Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда
Российской Федерации за 2000 год"
Расходы бюджета
Динамика численности пенсионеров и средних размеров назначенных
месячных пенсий
Средние размеры назначенных месячных пенсий с учетом
компенсационных выплат
Исполнение статьи 7 Федерального закона "О бюджете Пенсионного
фонда Российской Федерации за 2000 год"
Расходы на выплату трудовых пенсий
Выплаты пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место
жительства за границу
Выплата социальных пособий на погребение
Расходы на доставку пенсий
Целевые выплаты государственных пенсий и пособий,
финансируемые Фондом на возвратной основе
Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение
текущей деятельности Фонда и его органов
Организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета
застрахованных лиц, организация и ведение банка данных по всем
категориям плательщиков страховых взносов в Фонд, поддержание
автоматизированной информационной системы Фонда
Другие расходы
Доходы бюджета
Взаимоотношения с Государственным фондом занятости населения
Российской Федерации
Взаимоотношения федерального бюджета с Пенсионным фондом
Российской Федерации
Реализация Федерального закона от 25.02.99 N 37-ФЗ "О внесении
изменения в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях
в Российской Федерации"
Результаты исполнения бюджета
Отчет по кассовому исполнению бюджета Пенсионного фонда
Российской Федерации за 2000 год
Справка о наличии сверхнормативного остатка оборотных средств
Другие доходы за 2000 год
Другие расходы за 2000 год
Справка о погашенных кредитах и ссудах
Справка о взаиморасчетах с Государственным фондом занятости
населения Российской Федерации
В отчетном периоде Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял свою финансовую деятельность в соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 N 114-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2000 год", которым установлены доходы Фонда в сумме 352,9 млрд.руб. и расходы - в сумме 346,8 млрд.рублей.
Расходы бюджета
Расходная часть бюджета Фонда за 2000 год исполнена в сумме 341,1 млрд.руб., или на 98,4% к годовым назначениям, в том числе на финансирование выплаты пенсий и пособий и их доставку направлено 331,3 млрд.рублей.
Исполнение расходов на пенсионное обеспечение по статьям затрат характеризуется следующими показателями:
(млн.руб.)
Наименование расходов | Бюджет ПФР на 2000 год |
Кассовое исполнение за 2000 год |
% исполне- ния |
|
1. | Выплата государственных пенсий и пособий, осуществляемая за счет бюджета Пенсионного фонда |
310288,5 | 305317,47 | 98,4 |
в том числе: | ||||
1.1. | Трудовые пенсии | 303473,7 | 299503,28 | 98,7 |
из них: | ||||
досрочные пенсии, возмещаемые Государственным фондом занятости населения Российской Федерации |
85,05 | 229,92 | в 2,7 раза |
|
расходы на единовременную компенсационную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.99 N 1709 |
2025,3 | 1965,38 | 97,0 | |
выплата пенсий за периоды, не связанные с уплатой страховых взносов в Фонд, по пенсиям, исчисленным без применения индивидуального коэффициента пенсионера |
4541,9 | 10847,1 | в 2,4 раза |
|
дополнительные расходы на выплату трудовых пенсий, связанные с повышением размера отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране |
29450,9 | 24322,05 | 82,6 | |
с 1 мая 2000 г. до 0,8 | 12798,9 | 12790,59 | ||
с 1 августа 2000 г. до 0,95 |
16340,5 | 10667,46 | ||
с 1 ноября 2000 г. до | 311,5 | 864,0 | ||
1,2 для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях |
||||
1.2. | Компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, получающими пенсии за счет страховых взносов |
151,2 | 110,71 | 73,2 |
1.3. | Пенсии гражданам, получающим пенсии за счет страховых взносов, выехавшим на постоянное место жительства за границу |
89,7 | 59,58 | 66,4 |
из них: пенсии, установленные в соответствии с законодательством СССР |
31,2 |
20,68 |
66,3 |
|
1.4. | Выплата пенсий в соответствии с Временным соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины |
1,5 | 0,88 | 58,7 |
1.5. | Выплата социальных пособий на погребение и оказание гарантированного перечня услуг по погребению получателям пенсий за счет страховых взносов |
1627,2 | 1354,28 | 83,2 |
1.6. | Расходы по доставке и пересылке государственных пенсий и пособий, финансируемых за счет страховых взносов |
4945,2 | 4288,74 | 86,7 |
из них: | ||||
расходы по доставке и пересылке пенсий за периоды, не связанные с уплатой страховых взносов в ПФР |
65,7 | 159,99 | 243,5 | |
расходы по доставке единовременной компенсационной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.99 N 1709 |
29,5 | 27,10 | 91,9 | |
2. | Целевые выплаты государственных пенсий и пособий, финансируемые Фондом на возвратной основе |
27581,1 | 25799,40 | 93,5 |
в том числе: | ||||
2.1. | Расходы на выплату государственных пенсий и пособий, финансируемых Фондом на возвратной основе |
27055,4 | 25420,84 | 94,0 |
из них: | ||||
расходы на единовременную компенсационную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.99 N 1709 |
90,0 | 103,98 | 115,5 | |
2.2. | Расходы по доставке и пересылке пенсий, финансируемых Фондом на возвратной основе |
525,7 | 378,56 | 72,0 |
Итого текущие расходы на пенсионное обеспечение отчетного периода |
337869,6 | 331116,87 | 98,0 | |
3. | Расходы на выплату пенсий членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в части, превышающей три с половиной минимального размера пенсии по старости, финансируемые за счет страховых взносов, фактически поступающих по дополнительному тарифу |
139,98 | ||
Всего расходы на пенсионное обеспечение |
337869,6 | 331256,85 | 98,0 |
В 2000 году исполнение бюджета Пенсионного фонда в части финансирования расходов на выплату государственных пенсий было направлено на обеспечение своевременной выплаты текущих пенсий отчетного периода в пределах установленного лимита с учетом проведения мероприятий по улучшению жизненного уровня пенсионеров, предусмотренных Федеральным законом "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2000 год".
Динамика
численности пенсионеров и средних размеров назначенных месячных пенсий
На конец отчетного периода численность пенсионеров составила 38,5 млн.человек.
Доля пенсионеров в общей численности населения Российской Федерации (144,8 млн.чел.) продолжала увеличиваться и составила по состоянию на 1 января 2001 года 26,6% против 26,5% на 1 января 2000 года, а к численности занятых в экономике - около 60 процентов.
(тыс.человек)
На 01.01.00 | На 01.01.01 | Прирост (снижение) за отчетный период |
|
Всего пенсионеров | 38460,3 | 38479,0 | 18,7 |
из них: | |||
пенсионеров труда | 36966,8 | 36367,9 | -598,9 |
из них: | |||
пенсионеров по старости | 28995,5 | 28886,4 | -109,1 |
в том числе | |||
получающих досрочную пенсию | 24,7 | 27,3 | +2,6 |
пенсионеров, получающих социальные пенсии |
1351,7 | 1981,0 | 629,3 |
пенсионеров военнослужащих срочной службы и их семей |
141,7 | 130,1 | -11,6 |
Динамика изменения численности получателей трудовых пенсий связана со снижением числа пенсионеров по старости на 109,1 тыс.чел., или на 0,4 процента, ростом численности пенсионеров по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания и по инвалидности вследствие общего заболевания суммарно на 7,65 тыс.чел., за выслугу лет - на 16,09 тыс.чел., или на 2,4 процента.
С увеличением с 1 августа 2000 г. согласно Указу Президента Российской Федерации от 1 августа 2000 г. N 1421 компенсационной выплаты к пенсии инвалидам II группы и детям, потерявших одного из родителей, которым назначены социальные пенсии в соответствии с пунктом "б" статьи 114 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", появилась возможность перевода на социальную пенсию отдельных категорий получателей трудовых пенсий. В связи с этим за август-декабрь 2000 г. резко снизилась численность получателей пенсий по случаю потери кормильца (на 513,6 тыс.человек).
По состоянию на конец 2000 года по данным, полученным от органов, назначающих и выплачивающих пенсии, из 36,37 млн. пенсионеров труда получают пенсии, исчисленные с применением ИКП, 23,52 млн.чел., или 64,7% получателей трудовых пенсий, из них пенсионеров по старости - 21,16 млн.чел., или 73,3% от общего числа пенсионеров по старости.
