Дата вступления в законную силу - 17 декабря 2019 г.
Судья Калужского областного суда Сидоренков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по доверенности Маймистовой А.Б. на постановление судьи Жуковского районного суда Калужской области от 25 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 КоАП РФ, в отношении федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, У С Т А Н О В И Л:
Постановлением судьи Жуковского районного суда Калужской области от 25 сентября 2019 года федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
В жалобе, поданной в Калужский областной суд, защитник ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по доверенности Маймистова А.Б. просит постановление Жуковского районного суда Калужской области от 25 сентября 2019 года отменить как незаконное и необоснованное.
ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, законный представитель и защитник юридического лица в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела от них не поступило, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 9.11 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
В силу пункта 5 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года N190-ФЗ "О теплоснабжении" проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 3 статьи 23.2 указанного Федерального закона под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок.
Правила технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок устанавливают обязательные требования безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок и входящих в их состав зданий, помещений, сооружений и оборудования.
Теплоснабжающие организации, теплосетевые организации при осуществлении теплоснабжения и потребители тепловой энергии при потреблении тепловой энергии обязаны соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года N103 утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду.
Также Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года N115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (ПТЭТЭУ).
Согласно пунктам 12-14 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 3 марта 2017 года N607, учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства в интересах Вооруженных Сил РФ, в том числе связанных с производством, передачей и распределением тепловой энергии и теплоносителя.
В соответствии с пунктами 13-15 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил РФ, утвержденному приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2017 года N860, учреждение и его подразделения осуществляют контроль организации коммунально-эксплуатационного обеспечения материально-технической базы Вооруженных Сил РФ и несут ответственность за правильную эксплуатацию систем теплоснабжения и своевременное проведение мероприятий промышленной безопасности.
Как следует из материалов дела, 18 июня 2019 года военной прокуратурой Калужского гарнизона с привлечением специалиста Приокского управления Ростехнадзора проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации объектов теплового хозяйства, расположенных на территории Калужской области, эксплуатируемых ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ в интересах Минобороны России. В ходе проверки проведены надзорные мероприятия по вопросам эксплуатации и подготовки к отопительному периоду 2019-2020 годов подразделениями филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ объектов теплоснабжения - котельных и инвентарными номерами 69 и 72, расположенных по адресу: "адрес". Надзорными мероприятиями выявлены нарушения Федерального закона от 27 июля 2010 года N190-ФЗ "О теплоснабжении", Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (ПТЭТЭУ), утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года N115, допущенные ФГБУ "ЦЖКУ" при осуществлении деятельности по эксплуатации указанных объектов теплоснабжения, а именно:
в котельной с инвентарным номером 69: в нарушение пункта 5.3.7 ПТЭТЭУ не произведены режимно-наладочные испытания котлов ДКВр 10/13 (заводские номера 81243, 5767) в установленные сроки; в нарушение пунктов 6.2.32, 6.2.60 ПТЭТЭУ тепловые сети от котельной эксплуатируются без проведения испытаний на определение тепловых и гидравлических потерь, не разработан гидравлический режим, не произведена регулировка расходов теплоносителя на потребителей, отсутствуют пьезометрические графики тепловой сети; в нарушение пунктов 2.2.1, 2.7.1, 2.7.2, 11.2 и 6.2.1 ПТЭТЭУ не обеспечена надежность теплоснабжения потребителей от котельной с инвентарным номером 69, а именно: котельная работает с дефицитом мощности (подключенная нагрузка составляет 22 Гкал/ч, а отпускаемая составляет 18 Гкал/ч) в связи с отсутствием капитального ремонта 3-го котла с заводским номером 5707 (требуется 100% замена экранных труб); в нарушение пунктов 2.7.2, 11.1 ПТЭТЭУ не проведена чистка и промывка котлов ДКВр 10/13 (заводские номера 81243, 5767); в нарушение пункта 13.2 ПТЭТЭУ не проведена замена (капитальный ремонт) или техническая диагностика в котельной пароводяного подогревателя ПП 1-53-0, 7-4 заводской N (2006 года выпуска) в связи с истечением срока службы, установленного изготовителем (12 по паспорту); в нарушение пунктов 13.2, 13.3, 13.6 ПТЭТЭУ не обеспечена надежность теплоснабжения: трубопроводы тепловых сетей от котельной (отработавшие свой нормативный срок службы) эксплуатируются без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока их эксплуатации; в нарушение пункта 11.9 ПТЭТЭУ не в рабочем состоянии система топливоподачи и хранения резервного жидкого топлива на котельной, предусмотренная проектом котельной; в нарушение пунктов 11.2, 2.7.1, 2.2.1 ПТЭТЭУ не обеспечена надежность теплоснабжения: не проведен капитальный ремонт (замена) 2 пароводяных подогревателей; в нарушение пункта 3.3.9 ПТЭТЭУ эксплуатируются здания центральных тепловых пунктов (2 шт.) по
