2-й Восточный окружной военный суд в составе: председательствующего Соседова Д.Е., судей - Винника С.Ю. и Гордеевой Е.О., при секретаре судебного заседания Доржижаповой Д.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-104/2019 по административному исковому заявлению бывшей военнослужащей войсковой части 1111 ефрейтора в отставке Каминской Натальи Николаевны об оспаривании бездействия командира указанной воинской части и руководителя Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, связанного с несвоевременным включением в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - реестр участников НИС), по апелляционной жалобе представителя административной истицы по доверенности - Варфоломеева Е.А. на решение Красноярского гарнизонного военного суда от 13 августа 2019 года.
Заслушав доклад судьи Соседова Д.Е, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции и доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Каминской Н.Н. в поддержание доводов жалоба и дополнений к ней, а также представителей командира войсковой части 1111 и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по доверенности, соответственно, Станкевича С.В. и Иванова Д.В, просивших в удовлетворении жалобы отказать, окружной военный суд
установил:
как усматривается из принятого по делу судебного решения, Каминская включена в реестр участников НИС не со 2 февраля 2007 года, а с 23 января 2019 года, что ею обжаловано в судебном порядке.
В соответствии с решением Красноярского гарнизонного военного суда от 13 августа 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней Варфоломеев и Каминская, ссылаясь на положения Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 117-ФЗ), Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 января 2009 года N 30, Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооружённых Силах Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2013 года N 166, и Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации, утверждённого приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 14 марта 2017 года N 79, просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. При этом они считают, что поскольку Каминской второй контракт о прохождении военной службы был заключён 1 февраля 2007 года, то с этой даты у неё и возникло право быть участником НИС. Однако командование воинской части Каминскую, как кандидата на участие в НИС, не выявило и её жилищные права в ходе личной беседы ей не разъяснило, то есть бездействовало. Данные обстоятельства гарнизонным военным суд не проверены и, следовательно, при принятии решения не учтены. В период прохождения военной службы административная истица неоднократно обращалась по вопросу включения её в реестр участников НИС, и ей было пояснено, что таким правом она не обладает. Лишь перед увольнением с военной службы Каминская узнала о возможности подачи рапорта о включении в реестр участников НИС, что и было ею сделано.
Вместе с тем право на включение в реестр участников НИС у неё возникло не с подачи рапорта об этом, а с момента наступления основания, указанного в ст. 9 Федерального закона "О статусе военнослужащих", - заключение второго контракта не ранее 1 января 2005 года.
Рассмотрев административное дело, проверив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней и возражений представителей административных ответчиков, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, окружной военный суд приходит к следующему.
Как установлено по делу судом первой инстанции, Каминской 1 февраля 2007 года был заключён второй контракт о прохождении военной службы, а с 23 января 2019 года на основании её рапорта от этой же даты она включена в реестр участников НИС. При этом данных о том, что в период с февраля 2007 года до 23 января 2019 года Каминская в установленном порядке (письменной форме) обращалась с заявлением о включении её в реестр участников НИС, материалы административного дела не содержат. Не представлено таких сведений и самой административной истицей, которая пояснила, что с письменным рапортом о включении в реестр участников НИС она впервые обратилась 23 января 2019 года.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в силу п. 4 ч. 1 и п. 4 ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 117-ФЗ Каминская отнесена к категории военнослужащих, включение которых в реестр участников НИС осуществляется на основании их обращения в письменной форме, то есть носит исключительно заявительный характер.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом гарнизонного военного суда, поскольку он, вопреки доводам апелляционной жалобы и дополнений к ней, исходя из приведённых выше обстоятельств дела, основан на правильном применении указанных законодательных норм.
Что касается остальных сведений, приведённых Варфоломеевым и Каминской, то они были известны суду, исследовались в ходе судебного заседания и получили правильную юридическую оценку.
Незнание административной истицей законодательства Российской Федерации и своих прав по жилищному обеспечению в форме участия в НИС не может служить основанием для включения в реестр при отсутствии её волеизъявления. Федеральный закон N 117-ФЗ в первоначальном тексте был опубликован 23 и 25 августа 2004 года в изданиях "Собрание законодательства РФ", N 34, ст. 3532, "Парламентская газета", N 155 - 156 и "Российская газета", "N", то есть являлся и является доступным для неограниченного круга лиц, а поэтому каких-либо объективных причин, которые препятствовали бы Каминской ознакомиться с ним, не имеется. К тому же, сама административная истица, как военнослужащая, проходящая военную службу по контракту, также должна обладать определёнными правовыми знаниями.
При этом на командование не возложена прямая обязанность при отсутствии обращения военнослужащего разъяснять ему его права, в том числе на жилищное обеспечение. Невыявление же ответственным должностным лицом воинской части военнослужащей Каминской, которая могла изъявить желание стать участником НИС, само по себе не является достаточным поводом для удовлетворения заявленных ею требований, поскольку список для включения военнослужащего в реестр составляется лишь при возникновении основания, указанного в ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 117-ФЗ. Как указано выше, такого основания до 23 января 2019 года по делу не установлено.
Относительно пояснений должностных лиц воинской части на устные обращения Каминской об отсутствии у неё права стать участником НИС, то в случае несогласия с этим она могла обжаловать такие действия вышестоящему командованию или в судебном порядке, что и было ею сделано, однако, только в июле 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 307, 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Красноярского гарнизонного военного суда от 13 августа 2019 года по административному делу по административному иску Каминской Н.Н. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке, установленном гл. 35 КАС РФ.
Председательствующий Д.Е. Соседов
Судьи: С.Ю. Винник
Е.О. Гордеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.