Пояснительная записка
к проекту Трудового кодекса Российской Федерации
В настоящее время трудовые отношения регулируются принятым еще в 1971 г. Кодексом законов о труде Российской Федерации, который по большинству положений не соответствует сложившейся в стране ситуации, поскольку ориентирован на экономическую и социальную модели, когда практически единственным работодателем было государство.
Происходящие в стране изменения затронули, прежде всего, экономические основы жизни общества, что уже отражено в новом ГК РФ и целом ряде других системных федеральных законов, в основе своей противоречащих действующему КЗоТ РФ. Новый этап развития общества по-новому ставит вопрос о реформе трудового законодательства. Представляемый проект Трудового кодекса Российской Федерации разработан с учетом предложений, содержащихся в альтернативных проектах, и согласован с большинством членов Рабочей группы Государственной Думы, авторов альтернативных проектов, а также с представителями Правительства Российской Федерации, общероссийских объединений профсоюзов и работодателей, которые принимали самое непосредственное участие в работе по подготовке и согласованию этого проекта с целью выработки взаимоприемлемых решений.
В частности, стороны согласительного процесса нашли взаимоприемлемые решения практически по всем основным вопросам:
- социальное партнерство, роль представителей работников и работодателей в регулировании трудовых отношений;
- достижение оптимального баланса интересов работников и работодателей, сочетание нормативного и договорного методов регулирования трудовых отношений;
- разумное ограничение случаев заключения срочных трудовых договоров;
- основания и порядок расторжения трудового договора;
- регулирование вопросов оплаты труда и предоставления гарантий и компенсаций;
- регулирование особенностей труда ряда специфических категорий работников;
- защита профсоюзами трудовых прав работников и самозащита работниками своих трудовых прав;
- разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров;
- ответственность за нарушение законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Предложенный в настоящем Проекте механизм взаимоотношений между работодателями и представителями работников основывается как на договорном методе регулирования трудовых отношений, так и на принятии специальных мер защиты трудовых прав работников, в том числе государственными органами и профессиональными союзами. В частности, устанавливается, что работодатель при подготовке целого ряда управленческих решений, затрагивающих существенные интересы работников, должен принимать их с учетом мнения соответствующих органов профсоюзов. Проектом предусмотрено, что в спорных случаях стороны должны проводить обязательные взаимные консультации. В случае недостижения взаимоприемлемого решения, работодатель, с одной стороны, не лишается права принять решение, а представители работников, с другой стороны, вправе начать процедуру коллективного трудового спора. Реальные правовые механизмы разрешения таких споров также предусмотрены проектом.
Проект содержит разумные ограничения возможности произвольного заключения срочных трудовых договоров и перечень таких случаев приводится в соответствующей статье. Кроме того, проектом предусматривается, что работник вправе расторгнуть срочный трудовой договор в любое время.
В проекте сохранены оптимальные, согласованные с объединениями профсоюзов и работодателей механизмы, обеспечивающие защиту работников при их увольнении по инициативе работодателя по определенным основаниям. Определена процедура учета мнения профсоюзного органа при расторжении трудового договора с работниками по инициативе работодателя, предусмотрены также повышенные гарантии при возможном увольнении руководителей выборных профсоюзных органов, их заместителей, а также членов комиссий по трудовым спорам.
В проекте значительно усиливаются гарантии работников в области заработной платы. В частности, вводится механизм выплаты компенсаций работникам за задержку выплаты заработной платы, что, наряду с другими видами ответственности работодателя, позволит свести к минимуму это негативное явление.
Соответствующими разделами определены виды гарантий и компенсаций, предоставляемых работнику, а также установлен порядок их реализации. В проекте сведены все случаи предоставления трудовых гарантий и компенсаций, ныне содержащихся в различных актах, а также определены их минимальные параметры.
Весьма важным является то, что в проекте установлены особенности правового регулирования труда отдельных специфических категорий работников. Это позволит сократить количество специальных актов, в том числе подзаконных, и распространить на работников действие Трудового кодекса.
Впервые в трудовом законодательстве определены способы самозащиты работниками своих трудовых прав.
Представляется, что предлагаемый Проект будет более соответствовать правам и законным интересам и работников и работодателей, поскольку отвечает на наиболее проблемные вопросы, возникающие на практике.
При принятии данного проекта предлагается признать утратившим силу действующий КЗоТ РФ с изменениями и дополнениями, поскольку все его положения, подтвердившие свою жизнеспособность, включены в текст предлагаемого Проекта.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Трудового кодекса Российской Федерации
Данный законопроект предусматривает ряд норм, которые в случае их реализации в организациях бюджетной сферы могут повлечь за собой весьма значительные дополнительные затраты из средств федерального бюджета и бюджетов других уровней.
В частности, статьей 131 проекта устанавливается норма о том, что минимальная зарплата не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.
Статьями 153 и 155 Проекта предусматриваются повышенные по сравнению с действующим законодательством компенсации работникам при невыполнении ими по вине работодателя норм труда или при простое - 2/3 средней зарплаты, тогда как по действующему КЗоТ РФ - 2/3 тарифной ставки (оклада).
Статьей 234 Проекта устанавливается обязанность работодателя выплачивать работникам проценты в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России от суммы задержанной зарплаты за каждый день задержки.
В связи с вышеизложенным представляется необходимым при рассмотрении законопроекта во втором чтении определить возможные источники финансирования этих затрат в Заключительных положениях законопроекта, в том числе через ссылку на принятие по этим вопросам специального федерального закона порядке и сроках реализации вышеуказанных норм.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.