адресу: "адрес", Курилово без проведения технического освидетельствования строительных конструкций специализированной организацией; в нарушение пункта 12.11 ПТЭТЭУ на котельной эксплуатируется водоподготовительное оборудование без проведения ревизии и наладки; в нарушение пункта 6.2.13 ПТЭТЭУ отсутствует документ, подтверждающий проведение испытаний на прочность и плотность (акт) трубопроводов тепловых сетей от котельной (общая длина 21 км.); в нарушение пунктов 3.3.1, 3.3.29 ПТЭТЭУ не проведен ремонт здания котельной, а именно кирпичной кладки фасадной стены (вываливаются кирпичи); в нарушение пунктов 1.4, 2.7.1 ПТЭТЭУ не проведен ремонт (замена) сепаратора непрерывной продувки котлов ДКВр 10/13 (заводские номера 81243, 5767); в нарушение пунктов 1.4, 13.2 ПТЭТЭУ не проведено техническое диагностирование (экспертиза промышленной безопасности) трубопровода пара, установленного в котельной, отработавшего 20 лет (паспорт отсутствует); в нарушение пункта 2.7.1 ПТЭТЭУ не произведен ремонт парового котла с заводским номером N 5767 в объеме, установленном в заключение экспертизы промышленной безопасности регистрационный номер N 962-ТУ-000274-2019 от 26 декабря 2018 года, а именно не восстановлена обмуровка торкрета верхнего барабана; в нарушение пункта 2.1.2 ПТЭТЭУ отсутствует распорядительный документ о назначении лица, замещающего работника, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок (на время отсутствия); в нарушение пунктов 3.3.1, 3.3.29 ПТЭТЭУ не проведен ремонт оголовка кирпичной дымовой трубы на котельной согласно ведомости дефектов, установленных в отчете по результатам технического диагностирования N2018-137/014 от 26 декабря 2018 года;
в котельной с инвентарным номером 72: не произведены режимно-наладочные испытания котлов ДКВр 4/13 (заводские номера 1572, 1508) в установленные сроки (пункт 5.3.7 ПТЭТЭУ); водоподготовительное оборудование эксплуатируется без проведения ревизии и наладки (отсутствует отчет) (пункт 12.11 ПТЭТЭУ); паровые котлы ДКВр 4/13 (заводские номера 1572, 1508) эксплуатируются без продления срока службы по истечении срока службы, указанных в заключениях экспертизы промышленной безопасности (пункты 1.4, 13.2 ПТЭТЭУ); не обеспечено проведение технического освидетельствования специализированной организацией строительных конструкций здания котельной N72 в установленные сроки (пункт 3.3.9 ПТЭТЭУ); не произведен ремонт здания котельной, а именно нет замены оконных проемов - 6 шт. (пункты 3.3.1, 3.3.29 ПТЭТЭУ); в помещении котельной отсутствует сигнализатор угарного газа (пункт 4.2.44 ПТЭТЭУ); на отдельных участках трубопроводов тепловых сетей не восстановлена тепловая изоляция (пункт 6.1.31 ПТЭТЭУ).
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: постановлением заместителя военного прокурора Калужского гарнизона Крупнова А.И. о возбуждении дела об административном правонарушении от 27 июня 2019 года; сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ; уставом ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ; справкой по результатам проведенной проверки.
Всем имеющимся в материалах дела доказательствам судом первой инстанции дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Доказательства по делу об административном правонарушении получены в соответствии с требованиями КоАП РФ, каких-либо нарушений при их получении допущено не было, в связи с чем отсутствуют основания для признания данных доказательств недопустимыми.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно и объективно установлены все обстоятельства совершения административного правонарушения. Так, в соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, нарушившее требования законодательства при осуществлении деятельности по эксплуатации объекта теплоснабжения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
С учетом установленных обстоятельств, действия ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ были правильно квалифицированы судьей по статье 9.11 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным кодексом или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению.
Вопреки доводам жалоб, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ не были приняты своевременные, необходимые и достаточные меры (в том числе, связанные с получением необходимого финансирования), направленные на соблюдения учреждением указанных выше Правил при эксплуатации объекта теплоснабжения.
Доводы жалобы о том, что основное газовое оборудование на котельных и инвентарными номерами 69 и 72 не эксплуатируется сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий не подтверждены материалами.
Вопреки доводам жалобы постановление о привлечении ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ к административной ответственности по статье 9.11 КоАП РФ вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание было назначено ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ с учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения и его имущественного и финансового положения.
При рассмотрении дела нарушений КоАП РФ, влекущих отмену вынесенного постановления, допущено не было, дело было рассмотрено всесторонне, полно и объективно, выводы судьи надлежащим образом мотивированы в постановлении и основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Жуковского районного суда Калужской области от 25 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 КоАП РФ, в отношении федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации оставить без изменения, жалобу защитника ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по доверенности Маймистовой А.Б. - без удовлетворения.
Судья Сидоренков И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.