Число пенсионеров по старости, перешедших на исчисление пенсии с применением ИКП, за 2000 год увеличилось на 5,5 млн.человек, а с момента введения Закона - на 7,31 млн.человек (на 01.04.98 - 13,85 млн.чел.).
Увеличение минимального размера пенсии по старости в 2000 году осуществлялось с 1 февраля и с 1 мая соответственно на 20% и 7% в соответствии с Федеральным законом "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2000 год".
Кроме того, была проведена дополнительная индексация пенсий с 1 ноября 2000 г. на 10 процентов.
По состоянию на 1 января 2001 г. минимальный размер пенсии по старости без учета компенсационной выплаты составил 153,15 руб., а с учетом компенсационной выплаты - 453,15 рубля.
Соотношение минимальной пенсии по старости и размера прожиточного минимума пенсионера, устанавливаемого ежеквартально постановлениями Правительства Российской Федерации, в 2000 г. составляло:
на 01.01. 2000 |
на 01.04. 2000 |
на 01.07. 2000 |
на 01.10. 2000 |
на 01.01. 2001 |
В среднем за 2000 г. |
|
Прожиточный минимум пенсионера, руб. |
670 | 851,32 | 894 | 930 | 962 | 909,33 |
Минимальный размер пенсии по старости, руб. |
108,43 | 130,12 | 139,23 | 139,23 | 153,15 | 136,71 |
Размер соотношения, % | 16,2 | 15,3 | 15,6 | 15,0 | 15,9 | 15,0 |
Минимальный размер пенсии по старости с учетом компенсационной выплаты, руб. |
360,43 | 410,43 | 439,23 | 439,23 | 453,15 | 431,95 |
Размер соотношения, % | 53,8 | 48,2 | 49,1 | 47,2 | 47,1 | 47,5 |
Средние размеры
назначенных месячных пенсий с учетом компенсационных выплат
(руб.)
На 01.01.00 | На 01.01.01. |
Увеличе- ние среднего размера в руб. (%) |
|
Всех пенсионеров | 521,14 | 823,35 | 302,21 58,0% |
из них: | |||
пенсионеров труда | 526,10 | 841,96 | 315,86 60,0% |
пенсионеров по старости | 549,13 | 893,67 | 344,54 62,7% |
из них исчисленные: | |||
без применения ИКП | 529,40 | 701,86 | 172,46 32,6% |
с применением ИКП | 565,85 | 963,69 | 397,84 70,3% |
пенсионеров, получающих социальные пенсии |
394,54 | 496,17 | 101,63 25,8% |
пенсионеров - военнослужащих срочной службы и их семей |
433,89 | 603,25 | 169,36 39,0% |
Соотношение среднего размера пенсии по старости и прожиточного минимума пенсионера составило на конец периода 92,9% против 82% на начало года.
Исполнение статьи 7 Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда
Российской Федерации за 2000 год"
Согласно статье 7 Федерального закона от 5 августа 2000 года N 114-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2000 год" на менее 87,0 млрд.руб. должно быть направлено на увеличение государственных пенсий.
В 2000 году размер линейной индексации пенсий для всех пенсионеров составил 41% при годовом уровне инфляции в 20,2 процента.
Суммарные расходы Фонда на проведение индексации пенсий в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. N 29 (с 1 февраля на 20%), от 15 апреля 2000 г. N 338 (с 1 мая на 7%) и от 12 октября 2000 г. N 780 (с 1 ноября на 10%) с учетом расходов по доставке составили 53,3 млрд.руб., в т.ч. финансируемые за счет средств федерального бюджета - 3,9 млрд.рублей.
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 21 января 2000 г. N 89, от 15 апреля 2000 N 681 и от 1 августа 2000 г. N 1421 увеличивались компенсационные выплаты для малообеспеченных категорий пенсионеров. Расходы на увеличение ежемесячных компенсационных выплат составили 4,83 млрд.руб., в т.ч. финансируемые за счет средств федерального бюджета 690,0 млн.рублей.
Для пенсионеров, пенсии которых исчислены с применением индивидуального коэффициента пенсионера, пенсии были увеличены путем повышения отношения заработных плат с 1 мая до 0,8 и с 1 августа до 0,95, а с 1 ноября для пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, до 1,2 в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 15 апреля 2000 г. N 680, от 10 июля 2000 г. N 1272 и от 17 октября 2000 г. N 1762. Пенсии указанной категории пенсионеров выросли суммарно за год на 70 процентов. Общие расходы на повышение размера отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране составили 25,1 млрд.руб., в т.ч. финансируемые за счет средств федерального бюджета - 0,4 млрд.рублей.
Расходы на единовременную компенсационную выплату в размере 50 руб. в январе 2000 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1999 г. N 1709 составили 2,1 млрд.руб., в т.ч. за счет средств федерального бюджета - 105,55 млн.рублей.
Расходы на единовременные выплаты к 55-летию Победы в Великой Отечественной войне в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 438 и от 20 марта 2000 г. N 538 составили 1,92 млрд.руб., в т.ч. за счет средств федерального бюджета - 630,2 млн.рублей.
Таким образом, суммарные затраты Фонда на проведение мероприятий по увеличению пенсий и повышению жизненного уровня пенсионеров составили 87,25 млрд.руб., в т.ч. финансируемые за счет средств федерального бюджета - 5,76 млрд.рублей.
Расходы на выплату трудовых пенсий
В отчетном периоде назначено трудовых пенсий на общую сумму 311,25 млрд.руб., что составляет 98,2% от предусмотренных по бюджету (с учетом получателей двух пенсий).
Экономию плановых затрат на выплату трудовых пенсий на сумму 5,65 млрд.руб. определили следующие причины:
1. Снижение против запланированного среднегодовой - 2,31 млрд.руб.
численности получателей трудовых пенсий на
270,3 тыс.человек
2. Отклонение против запланированного - 1,24 млрд.руб.
среднегодового размера трудовой пенсии (без
учета мероприятий по индексации и повышению
пенсий)
3. Невыполнение плана по дополнительным расходам - 5,46 млрд.руб.
на выплату трудовых пенсий при повышении
отношения среднемесячного заработка пенсионера
к среднемесячной заработной плате в стране -
всего
из них:
за счет меньшего числа перешедших на - 4,3 млрд.руб.
исчисление пенсий с применением ИКП
на конец периода:
по бюджету 25,9 млн.чел.
по отчету 22,2 млн.чел.
4. Увеличение затрат на индексацию трудовых - 3,36 млрд.руб.
пенсий за счет проведения внеплановой
индексации с 1 ноября 2000 г.
Кассовые расходы по выплате трудовых пенсий, финансируемых за счет страховых взносов, составили 299,5 млрд.руб., или 98,7% к запланированным на год. Финансирование расходов на выплату пенсий за 1-ю декаду января 2000 г. в сумме 8,98 млрд.руб. осуществлено Фондом в декабре 1999 года.
В отчетном периоде за счет страховых взносов финансировались расходы за периоды, не связанные с уплатой страховых взносов в ПФР, по пенсиям, исчисленным без применения ИКП, в сумме 10,85 млрд.рублей.
Средняя продолжительность стажа, принятого для исчисления пенсий по старости с применением ИКП, на конец отчетного периода составила 36,4 года, из которых на периоды, не связанные с уплатой страховых взносов в ПФР, приходится 0,72 года, основной размер пенсии на конец отчетного периода составил 860,1 руб., а для оставшихся на "старом" порядке исчисления пенсии соответственно - 36,6 года, из них 4,66 года - ''нестраховые" периоды, основной размер пенсии - 512,52 рубля.
Выплаты пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за
границу
Выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу, Пенсионный фонд осуществляет в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.02.93 N 4461 "О выплате пенсий, назначенных по нормам ранее действовавшего законодательства СССР, гражданам, выехавшим на постоянное жительство за границу", Законом Российской Федерации от 02.07.93 N 5318-1 "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" и Временным соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины от 15.01.93 о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения.
Исполнение расходов на выплату пенсий за границу за отчетный период характеризуется следующими показателями:
(млн.руб.)
