Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.
судей Антропова Е.А, Камышниковой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Корниловой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика Поташова ЕА на решение Еланского районного суда Волгоградской области от 23 сентября 2019 года по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Волгоградской области к Поташову ЕА о взыскании задолженности по налогам, которым
административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Антропова Е.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
МИФНС России N 7 по Волгоградской области обратилась в суд с административным иском, указав, что Поташов Е.А. состоит на налоговом учете в качестве физического лица и имеет задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ. В адрес Поташова Е.А. направлялись требования, по которым административный ответчик оплату не произвёл. Ранее инспекция обращалась в судебный участок N 126 по Волгоградской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по страховым взносам. Судебный приказ N 2а-126-1324/2018 вынесен 28декабря 2018 года. В связи с поданными Поташовым Е.А. возражениями, данный судебный приказ отменён определением мирового судьи судебного участка N 126 Волгоградской области от 26 февраля 2019 года. Просили взыскать с Поташова Е.А. в пользу инспекции задолженность в общем размере 72 161, 47 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный ответчик Поташов Е.А. просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объёме, ссылаясь на нарушением норм материального права. В жалобе указал, что в течение 10 лет отбывал наказание в местах лишения свободы и не имел возвожности прекратить свой статус индивидуального предпринимателя, в связи с чем считает начиленные наоли необоснованными.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель МИФНС N7 по Волгоградской области полагал решение законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители МИФНС России N7 по Волгоградской области Орлова В.М, УПФ в Еланском районе Волгоградской области Юрьева А.А. возражали против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.
Административный истец Поташов Е.А. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 308 КАС РФ, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителя истца, считавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с п. 1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", начиная с 1 января 2017 года на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов.
Поскольку на момент возникновения спорных правоотношений вопросы, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, регулировались ФЗ от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), при рассмотрении настоящего дела подлежат применению положения Закона N 212-ФЗ.
На основании п.2 ч.1 ст.5 Закона N 212-ФЗ, плательщиками страховых взносов являются, в том числе, индивидуальные предприниматели.
В силу ч.1 ст.14 указанного Закона N 212-ФЗ, плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи, исходя из стоимости страхового года.
Частью 8 ст. 16 Закона N 212-ФЗ установлено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В соответствии со статьей 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Как следует из части 12 статьи 18 Закона N 212-ФЗ, правила, предусмотренные данной статьей, применяются в отношении пени.
В соответствии со статьей 25 Закона N 212-ФЗ, ст.72 НК РФ, исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени за несвоевременную уплату страховых взносов начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, до даты фактической уплаты задолженности.
Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Судебной коллегией установлено и следует из материалов дела, что Поташов Е.А. в период с 28 января 2008 года по 18 октября 2018 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от 13 марта 2019 года N 34572019012595.
Поташов Е.А. имеет задолженность по уплате страховых взносов в размере 72 161 рубля 47 копеек, в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 23 141 рубль за 2016 г.; пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 19 348 рублей 36 копеек за период с 02.01.2017 по 18.09.2018; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в размере 21 193 рубля 19 копеек за 2018 г.; пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в размере 808 рублей 02 копейки за период с 14.07.2018 по 15.11.2018; пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 в размере 2 102 рубля 15 копеек за период с 12.06.2017 по 18.09 2018; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017 в размере 4 662 рубля 58 копеек за 2018 г.; пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017 в размере 160 рублей 15 копеек за период с 01.06.2018 по 15.11.2018; пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в размере 746 рублей 02 копейки за период с 28.10.2016 по 28.01.2017, что подтверждается выписками из лицевого счёта, справкой о состоянии расчётов по страховым взносам.
В адрес Поташова Е.А. инспекцией направлены требования об уплате страховых взносов, сбора, пени, штрафа, процентов от 28.01.2017 N 044S01170013061, от 17.02.2017 N 044S01170168504, от 18.09.2018 N 654735, от 15.11.2018 N 818070, с указанием наименования страховых взносов и пени, конкретных сумм.
Как следует из постановлений судебного пристава-исполнителя о возбуждении и окончании исполнительных производств, в отношении Поташова Е.А. Еланским РО УФССП по Волгоградской области возбуждались и оканчивались по различным основаниям исполнительные производства, в том числе в пользу УПФ РФ по Еланскому району и МИ ФНС N 7 по Волгоградской области, из которых не следует, что спорная задолженность по страховым взносам взыскивалась и ответчиком погашалась.
Таким образом, судом первой инстанции достоверно установлено, что до настоящего времени направленные в адрес должника требования не исполнены, задолженность и пени по страховым взносам в указанном административным истцом размере не погашена.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, Поташовым Е.А. суду не представлено. Правильность расчёта задолженности и пени, основанного на нормах действующего законодательства, у судебной коллегии не вызывает сомнений, он проверен и признан арифметически верным, данный расчёт ответчиком не оспорен. Порядок и сроки обращения в суд налоговым органом соблюдены.
Доводы административного ответчика что он с 2008 года по 2018 год отбывал наказание в местах лишения свободы, что не позволило ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, и в указанный период он не осуществлял предпринимательскую деятельность, не получал дохода от неё и соответственно не должен уплачивать спорную задолженность, не являются основанием к освобождению административного ответчика от обязанности уплаты страховых взносов и пени, по следующим основаниям.
Как следует из правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 N 211-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Протасова Юрия Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 14 и статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только даёт ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п, равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.
Вместе с тем, в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Суд, рассматривая требования о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам, не может исходя из принципов состязательности и равноправия сторон ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения обязательства, не принимая во внимание иные связанные с ним обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. При этом предписания статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не препятствуют суду при наличии доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов за соответствующий период.
Предприниматели могут быть в силу закона освобождены в судебном порядке от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за периоды, когда они не осуществляли предпринимательскую деятельность по основаниям, указанным в статье 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в том числе, за период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке.
Таким образом, судебная коллегия считает, что оснований для освобождения плательщика страховых взносов Поташова Е.А. от уплаты недоимки по страховым взносам и пеням не имеется, поскольку доказательств существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили бы административному ответчику, как индивидуальному предпринимателю, в период с 14 августа 2008 года по 13 июня 2018 года, достоверно зная, что он приговором суда осужден к длительному сроку лишения свободы (9 годам 10 месяцам) обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо предпринимал какие-то меры к прекращению своего статуса, Поташовым Е.А. не представлено. Его нахождение в местах лишения свободы таким обстоятельством не является, поскольку он в данный период обладал правом на переписку, оформление доверенности и т.п.
Более того, Налоговый кодекс РФ предусматривает право представления заявления о снятии с налогового учета лично или через представителей, а также посредством почтовой связи, и в соответствии с положениями ГК РФ, Поташов Е.А. мог оформить соответствующую доверенность в местах лишения свободы, либо направить соответствующее заявление, что им сделано не было.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца в полном объёме.
Доводы апелляционной жалобы не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции. Выводы суда соответствуют закону и фактическим обстоятельствам дела. Нарушений норм материального, процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Еланского районного суда Волгоградской области от 23 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Поташова ЕА - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке гл. 35 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.