете на работника, тыс.руб. | |||||
Выручка от реализации |
58 | 35 | 28 | 22 | 13 |
Балансовая прибыль |
14 | 3 | 0 | -5 | -9 |
Кредиторская задолженность всего |
15 | 26 | 35 | 39 | 51 |
В том числе просроченная |
5 | 14 | 20 | 24 | 33 |
Первая группа - финансово-благополучные хозяйства: 5,9 тыс.хозяйств, т.е. 22% всех сельхозпредприятий России, на их долю приходится 53% товарной продукции. Основная часть этих хозяйств не имеет просроченных долгов, остальные имеют небольшие долги. Меры государства по ужесточению платежной дисциплины могут решить проблему неплатежей в этой группе, так как их годовая прибыль в 3 раза превышает просроченную задолженность.
Вторая группа - временно неплатежеспособные хозяйства: (4,6 тыс., или 17%). Этим хозяйствам гораздо труднее восстановить платежеспособность, так как их задолженность в 4 раза превышает среднюю прибыль. Часть хозяйств этой группы убыточна. Вместе с тем в этих хозяйствах продолжается производство: на их долю приходится 18,2% товарной продукции. Эти хозяйства все еще сохраняют возможность восстановления платежеспособности.
Для этого целесообразно дать им возможность реструктурировать свои долги. Принято решение отсрочить долги на 10 лет, а потом основной долг возвращать в течение десяти лет, списывая пени и штрафы по мере погашения основного долга. В этих хозяйствах необходимо реструктурировать бизнес, совершенствовать менеджмент.
Третья группа - неплатежеспособные хозяйства (4,5 тыс., или 16%). Большинство этих хозяйств убыточно, текущие платежи они осуществлять не могут, их задолженность превышает годовую выручку в 1,3 раза. Финансовое оздоровление этих хозяйств уже невозможно без поддержки государства. Если реструктурировать долги такого предприятия, то можно рассчитывать на поиск нового собственника, способного провести его финансовое оздоровление.
Четвертая группа - несостоятельные хозяйства (4,8 тыс., или 18%). Это убыточные хозяйства, долги которых почти в 2 раза превышают выручку от реализации. Основная часть долгов просрочена, по ним ежедневно начисляются пени. Доля этих хозяйств в товарной продукции сельхозпредприятий составляет 9%. Самостоятельно восстановить свою платежеспособность они не могут. Вместе с тем в распоряжении этих хозяйств находится 17,2% всех сельхозугодий (заметим, кстати: лишь 30% этих земель засевались в 1999 г.), скот, здания и сооружения, которые пока привлекательны для инвесторов.
Пятая группа - хозяйства с разваленной финансово-экономической системой (7,4 тыс., или 27,1%). Товарное производство в этих хозяйствах свернуто (доля этой группы в товарной продукции менее 7%). Долги в 4 раза превышают стоимость товарной продукции. Многие из этих хозяйств практически прекратили свою деятельность, их имущество растаскивается собственниками, населением, распродается за бесценок судебными исполнителями.
Основные выводы из приведенных данных следующие:
1. Немедленно приступить к финансовому оздоровлению и реформированию III и IV групп сельскохозяйственных организаций, общее число таких хозяйств - 9319, которые в настоящее время дают 21% товарной продукции.
2. Их финансовое оздоровление провести в течение 2002-2003 годов.
3. По расчетам специалистов, примерно 30% этих хозяйств может быть предложен вариант финансового оздоровления в виде смены собственника, что не потребует бюджетных средств. Таким образом, 3,5-3,7 тыс. хозяйств получают возможность, проведя отсрочку финансовой задолженности в соответствии с настоящим Федеральным законом, сменить собственника и начать восстанавливать сельскохозяйственное производство.
4. С участием финансовой поддержки федерального и регионального бюджетов будет проведено финансовое оздоровление и реорганизация 6800 сельскохозяйственных организаций или по 3400 хозяйств в течение одного года.
Потребность бюджетных средств (из федерального и регионального бюджетов) для финансового оздоровления составит:
Требуется в год бюджетных средств для одной
организации с площадью сельхозугодий в количестве
5,5 тыс.га
Финансовая помощь - 2,5 млн.руб.
Государственная финансовая поддержка из расчета 800 - 4,4 млн.руб.
руб. на 1 га сельхозугодий
Освобождение от единого сельскохозяйственного - 0,30 млн.руб.
налога
Итого: - 7,2 млн.руб.
Всего на всю группу предлагаемых к реформированию в 2002 году хозяйств потребуется 25,2 млрд.руб., в т.ч. 12,6 млрд.рублей из федерального бюджета и 12,6 млрд.рублей из бюджетов регионов Российской Федерации, хозяйства которых будут включены в программу реформирования.
Окупаемость вложений будет обеспечена за счет значительного увеличения производства основных сельскохозяйственных продуктов. По расчетам этот прирост на год выполнения программы финансового оздоровления составит:
Производство основных видов сельскохозяйственных продуктов в Российской Федерации в 2000 году
Всеми хозяйствами |
Процент реформирова- нных хозяйств |
Производство на год реализации программы |
Прирост производства |
|
Валовая продукция сельского хозяйства. млрд.рублей |
61,5 | 9,2 | 13,8 | |
Производство, млн.т: |
64,5 | 9,6 | 21,1 | 11,5 |
Зерна | 3,8 | 0,57 | 0,79 | 0,22 |
Мяса в убойном весе | 31,9 | 4,8 | 6,72 | 1,92 |
Молока |
Таким образом, проведя финансовое оздоровление этой группы хозяйств Россия дополнительно получит, примерно, 11 - 12 млн.т зерна, 0,2 - 0,3 млн.т мяса и 1,9 - 2,0 млн.т молока на общую сумму 50,0 - 51,0 млрд.рублей, только налог на добавленную стоимость на продукцию, выработанную из указанных сырьевых ресурсов составит 12 - 15 млрд.рублей.
Таким образом, затраты бюджета по финансовому оздоровлению указанной неплатежеспособной группы хозяйств окупается за 1,5 - 2,0 года. Кроме этого, следует иметь в виду целый ряд положительных социальных последствий, главные из них следующие:
1. На селе будут созданы новые рабочие места, вырастут заработки крестьян.
2. Работая рентабельно сельскохозяйственные предприятия смогут помогать учреждениям образования, здравоохранения, культуры, активно начнется развиваться социальная сфера.
3. В оборот будут вовлечены ранее заброшенные в последние годы земли, что имеет решающее значение для будущего России.
4. Увеличив производство зерна, мяса, молока и других продуктов Россия сократит свою продовольственную зависимость от Запада и сможет в основном отечественными продуктами снабжать аграрный рынок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.