Наименование расходов | Бюджет ПФР на 2000 год |
Исполнение за 2000 год |
% исполне- ния |
1. Выплаты пенсий за границу, финансируемые за счет страховых взносов |
89,7 | 59,58 | 66,4 |
из них: | |||
на выплату пенсий, установленных в соответствии с законодательством СССР |
31,2 | 20,68 | 66,3 |
2. Выплаты пенсий на Украину | 1,5 | 0,88 | 58,7 |
Всего за счет страховых взносов | 91,2 | 60,46 | 66,3 |
3. Выплаты пенсий за границу, финансируемые за счет средств федерального бюджета |
14,33 | 12,65 | 88,3 |
из них: | |||
пенсионерам Минобороны России, МВД России, ФСБ России, ФСНП России, ГТК России |
12,55 | 9,72 | 77,5 |
Итого расходы | 105,53 | 73,11 | 69,3 |
Пенсии перечислялись в 44 государства 5554 пенсионерам, в т.ч. на Украину - 459 пенсионерам. За 2000 год пенсия восстановлена 2212 пенсионерам. Количество пенсионеров, имеющих право на получение пенсии, по состоянию на конец отчетного периода составляет 7933 чел., в т.ч. в соответствии с законодательством Российской Федерации - 7549 чел., в соответствии с законодательством СССР - 384 человека. По состоянию на конец отчетного периода выплата пенсий приостановлена по разным причинам 1974 лицам.
Неисполнение плановых показателей связано с тем, что около 2000 пенсионерам пенсия в 2000 году не выплачивалась по причине отсутствия свидетельств о факте нахождения в живых и реквизитов банка, а также тем, что 864 пенсионерам средства на выплату пенсий за IV квартал 2000 г. были списаны со счета ПФР в Сбербанке России в январе 2001 года.
Выплата социальных пособий на погребение
Финансирование расходов на выплату социальных пособий на погребение осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 12.01.96 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Общие расходы на выплату социальных пособий на погребение и оказание гарантированного перечня услуг по погребению за отчетный период составили 1,41 млрд.руб., в том числе финансируемые за счет средств Пенсионного фонда - 1,35 млрд.рублей.
Размер пособия на погребение в отчетном периоде определялся исходя из десятикратного минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 09.01.97 N 6-ФЗ (83,49 руб.), с применением районного коэффициента в районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, и составил в среднем по Российской Федерации 920 рублей. За отчетный период выплачено около 1532,8 тыс.пособий, что составляет около 4,0% от числа пенсионеров, состоявших на учете в органах социальной защиты населения на 1 января 2000 года, что на 92,3 тыс. больше, чем в 1999 году.
Расходы на доставку пенсий
Суммарные затраты по доставке и пересылке пенсий и пособий, финансируемых как за счет страховых взносов, так и за счет средств федерального бюджета, составили 4667,3 млн.рублей.
Расходы производились в пределах 1,5% (без учета НДС) до 8 августа 2000 г. и 1,85% (без учета НДС) с 8 августа 2000 г. (с момента опубликования Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2000 год") от выплаченных сумм пенсий и пособий для управлений Федеральной почтовой связи и 1,25% (без учета НДС) для других организаций (альтернативных структур). Пенсионным фондом уплачен налог на добавленную стоимость по услугам за доставку пенсий на сумму 777,9 млн.рублей.
Целевые выплаты государственных пенсий и пособий, финансируемые Фондом на
возвратной основе
Согласно Закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральному закону "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2000 год" выплата государственных пенсий, финансирование которых производится в соответствии с законодательством за счет средств федерального бюджета, а также расходы на доставку и пересылку указанных видов государственных пенсий осуществлялись Пенсионным фондом на возвратной основе.
Расходы Пенсионного фонда на указанные цели за отчетный период составили 25799,40 млн.руб., в том числе по видам выплат:
(млн.руб.)
Бюджет ПФР на 2000 год* |
Кассовые расходы за 2000 год |
% исполнения |
||
1. | Пенсии военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам (включая инвалидов вследствие военной травмы), их семьям в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" |
4818,29 | 4388,69 | 91,1 |
из них: | ||||
расходы на выплату дополнительного пожизненного ежемесячного материального обеспечения Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы - участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов |
8,55 | 8,13 | 95,1 | |
2. | Социальные пенсии | 7799,98 | 8161,09 | 104,6 |
3. | Расходы в соответствии с Федеральным законом от 07.05.95 N 72-ФЗ на повышение пенсий участникам ВОВ и вдовам военнослужащих, погибших в ВОВ |
8358,88 | 7300,13 | 87,3 |
из них: | ||||
расходы на единовременную выплату в связи с празднованием 55-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.02.2000 N 438 |
649,66 | 621,82 | - 95,7 | |
4. | Компенсация в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" |
1594,82 | 1515,95 | 95,1 |
5. | Расходы на выплату пенсий, исчисленных с применением ИКП, в части, определяемой включением в трудовой стаж, дающий право на пенсию, периодов, не связанных с уплатой страховых взносов в Фонд |
4107,76 | 3780,95 | 92,0 |
6. | Расходы на единовременную компенсационную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.99 N 1709 |
90,03 | 103,98 | 115,5 |
7. | Компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами |
148,77 | 101,52 | 68,2 |
8. | Выплаты пенсий гражданам - получателям пенсий за счет средств федерального бюджета, выехавшим на постоянное место жительства за границу |
14,33 | 12,65 | 88,3 |
из них: | ||||
пенсионерам Минобороны России, МВД России, ФСБ России, ФСНП России, ГТК России |
12,55 | 9,72 | 77,5 | |
9. | Социальные пособия на погребение | 122,55 | 55,88 | 45,6 |
10. | Расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий, финансируемых за счет средств федерального бюджета Всего расходов |
525,68 27581,09 |
378,56 25799,40 |
72,0 93,5 |
* Дополнительные расходы на увеличение компенсационной выплаты с 1 февраля и с 1 мая 2000 г., а также на повышение отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учтены по категориям получателей.
Финансирование расходов на выплату пенсий за 1-ю декаду января 2000 г. в сумме 563,63 млн.руб. осуществлено Фондом в декабре 1999 года.
В отчетном периоде численность пенсионеров - получателей пенсий за счет средств федерального бюджета, характеризуется следующими показателями.
(тыс.чел.)
На 01.01.2000 |
На 01.01.2001 |
Прирост (снижение) за отчетный период |
||
1. | Инвалиды вследствие военной травмы |
492,00 | 424,38 | -67,62 |
2. | Пенсионеры по инвалидности и по случаю потери кормильца из числа военнослужащих срочной службы |
141,75 | 130,08 | -11,67 |
3. | Участники ВОВ, получающие 2-ю пенсию или надбавку |
1067,24 | 971,09 | -96,15 |
4. | Получатели пенсий, пострадавшие вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС |
135,38 | 140,06 | 4,68 |
кроме того, получатели надбавок |
592,7 | 590,30 | -2,4 | |
5. | Получатели социальных пенсий | 1351,75 | 1981,02 | 629,27 |
В 2000 году за счет средств федерального бюджета осуществляется финансирование дополнительного пожизненного ежемесячного материального обеспечения пенсионерам из числа Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы - участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, установленного Указом Президента Российской Федерации от 27.12.99 N 1708.
В рамках Программы подготовки и проведения празднования 55-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в апреле 2000 г. осуществлена единовременная денежная выплата (материальная помощь):
инвалидам и участникам Великой Отечественной войны - в размере трех минимальных пенсий по старости (390,36 руб.);
женам (мужьям) военнослужащих, погибших в период Великой Отечественной войны, и инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо их последствиями, - в размере минимальной пенсии по старости (130,12 руб.).
Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2000 г. N 1421 повышен размер компенсационной выплаты к пенсии инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства) и детям, потерявшим одного из родителей, которым назначены социальные пенсии в соответствии с пунктом "б" статьи 114 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (размер пенсии с компенсационной выплатой не менее 439,23 руб. без учета районного коэффициента с 1 августа 2000 г. и не менее 453,15 руб. с 1 ноября 2000 г.). В связи с этим по соответствующему заявлению начался перевод на социальную пенсию отдельных категорий получателей трудовых пенсий: по случаю потери кормильца и по инвалидности вследствие общего заболевания.
Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей
деятельности Фонда и его органов
В отчетном периоде на текущее содержание органов Пенсионного фонда, содержание единых пенсионных служб, подготовку и переподготовку кадров было направлено 2,55 млрд.руб., что составляет 69,3% к назначенным по бюджету и 0,7% в общих расходах Фонда.
Возмещение расходов ПФР на содержание единых пенсионных служб из средств бюджетов субъектов Российской Федерации составило 65,59 млн.руб., в то время как расходы Фонда на данные цели составили 166,1 млн.рублей. Таким образом, сумма возмещения составила 39,4% от произведенных расходов.
Численность штатного персонала (без учета служб персонифицированного учета) на 1 января 2001 г. составила 34154 единицы, из них численность работников отделений - 18493 единицы, пенсионных отделов и управлений - 14983 единицы (в т.ч. единых пенсионных служб, финансируемых по соглашениям с субъектами Российской Федерации, - 3651 единица), центрального аппарата - 678 единиц.
Исполнение расходов характеризуется следующими показателями:
(млн.руб.)
Наименование расходов | Бюджет ПФР на 2000 год |
Исполнено за 2000 год |
% исполне- ния |
|
1. | Содержание органов Фонда | 3490,7 | 2373,40 | 68,0 |
из них: | ||||
на содержание Учебно-методического центра ПФР |
33,0 | 16,29 | 49,4 | |
2. | Содержание единых пенсионных служб, финансируемых Фондом за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации |
180,9 | 166,1 | 91,8 |
3. | Подготовка и переподготовка кадров | 14,3 | 14,23 | 99,5 |
Всего расходов | 3685,9 | 2553,73 | 69,3 |
Общая экономия затрат по всем статьям расходов на содержание органов Фонда составила 1,13 млрд.руб., что связано с невыполнением плана по среднегодовой численности работников в связи с задержкой в организации пенсионных служб (2,5 тыс.человек). Следствием этого явилось недоиспользование средств, направленных как на оплату труда и начисления, так и на текущие материальные затраты.
Средний размер заработной платы за 2000 год составил 2890 рублей при плане 3158 рублей, или 91,5% от плана.
Расходы на содержание Учебно-методического центра ПФР включают в себя прямые затраты на содержание УМЦ и финансирование учебных мероприятий, проходящих в УМЦ. В отчетном периоде было израсходовано 16,29 млн.руб., или 49,4% от годовых назначений. Низкий процент исполнения связан с недоиспользованием средств на приобретение оборудования для дооснащения УМЦ, а также с недоиспользованием средств, направляемых на оплату за обучение. Проведено обучение 7-ми групп студентов-работников ПФР и 27 учебных мероприятий для руководителей и специалистов ОПФР.
В отчетном периоде по статье "Подготовка и переподготовка кадров" было израсходовано 14,23 млн.руб., или 99,5% от годовых назначений. Всеми формами обучения были охвачены 3796 человек. Проведено 70 учебных мероприятий (29 курсов и 41 семинар), на которых прошли обучение 3418 человек. За счет средств Фонда продолжали обучение в высших и средних профессиональных учебных заведениях 378 человек.
Основные направления повышения квалификации кадров включали в себя рассмотрение практических вопросов работы Фонда, связанных с организацией единой пенсионной службы, совершенствованием организационного и технологического обеспечения системы персонифицированного учета, активизацией работы по погашению просроченной задолженности, методологической поддержкой работы ведущих категорий специалистов.
Организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета
застрахованных лиц, организация и ведение банка данных по всем категориям
плательщиков страховых взносов в Фонд, поддержание автоматизированной
информационной системы Фонда
В соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" продолжались работы по созданию системы персонифицированного учета застрахованных лиц и банка данных плательщиков страховых взносов.
Суммарные расходы по данной статье затрат бюджета составили 1546,22 млн.руб., или 78,4% к бюджетным назначениям.
Исполнение расходов по мероприятиям:
(млн.руб.)
Наименование расходов | Бюджет ПФР на 2000 год |
Исполнено за 2000 год |
% исполнения |
|
1. | Капитальные вложения и проектные работы по строительству межрегиональных и межрайонных центров персонифицированного учета |
244,0 | 240,63 | 98,6 |
2. | Организация персонифицированного учета в регионах |
668,0 | 407,39 | 61,0 |
3. | Закупка технических средств, программного обеспечения, монтаж и наладка оборудования для персонифицированного учета |
700,4 | 579,37 | 82,7 |
4. | Расходы на совершенствование АРМа уполномоченного, техническое переоснащение рабочих мест уполномоченного, эксплуатацию существующей части АИС, ее развитие и модернизацию |
304,2 | 272,66 | 89,6 |
5. | Содержание Информационного центра персонифицированного учета |
54,9 | 46,17 | 84,1 |
Итого | 1971,5 | 1546,22 | 78,4 |
Основным результатом работы в 2000 году стало завершение начальной регистрации всех работающих граждан на территории Российской Федерации, что соответствует заданию, определенному среднесрочной программой "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.97 N 360.
В результате проведенных региональными отделениями ПФР работ к концу 2000 года:
количество застрахованных лиц, на которых были представлены сведения для регистрации в системе государственного пенсионного страхования, составило 70,8 млн.человек;
количество лиц, зарегистрированных в системе государственного пенсионного страхования, достигло 69,7 млн.человек;
суммарное количество индивидуальных сведений, введенных в базу данных, составило 111,9 млн.единиц.
В 2000 году региональные ОПФР продолжали работу по обеспечению назначения и перерасчета государственных пенсий на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования.
Указанная работа проводилась с целью реализации Федерального закона от 05.05.97 N 77-ФЗ, в соответствии с которым в статьи 96 и 102 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" внесены дополнения, согласно которым трудовой стаж и среднемесячный заработок за период после регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Всего с использованием сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на 01.12.2000 было назначено и пересчитано 472,9 тыс.пенсий, в том числе назначено 226,0 тыс.пенсий, пересчитано - 246,8 тыс.пенсий.
На конец 2000 года сформировано и функционирует 442 межрайонных пункта персонифицированного учета (МРП ПУ) и 87 региональных центров. Созданные МРП ПУ оснащены вычислительными комплексами AS/400, в них развернуты локальные вычислительные сети. Ввод информации осуществляется с 4100 рабочих станций.
В результате в системе ПФР создана инфраструктура, основу которой составляет информационно-вычислительная сеть, объединяющая все МРП ПУ и отделения ПФР в единую информационную систему, которая при переходе к повсеместному назначению пенсий по данным персонифицированного учета требует дальнейшего совершенствования и развития.
В 88 региональных отделениях Пенсионного фонда Российской Федерации функционируют службы персонифицированного учета. Численность работников служб персонифицированного учета на конец отчетного периода составила 7421 единицы. На содержание служб персонифицированного учета в регионах направлено 407,39 млн.руб., или 61,0% к годовым назначениям.
На закупку технических средств, программного обеспечения, монтаж и наладку оборудования для региональных отделений и центрального аппарата Фонда в отчетном периоде израсходовано 579,37 млн.руб., или 82,7% от годового плана. Указанные средства были направлены на окончательную оплату за поставки по контрактам, заключенным в 1999 году. По плану централизованных закупок приобретены 138 серверов AS/400, программное обеспечение для электронной почты ПФР, оборудование криптографической защиты, 750 ламинаторов, 2,5 тыс.шт. компьютеров для оснащения ЕПС, 1,5 тыс.шт. лазерных принтеров, 4,0 тыс.шт. принтеров общего назначения, 100 шт. серверов для баз данных, бланочная продукции для ведения персонифицированного учета.
Расходы на совершенствование АРМа уполномоченного, техническое переоснащение рабочего места уполномоченного, эксплуатацию существующей части АИС, ее развитие и модернизацию за отчетный период составили 272,66 млн.руб., или 89,6% от предусмотренных на год.
Средства по данной статье затрат были направлены на оплату за 6 тыс. компьютеров по контракту, заключенному в 1999 году. По плану централизованных закупок текущего года приобретены магнитные ленты резервного копирования, стриммерные картриджи, устройства архивирования данных.
Региональными ОПФР средства направлялись на приобретение расходных материалов и ремонт средств вычислительной техники, на создание локальных вычислительных сетей, закупку принтеров.
Затраты на содержание Информационного центра персонифицированного учета в отчетном периоде составили 46,17 млн.руб., или 84,1% от предусмотренных на год. ИЦПУ осуществляет установку приобретаемых, а также самостоятельно разрабатываемых ИЦПУ и ОПФР прикладных программных комплексов, эксплуатацию и сопровождение программно-технических средств для Исполнительной дирекции и региональных ОПФР для обеспечения мероприятий по организации и функционированию системы персонифицированного учета застрахованных лиц. Штатная численность ИЦПУ по состоянию на 01.01.2001 составила 148 единиц при плановой численности до 180 человек.
В отчетном периоде по статье "Капитальные вложения и проектные работы по строительству межрегиональных и межрайонных центров персонифицированного учета" было израсходовано 240,63 млн.руб., или 98,6% от годовых назначений. Расходование средств осуществлялось по утвержденным титульным спискам. Велось строительство административных зданий в 6 регионах. Было закончено строительство и сданы в эксплуатацию административные здания общей площадью 15245 кв.м. Приобретены здания и помещения общей площадью 26222 кв.м.
Другие расходы
По статье затрат "Погашение кредитов и ссуд" отражены расходы на возврат привлеченных кредитных ресурсов и погашение векселей ПФР (392,04 млн. руб.), средства от продажи которых были привлечены Фондом в 1999 году.
По состоянию на 01.01.2000 размер привлеченных Фондом кредитных ресурсов составил 32,53 млн.рублей. Из них 8,86 млн.руб. - беспроцентная ссуда Минфина Республики Башкортостан, предоставленная ОПФР по Республике Башкортостан, 23,13 млн.руб. - кредит, ранее полученный в АКБ "СБС-Агро" и не погашенный своевременно по причине введения процедуры наблюдения в банке. По состоянию на 01.01.2001 остаток непогашенных кредитных ресурсов составил 0,57 млн.рублей.
По статье затрат "Расходы на международное сотрудничество по вопросам пенсионного страхования" в отчетном периоде израсходовано 1,85 млн.руб., из них: на зарубежные поездки - 1,33 млн.руб. (18 делегаций в составе 45 чел.), на прием иностранных делегаций - 0,02 млн.руб. (8 делегаций в составе 18 чел.), на участие ПФР в Ассоциации Представительств пенсионных фондов стран СНГ - 0,5 млн.рублей. Значительное неисполнение плановых показателей связано с неуплатой взносов в МАСО в связи с представлением Счетной палатой Российской Федерации об уплате Фондом взносов за Минтруд России в 1999 году и неурегулированности вопроса о возмещении Фонду задолженности.
В отчетном периоде не производилось финансирование расходов по статье "Формирование базы данных Фонда для актуарных расчетов". Проведение мероприятий по данной статье затрат перенесено на 2001 год.
В 2000 году Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 января 2000 г. N 115 "О дополнительных мероприятиях по улучшению условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания населения" в рамках погашения просроченной задолженности организациями-должниками перед ПФР осуществлял дополнительное финансирование учреждений социального обслуживания.
Между Пенсионным фондом и субъектами Российской Федерации заключены соглашения о взаимодействии по вопросам улучшения условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания. К освоению лимитов привлечены 8 тыс. организаций-должников по платежам в ПФР, которые в течение нескольких лет не имели возможности погасить задолженность из-за нестабильного финансового состояния и отсутствия платежеспособного спроса на выпускаемую продукцию. Дополнительное финансирование указанных учреждений осуществлялось за счет сверхпланового поступления доходов за счет мобилизации просроченной задолженности плательщиков страховых взносов и составило 2964,42 млн.руб., которые были направлены на погашение кредиторской задолженности, капитальный ремонт, оплату коммунальных услуг, приобретение продуктов питания, мягкого инвентаря, оборудования, автотранспорта, медикаментов.
Прочие расходы Фонда за отчетный период составили 2,3 млрд.руб., из них за счет пеней и финансовых санкций 0,56 млрд.руб. направлено на региональные программы социальной защиты населения, 1,49 млрд.руб. - на социальное развитие Фонда.
ПФР в отчетном периоде осуществлял целевое финансирование согласованных с администрацией субъектов Российской Федерации региональных программ социальной защиты пенсионеров и нетрудоспособных граждан, включающее в себя в том числе оказание единовременной материальной помощи остронуждающимся пенсионерам и инвалидам, расходы на празднование 55-й годовщины Победы в ВОВ, Дня пожилого человека, Дня инвалида.
Доходы бюджета
Собственных доходов в 2000 году поступило в сумме 395,4 млрд.руб., или 129,2% от плана.
Поступление доходов в бюджет Пенсионного фонда РФ по источникам характеризуется следующими данными:
(млн.руб.)
Наименование доходов | Бюджет ПФР на 2000 год |
Исполнено за 2000 год |
% исполне- ния |
|
I. Доходы ПФР: | 292091,0 | 375971,49 | 128,7 | |
1. | Страховые взносы | |||
в том числе: | ||||
мобилизация просроченной задолженности плательщиков страховых взносов в Фонд |
15500,0 | 19989,50 | 129,0 | |
2. | Суммы единого налога на вмененный доход, поступающие в Фонд |
2550,0 | 3143,93 | 123,3 |
3. | Поступления страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации |
142,97 | ||
4. | Прочие поступления | 450,0 | 4710,68 | в 10,5 раз |
в том числе: | ||||
пени, финансовые санкции | 450,0 | 4495,0 | в 10 раз | |
обслуживание коммерческими банками остатков средств счета 807 |
83,13 | |||
другие доходы | 132,55 | |||
5. | Поступления от продажи облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом |
11017,29 | 11459,76 | 104,0 |
Итого собственных доходов | 306108,29 | 395428,83 | 129,2 | |
II. | Средства федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации на выплату пенсий и пособий |
26792,05 | 26800,35 | 100,03 |
III | Средства Государственного фонда занятости населения Российской Федерации - всего |
144,61 | 283,55 | в 2 раза |
из них: | ||||
возмещение расходов на выплату досрочных пенсий безработным гражданам |
85,05 | 229,92 | в 2,7 раза |
|
погашение задолженности Государственного фонда занятости населения Российской Федерации перед Фондом |
59,56 | 53,63 | 90,0 | |
IV. | Средства от реализации гуманитарной помощи исходя из объемов, определенных Федеральным законом "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год", направляемые в Фонд на выплату государственных пенсий и пособий |
11560,26 | 8702,21 | 75,3 |
V. | Возмещение расходов на содержание единых пенсионных служб из средств бюджетов субъектов Российской Федерации |
180,9 | 65,59 | 36,3 |
Всего доходов | 344786,11 | 431280,53 | 125,1 |
По оценке Минэкономразвития России фонд заработной платы за 2000 год составил 1365,0 млрд.руб., против прогнозного 1290,0 млрд.рублей.
Фактическая сумма выплат, на которые начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд, за отчетный период составила 1366,68 млрд.руб., из которых на фонд заработной платы приходится 1317,0 млрд.руб., или 96,4 процента.
Страховых взносов поступило 375,97 млрд.руб., или 128,7% к годовому плану, из них 20,0 млрд.руб. - мобилизация просроченной задолженности по страховым взносам. Общий уровень сбора страховых платежей за отчетный период составил 96,9%, без учета доходов от мобилизации -91,4 процента.
В 2000 году сверх установленного плана поступило страховых взносов на сумму 83,9 млрд.рублей.
На перевыполнение плана повлияли следующие изменения в показателях, определяющих поступление страховых платежей в Фонд:
млрд.руб.
1. Увеличение на 246,26 млрд.руб. суммы выплат, на 60,75
которые начисляются страховые взносы в ПФР
2. Увеличение против запланированного коэффициента 18,65
сбора текущих страховых взносов (91,4% - 86,6% =
4,8%)
из них:
за счет увеличения на 69,9 млрд.руб. против 3,35
запланированной суммы начисленных страховых
взносов
3. Сверхплановое поступление средств от мобилизации 4,50
просроченной задолженности плательщиков страховых
взносов (20,0 млрд.руб. - 15,5 млрд.руб.)
По состоянию на 1 января 2001 года сумма просроченной задолженности организаций по страховым взносам в Пенсионный фонд составила 154,2 млрд.руб. против 142,73 млрд.руб. на 1 января 2000 года, т.е. увеличилась на 11,47 млрд.рублей. Темп роста просроченной задолженности за 2000 год составил 108,0%, при этом в течение первых 9 месяцев наблюдался прирост задолженности на уровне 2,6-3,0% ежеквартально. В IV квартале произошло снижение общей суммы просроченной задолженности на 1,06 млрд.рублей.
Наиболее крупные суммы просроченной задолженности по уплате страховых взносов сложились по организациям следующих отраслей:
Отрасли | Просроченная задолженность по состоянию |
Удельный вес к общей сумме просроче- нной задолжен- ности, % |
Отклонение по сравнению с предыдущим периодом |
||
на 01.01.00 (млрд. руб.) |
на 01.01.01 (млрд. руб.) |
абсолют- ное, млрд. руб. |
темп роста, % |
||
машиностроения и металлообработки |
22,41 | 23,77 | 15,4 | 1,36 | 106,1 |
строительства | 19,40 | 20,59 | 13,4 | 1,19 | 106,1 |
сельского хозяйства | 19,55 | 24,27 | 15,7 | 4,72 | 124,1 |
транспорта | 8,46 | 10,37 | 6,7 | 1,91 | 122,6 |
в том числе по предприятиям и организациям железных дорог МПС России |
0,4 | 1,66 | 1,1 | 1,26 | в 4,2 раза |
металлургической промышленности |
6,95 | 5,2 | 3,4 | -1,75 | - |
бюджетной сферы | 7,08 | 7,22 | 4,7 | 0,14 | 102,0 |
угольной промышленности | 5,95 | 6,82 | 4,4 | 0,87 | 114,6 |
электроэнергетики | 7,46 | 7,04 | 4,6 | -0,42 | - |
деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности |
5,08 | 5,5 | 3,6 | 0,42 | 108,3 |
нефтегазодобывающего комплекса |
2,08 | 1,49 | 1,0 | -0,59 | - |
химической и нефтехимической промышленности |
3,25 | 3,51 | 2,3 | 0,26 | 108,0 |
легкой промышленности | 2,65 | 2,92 | 1,9 | 0,27 | 110,2 |
По сравнению с 1999 годом резко возросли темпы роста просроченной задолженности по предприятиям транспорта (122,6%); в частности в 4,2 раза за отчетный период выросла просроченная задолженность по предприятиям и организациям железных дорог МПС России. Высокие темпы роста в целом за год наблюдаются также в сельском хозяйстве (124,1%), угольной (114,6%) и легкой промышленности (110,2%).
В целом за год снизилась сумма просроченной задолженности в металлургической промышленности, по предприятиям нефтегазодобывающего комплекса, в электроэнергетике, причем стабильное снижение наблюдалось лишь в металлургической промышленности.
В отчетном периоде в соответствии с Федеральным законом "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2000 год" Фонд продолжал работу по мобилизации просроченной задолженности организаций по страховым взносам, образовавшейся по состоянию на 1 января 2000 года.
В счет погашения просроченной задолженности в результате реализации Указа Президента Российской Федерации от 29.01.2000 N 116 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации" и норм статей 13 и 14 Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2000 год" за 2000 год региональными отделениями Фонда получено 12,5 млрд.руб., из них в результате реструктуризации задолженности по пеням - 5,8 млрд.рублей.
Кроме того, по заключенным соглашениям в централизованном порядке погашено 255,2 млн.рублей.
За счет реализации Указа Президента Российской Федерации от 29.01.2000 N 115 "О мерах по улучшению условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения" за отчетный период в счет погашения просроченной задолженности организаций по страховым взносам, взыскание которой не может быть осуществлено иными способами, получено 2,9 млрд.рублей.
Состояние расчетов с Пенсионным фондом крупных должников регулярно рассматривалось на межведомственных балансовых комиссиях и комиссиях по неплатежам при администрациях регионов, районов и городов с участием представителей ПФР. Всего за отчетный период на региональном уровне рассмотрено 26,5 тыс. организаций-должников. По результатам рассмотрения погашено задолженности в сумме 2,9 млрд.рублей.
По фактам уклонения от уплаты страховых взносов в органы прокуратуры направлено 10,8 тыс. обращений для принятия мер прокурорского надзора к руководителям организаций, злостно нарушающих законодательство по вопросам уплаты страховых взносов. Таким образом взыскано 0,24 млрд.рублей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.98 N 750 "О мерах по сокращению расходов на обслуживание кредитов и обеспечению своевременного финансирования выплат пенсий" и дополняющим его постановлением от 23.11.99 N 1284 в 2000 году Пенсионным фондом выпущено простых векселей ПФР на общую номинальную стоимость 1,47 млрд.рублей. От реализации векселей ПФР получено 1,19 млрд.рублей. Выпущенные векселя принимались Фондом по номинальной стоимости в уплату просроченной задолженности организаций по страховым взносам, образовавшейся до 1 января 1999 года, а также пеней. За 2000 год векселями ПФР погашена просроченная задолженность организаций перед Фондом на сумму 1,53 млрд.руб., пени - на сумму 3,47 млн.рублей.
В 2000 году оплачены денежными средствами по наступлению срока погашения векселя ПФР на сумму 330,2 млн.рублей. По состоянию на 01.01.2001 не предъявлены к оплате 3 векселя Фонда общей номинальной стоимостью 34,7 тыс. рублей.
В целом за 2000 год доходы от мобилизации просроченной задолженности плательщиков составили 20,0 млрд.руб. при плане 15,5 млрд.рублей.
Из общей суммы сверхплановых доходов от мобилизации 2,9 млрд.руб. в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2000 год" направлены на финансирование расходов, необходимых для улучшения условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения; оставшиеся средства в сумме 1,5 млрд.руб. увеличили размер переходящего остатка денежных средств Фонда на 1 января 2001 года.
Кроме того, в ходе текущей работы уполномоченными ОПФР применяются меры принудительного взыскания задолженности. На счета организаций в 2000 году всего выставлено 608,7 тыс. инкассовых поручений на общую сумму 124,0 млрд.руб., из которых фактически получено 10,0 млрд.рублей. По судебным искам о взыскании просроченной задолженности поступления составили 1,6 млрд.рублей.
В результате взаимодействия региональных отделений ПФР с органами налоговой полиции в отчетном периоде в доход Фонда поступило 4,0 млрд.рублей.
Количество плательщиков страховых взносов, состоящих на учете в органах ПФР, за 2000 год возросло на 780,5 тыс., или на 10,3% и составило 8,4 млн. плательщиков, при этом удельный вес работодателей в общем количестве состоящих на учете в органах ПФР плательщиков, увеличился на 1,3% и составил 39,7%, или 3,3 млн.плательщиков.
В IV квартале 2000 г. произошло снижение количества состоящих на учете в ПФР плательщиков по сравнению с III кварталом на 31,0 тыс. в связи с их ликвидацией в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также в связи с проведенной ОПФР подготовительной работой по передаче налоговым органам информации о плательщиках страховых взносов.
Удельный вес плательщиков, уплачивающих единый налог на вмененный доход, увеличился с 8,9% в IV квартале 1999 года до 14,2% на конец 2000 года в общем количестве состоящих на учете плательщиков и составил 1,2 млн.плательщиков.
Рост числа плательщиков данной категории в 2000 году произошел за счет перехода на уплату единого налога на вмененный доход части плательщиков, уплачивающих страховые взносы с доходов (индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, частных детективов), удельный вес которых уменьшился на 1,7% и составил 44%, или 3,7 млн.плательщиков.
От плательщиков, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход в соответствии с Федеральным законом "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", в Пенсионный фонд поступило 3,1 млрд.руб., или 123,3% к планируемому на год.
Прочих доходов поступило 4,7 млрд.руб., из них пеней и финансовых санкций перечислено на сумму 4,5 млрд.рублей.
Поступление доходов от обслуживания коммерческими банками остатков средств счета 807 составило 83,1 млн.рублей.
В отчетном периоде поступило 8,7 млрд.руб. от реализации гуманитарной помощи в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.99 N 130 "О поставках и порядке реализации сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, поступающих в 1999 году в соответствии с соглашениями с Правительством Соединенных Штатов Америки и Европейским Союзом", или 75,3% от годового плана.
Согласно пункту 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) Фонд использовал временно свободные средства для осуществления операций с облигациями федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД).
В соответствии с соглашениями Фонда с Министерством финансов Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации в декабре 1999 года Пенсионным фондом были приобретены ОФЗ-ПД на общую сумму 11,0 млрд.рублей.
Поступления от продажи ОФЗ-ПД за 2000 год составили 11459,76 млн.руб., из них 459,76 млн.руб. - купонный доход.
В 2000 г. произведено списание пеней в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.98 N 1416 "О порядке списания задолженности по пеням за просрочку уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в связи с несвоевременной оплатой предприятиям (организациям) государственного оборонного заказа в 1994-1997 годах" 845 организациям на общую сумму 1,3 млрд.рублей.
Кроме того, проводилась работа по списанию сумм пеней в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.01.2000 N 116 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации", статьями 11 и 12 Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год" и статьями 13 и 14 Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2000 год". Охват организаций, участвующих в процессе реструктуризации задолженности по страховым взносам в ПФР, составил 0,8%. Всего за 2000 год уполномоченными ОПФР составлено 87,2 тыс.актов списания на общую сумму 19,7 млрд.рублей.
Взаимоотношения с Государственным фондом занятости населения Российской
Федерации
В отчетном периоде в бюджет Фонда поступили средства из Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на возмещение расходов по выплате досрочных пенсий безработным гражданам и погашение задолженности за прошлые годы на общую сумму 283,55 млн.рублей.
По состоянию на 1 января 2000 г. задолженность ГФЗ перед ПФР составляла 59,56 млн.рублей. За отчетный период Пенсионным фондом произведены расходы на выплату досрочных пенсий на сумму 229,92 млн.руб. с превышением плана в 2,7 раза. Общая задолженность по возмещению затрат Фонда по выплате досрочных пенсий на конец 2000 года сократилась до 5,93 млн.руб., или на 90,0 процентов. Рост расходов на досрочные пенсии связан с увеличением числа получателей против запланированного, а также ростом среднего размера пенсий за счет новых назначений и внеплановой индексацией с 1 ноября 2000 года.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2001 г. N 167 погашение задолженности перед ПФР будет осуществлено в 2001 году за счет остатка средств бюджета ГФЗ по состоянию на 1 января 2001 года.
Взаимоотношения федерального бюджета с Пенсионным фондом Российской
Федерации
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" средства федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду на выплату пенсий и пособий, предусмотрены в сумме 26800,35 млн.рублей. Указанные средства перечислены Фонду в полном объеме.
В счет погашения задолженности федерального бюджета перед ПФР за 1997 и 1998 годы было перечислено соответственно 1141,5 млн.руб. и 701,59 млн.рублей.
Средства в объеме 24957,26 млн.руб. переданы на финансирование текущих выплат, осуществляемых Фондом на возвратной основе за счет средств федерального бюджета в соответствии с действующим пенсионным законодательством и прочими законодательными актами и Указами Президента Российской Федерации. Фактические расходы Фонда составили 25799,4 млн.рублей.
Таким образом, размер некомпенсированной задолженности федерального бюджета перед Фондом за 2000 год по расходам на выплату пенсий и пособий составил 842,14 млн.рублей.
(млн.руб.)
Фактически перечисле- но из федераль- ного бюджета |
Фактические расходы ПФР на выплату пенсий |
Остаток невозме- щенных средств |
|
По бюджету ПФР на 2000 г. - всего | 26800,35 | ||
из них: | |||
на финансирование выплаты пенсий в соответствии с пенсионным законодательством |
24957,26 | 25799,40 | 842,14 |
на погашение задолженности за 1997 год | 1141,50 | ||
на погашение задолженности за 1998 год | 701,59 | ||
Итого задолженность перед ПФР за 2000 год |
842,14 |
В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2000 N 145-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год" в связи с получением дополнительных доходов" Правительство Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации осуществили в 2000 году взаимное урегулирование задолженности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации перед федеральным бюджетом на сумму 1718,9 млн.руб., образовавшейся на 1 января 2000 года по ранее выданным бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с договорами (соглашениями) на возвратной основе бюджетным ссудам, и федерального бюджета по финансированию расходов Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату государственных пенсий, выплачиваемых за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Реализация Федерального закона от 25.02.99 N 37-ФЗ "О внесении изменения
в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской
Федерации"
Поступления страховых взносов по дополнительному тарифу от работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, составили за 2000 год 142,97 млн.руб., или 44,5% от начисленных сумм. Расходы на финансирование повышения максимального размера пенсии за выслугу лет членам летных экипажей за этот же период составили 139,98 млн.рублей. Остаток неиспользованных средств по состоянию на 1 января 2001 г. в сумме 78,44 млн.руб. будет направлен на финансирование доплат к пенсиям в феврале-апреле 2001 года.
По данным региональных отделений, от органов социальной защиты населения поступило заявок на повышение максимального размера пенсии в феврале-апреле 2000 г. на сумму 149,84 млн.руб., в мае-июле 2000 г. на сумму 181,10 млн.руб., в августе-октябре на сумму 182,19 млн.руб., с ноября 2000 г. по январь 2001 г. на сумму 205,97 млн.рублей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.99 N 1012 "О мерах по реализации Федерального закона от 25 февраля 1999 г. "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" размер отношения среднемесячной суммы страховых взносов по дополнительному тарифу фактически поступивших в Фонд, к сумме средств, необходимых для финансирования повышения максимального размера пенсии, составил с 1 февраля 2000 г. 0,334, с 1 мая 2000 г. - 0,272, с 1 августа 2000 г. - 0,225, с 1 ноября 2000 г. - 0,228. Средний размер доплаты к пенсии за выслугу лет членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации составил соответственно 423, 400, 334 и 391 руб. в месяц.
Результаты исполнения бюджета
В результате стабилизации финансовой деятельности предприятий и организаций и своевременной выплатой заработной платы работникам остаток денежных средств на счетах Пенсионного фонда (по системе) увеличился с 8097,49 млн.руб. на 1 января 2000 года до 98321,86 млн.руб. на 1 января 2001 года.
При нормативе оборотных средств на 1 января 2001 года в сумме 13000,0 млн.руб., что составляет 40% объема выплат, сверхнормативный остаток оборотных средств на начало 2001 года составил 85321,86 млн.рублей.
Отчет по кассовому исполнению бюджета Пенсионного фонда Российской
Федерации за 2000 год
(млн.руб.)
N пп | Бюджет на 2000 год |
Исполнено за 2000 год |
|
Остаток денежных средств Пенсионного фонда (по системе) на 01.01.2000 |
8097,49 | 8097,49 | |
из них: | |||
остаток средств, образовавшийся за счет страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации |
75,45 | 75,45 | |
Доходы | |||
1. | Страховые взносы | 276591,0 | 355981,99 |
2. | Мобилизация просроченной задолженности плательщиков страховых взносов в Фонд |
15500,0 | 19989,50 |
3. | Суммы единого налога на вмененный доход, поступающие в Фонд |
2550,0 | 3143,93 |
4. | Поступления страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации |
294,0 (за бюджетом) |
142,97 |
5. | Средства федерального бюджета, передаваемые Фонду на выплату государственных пенсий и пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации |
26792,05 | 26800,35 |
6. | Средства от реализации гуманитарной помощи исходя из объемов, определенных Федеральным законом "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год", направляемые в Фонд на выплату государственных пенсий и пособий |
11560,26 | 8702,21 |
7. | Средства Государственного фонда занятости населения Российской Федерации - всего |
144,61 | 283,55 |
из них: | |||
возмещение расходов на выплату досрочных пенсий безработным гражданам |
85,05 | 229,92 | |
погашение задолженности Государственного фонда занятости населения Российской Федерации перед Фондом, образовавшейся на 1 января 1999 года |
59,56 | 53,63 | |
8. | Прочие поступления | 450,0 | 4710,68 |
в том числе: | |||
пени, финансовые санкции | 450,0 | 4495.00 | |
обслуживание коммерческими банками остатков средств счета ПФР |
83,13 | ||
другие доходы | - | 132,55 | |
9. | Возмещение расходов на содержание единых пенсионных служб из средств бюджетов субъектов Российской Федерации |
180,9 | 65,59 |
10. | Поступления от продажи облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом |
11017,29 | 11459,76 |
Итого доходов | 344786,11 | 431280,53 | |
Баланс | 352883,6 | 439378,02 | |
Расходы | |||
1. | Выплата государственных пенсий и пособий, осуществляемая за счет бюджета Пенсионного фонда |
310288,5 | 305317,47 |
в том числе: | |||
1.1. | Трудовые пенсии | 303473,7 | 299503,28 |
из них: | |||
досрочные пенсии, возмещаемые Государственным фондом занятости населения Российской Федерации |
85,05 | 229,92 | |
расходы на единовременную компенсационную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.99 N 1709 |
2025,3 | 1965,38 | |
выплата пенсий за периоды, не связанные с уплатой страховых взносов в Фонд, по пенсиям, исчисленным без применения индивидуального коэффициента пенсионера |
4541,9 | 10847,1 | |
дополнительные расходы на выплату трудовых пенсий, связанные с повышением размера отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране с 1 мая 2000 г. до 0,8, с 1 августа 2000 г. до 0,95 и с 1 ноября 2000 г. для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, до 1,2 |
29450,9 | 24322,05 | |
1.2. | Компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, получающими пенсии за счет страховых взносов |
151,2 | 110,71 |
1.3. | Пенсии гражданам, получающим пенсии за счет страховых взносов, выехавшим на постоянное место жительства за границу |
89,7 | 59,58 |
из них: | |||
пенсии, установленные в соответствии с законодательством СССР |
31,2 | 20,68 | |
1.4. | Выплата пенсий в соответствии с Временным соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины |
1,5 | 0,88 |
1.5. | Выплата социальных пособий на погребение и оказание гарантированного перечня услуг по погребению получателям пенсий за счет страховых взносов |
1627,2 | 1354,28 |
1.6. | Расходы по доставке и пересылке государственных пенсий и пособий, финансируемых за счет страховых взносов |
4945,2 | 4288,74 |
из них: | |||
расходы по доставке и пересылке пенсий за периоды, не связанные с уплатой страховых взносов в ПФР |
65,7 | 159,99 | |
расходы по доставке единовременной компенсационной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.99 N 1709 |
29,5 | 27,10 | |
2. | Целевые выплаты государственных пенсий и пособий, финансируемые Фондом на возвратной основе |
27581,1 | 25799,40 |
в том числе: | |||
2.1. | Расходы на выплату государственных пенсий и пособий, финансируемых Фондом на возвратной основе |
27055,4 | 25420,84 |
из них: | |||
расходы на единовременную компенсационную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.99 N 1709 |
90,0 | 103,98 | |
2.2. | Расходы по доставке и пересылке пенсий, финансируемых Фондом на возвратной основе |
525,7 | 378,56 |
3. | Выплаты пенсий членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в части, превышающей три с половиной минимального размера пенсии по старости, финансируемые за счет страховых взносов, фактически поступающих по дополнительному тарифу |
294,0 (за бюджетом) |
139,98 |
4. | Содержание органов Пенсионного фонда Российской Федерации |
3490,7 | 2373,40 |
из них: на содержание Учебно-методического центра Пенсионного фонда Российской Федерации |
33,0 |
16,29 |
|
5. | Расходы на содержание единых пенсионных служб, финансируемых Фондом за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации |
180,9 | 166,1 |
6. | Подготовка и переподготовка кадров | 14,3 | 14,23 |
7. | Организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; организация и ведение банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Фонд; поддержание автоматизированной информационной системы Фонда |
1971,5 | 1546,22 |
из них: | |||
капитальные вложения и проектные работы по строительству межрегиональных и межрайонных центров персонифицированного учета |
244,0 | 240,63 | |
8. | Формирование базы данных Фонда для актуарных расчетов |
220,0 | - |
9. | Расходы на международное сотрудничество по вопросам пенсионного страхования |
24,5 | 1,85 |
10. | Финансирование расходов, необходимых для улучшения проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания населения, за счет осуществления дополнительных мер по нормализации расчетов с Фондом |
3000,0 | 2964,42 |
11. | Погашение кредитов и ссуд | 424,00 | |
12. | Прочие расходы | 2309,09 | |
в том числе: | |||
расходы за счет пеней и финансовых санкций |
2057,69 | ||
из них: | |||
на региональные программы социальной защиты населения |
562,70 | ||
на социальное развитие ПФР | 1494,99 | ||
отвлечение страховых взносов на региональные программы и капитальные вложения по решению Правительства Республики Саха (Якутия) |
80,42 | ||
другие расходы | 170,98 | ||
Всего расходов | 346771,5 | 341056,16 | |
Остаток средств Пенсионного фонда (по системе) на 01.01.2001 |
6112,1 | 98321,86 | |
из них: | |||
образовавшийся за счет средств, полученных от мобилизации просроченной задолженности плательщиков страховых взносов в Фонд сверх установленных Федеральным законом "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2000 год" |
1525,08 | ||
образовавшийся за счет страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации |
78,44 | ||
Баланс | 352883,6 | 439378,02 |
Справка о наличии сверхнормативного остатка оборотных средств
(млн.руб.)
На 01.01. 2000 |
На 01.01. 2001 |
Прирост | |
Остатки денежных средств на счетах ПФР (по системе) |
8097,49 | 98321,86 | 90224,37 |
Норматив оборотных средств (40% объема расходов на выплату государственных пенсий в предстоящем месяце) |
9024,00 | 13000,0 | 3976,0 |
Сверхнормативный остаток оборотных средств |
-926,51 | 85321,86 | |
Справочно: | |||
Остатки средств в органах соцзащиты и организациях связи на выплату пенсий |
2613,54 | 11144,52 | 8530,98 |
Другие доходы за 2000 год
(млн.руб.)
1. Возврат уставного фонда, доходы от уставных фондов, 44,29
депозитных средств
2. Возмещение нецелевых выплат (местный бюджет, 48,92
соцстрах)
3. По проверке региональных контрольно-ревизионных 5,42
отделов
4. Возврат госпошлины, налога, региональных программ, 29,86
ссуд, на выплату пенсий
5. Добровольные взносы (0,52), курсовая разница (2,51), 3,15
возмещение пенсий Генеральной прокуратурой (0,12)
6. Купонный доход по облигациям государственного 0,91
федерального займа
Итого 132,55
Другие расходы за 2000 год
(млн.руб.)
1. Почтово-телеграфные расходы 0,62
2. Услуги налоговой инспекции, казначейства, 3,44
депозитария
3. Налоги, госпошлина 98,87
4. Расходы на проезд по Закону Российской Федерации N 34,99
4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях
для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях"
5. Комиссия банка по операциям в валюте, отрицательная 1,11
курсовая разница
6. По решению суда 0,28
7. Проценты за пользование кредитными ресурсами 26,86
8. Проценты по расходам по проекту "Реализация 0,54
элементов пенсионной реформы, возложенных на ПФР"
9. Расходы по государственному личному страхованию 0,20
уполномоченных ПФР
10. Средства, направленные на финансирование выплаты 4,07
пенсий гражданам Чеченской Республики в
Представительство Чеченской Республики
Итого 170,98
Справка о погашенных кредитах и ссудах
(млн.руб.)
1. Остаток непогашенных кредитов и ссуд, 32,53
предоставленных местными бюджетами, на 01.01.2000
2. Средства займа по прединвестиционному финансированию 1,86
проекта "Реализация элементов пенсионной реформы,
возложенных на ПФР"
3. Погашение займа по прединвестиционному 1,86
финансированию проекта "Реализация элементов
пенсионной реформы, возложенных на ПФР"
4. Предоплата по векселям ПФР на 01.01.2000 392,04
5. Погашение кредитов и ссуд за 2000 год 31,99
6. Погашение векселей ПФР за 2000 год 392,01
7. Остаток непогашенных ссуд, предоставленных местными 0,57
бюджетами, векселей ПФР на 01.01.2001
8. Всего погашено кредитов, ссуд и векселей ПФР за 2000 424,00
год
Справка о взаиморасчетах с Государственным фондом занятости населения
Российской Федерации за 2000 год
(млн.руб.)
Задолженность Государственного фонда занятости населения 59,56
перед ПФР по состоянию на 01.01.2000
Расходы ПФР за 2000 год по выплате досрочных пенсий 229,92
безработным гражданам
Возмещено Государственным фондом занятости населения за 283,55
2000 год - всего
из них:
возмещение текущих расходов ПФР на досрочные пенсии 229,92
погашение задолженности за прошлый период 53,63
Остаток задолженности Государственного фонда занятости 5,93
населения перед ПФР по состоянию на 01.01.2001
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.